СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Предлоги простые и составные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Предлоги простые и составные"»








Открытый урок по русскому языку

в 7 классе на тему:

«Предлоги простые и составные»














2022 г.


Тема урока: Предлоги простые и составные.

Цели: 

Образовательные: дать понятие о простых и составных предлогах, сформировать знания, умения, навыки различать простые и составные предлоги; проверить знания учащихся по теме «Предлог»

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память; формировать направленность  личности  на рефлексию собственной деятельности;  развивать грамотную и образную речь, умение анализировать, формулировать вопросы.

Воспитывающие: воспитывать интерес к изучению русского языка, к родной природе, Родине, к русской литературе.

Планируемые результаты:

1.Предметные: знать, какие предлоги являются простыми, какие составными; уметь находить  простые и составные предлоги; группировать словосочетания с простыми и составными предлогами.

2.Метапредметные: осознание целей учебной деятельности и умение их пояснить; анализировать и извлекать необходимую информацию, выбирать адекватные языковые  средства для успешного решения коммуникативных задач.

3.Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, критически оценивать свой результат, творчески относиться к учебному  процессу.

Оборудование: компьютер, проектор.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Используемые технологии:  проблемная технология, информационно- коммуникативная,  здоровьесберегающая.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методическое обеспечение урока: презентация к уроку «Простые и составные предлоги»; учебник; раздаточный материал

Тип урока: урок изучения нового материала

Основные методы: проблемно-поисковый, исследовательский.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок будет необычным. У нас присутствуют гости. Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.  

2.Мотивация учебной деятельности

Прочтите стихотворение, спроецированное на экране.

Безумный бег, восторг, удача,

Открытия, надежда на успех…

Все нас влечет, пусть слабый плачет,

У победителей сомнений нет!

- О чем стихотворение? Я думаю, что сегодня вы откроете для себя что-то новое, и каждого из вас будет ждать успех. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

3.Актуализация знаний

Прочитайте стихотворение Юрия Шмидта «Защитники Отечества родного...». Внимательно посмотрите на текст.

Две старых фотографии, два деда,
…стен как будто смотрят … меня.
Один погиб почти …победой,
Другой пропал … немецких лагерях.
Один дошел… самого Берлина,
… апреле сорок пятого - убит.
Другой пропал … вести, словно сгинул,
И даже неизвестно, где лежит.

Защитники Отечества родного,
Две разных жизни, но … одной судьбой.

… старых фотографий смотрят снова,
Те, кто отдали жизнь …нас … тобой.
И …этот День Защитника Отчизны,
Героев павших будем вспоминать.
Они … нас свои отдали жизни,
Чтоб мы могли отчизну защищать.

-Ребята, скажите, пожалуйста, чего не хватает в нашем стихотворении?

-Нарушилась грамматическая связь в предложениях. Нет предлогов.

-Давайте вспомним пройденный материал.

-Что называется предлогом? (Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении).

- Какие отношения выражают предлоги? (Предлоги выражают различные отношения, например: временные (идти в течение дня), причинные (не пойти из-за непогоды), пространственные (остановиться около дома), целевые (лекарство от головной боли) и др.

- Каких видов бывают предлоги? (Предлоги бывают производные и непроизводные).

-Какие предлоги называются непроизводными? (Непроизводные предлоги – это предлоги, не образованные из самостоятельных частей речи, например: без, в, до, для, из, к).

- Какие предлоги называются производными предлогами? (Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, утрачивают при этом своё лексическое значение и морфологические признаки. Например, предлог благодаря (справились благодаря помощи товарища) – из деепричастия (уходил, благодаря за оказанную помощь).

- С какими падежами употребляются производные и непроизводные предлоги? (Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами, а производные используются обычно с одним каким – либо падежом. Например, предлог благодаря употребляется только с дательным падежом: благодаря мужеству (дат. п.)

Составление кластера


4. Постановка проблемы.

Формулирование учащимися темы и цели урока. Изучение нового материала

- Сегодня, ребята, у нас новая тема и сначала предлагаю вам посмотреть на слайд. На слайде столбики предлогов:

В                                       В течение

На                                     В продолжение

Благодаря                      Несмотря на

- Чем отличаются предлоги?

- В одном столбике предлоги простые, в другом составные.

- Кто попробует сказать, в чём отличие простых предлогов от составных?

1-й столбик это предлоги, состоящие из одного слова.

- Назовите предлог, состоящий из двух слов.

2-й столбик это предлог, состоящий из двух слов.

- Скажите, какие из этих предлогов называются простыми, а какие — составными?

Предлоги, состоящие из одного слова, называются про­стыми, а состоящие из двух слов — составными.

Простые (состоят из одного слова): в, с, к, у, над, на, перед, при и другие;

сложные (состоят из двух простых, соединённых дефисом): из-под, из-за, по-над и другие;

составные (состоят из нескольких слов): несмотря на, в отличие от, в связи с и другие;

5.Первичная проверка понимания:

распределить слова-предлоги в три столбика.

От, в продолжение, под, из-под, без, несмотря на, через, из-за, в течение, по причине, по-над, вследствие, перед.

Простые предлоги (состоят из одного слова)

Сложные предлоги (сложение двух предлогов)

Составные предлоги (состоят из нескольких слов)

Выводы:  По своему составу предлоги делятся на простые, сложные и составные.

- Кто может сразу ответить, какие предлоги простые, а какие составные?

- Уточните, с какими видами предлогов вы сейчас познакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Мы познакомились с простыми и составными предлога­ми. Значит, тема сегодняшнего урока:

Простые и состав­ные предлоги.

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

- Открыли тетради, записали число, классная работа и тема урока.

- Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

( 1) познакомиться с простыми и составными предлогами, научиться различать простые и составные предлоги.

2) научить находить простые и составные предлоги в речи, правильно их употреблять в тексте;

3) способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

- Я хочу напомнить вам, что на партах у каждого есть лист самооценки и, который необходимо заполнить в конце урока.

6. Первичное закрепление с комментированием.

Работа с учебником

- А теперь обратимся к правилам в учебнике (Дети читают правила и делают выводы по ним).

Замечание учителя: не надо принимать предлоги из-за, из-под за составные. Они состоят из одного слова, образовались путем соединения двух непроизводных предлогов. Составные же пред­логи - производные.

7. Физкультминутка.

 Я буду называть предложения, а вы внимательно слушаете. (Дети все стоят.) Если я называю в предложении правильный предлог, то вы должны поднять обе руки вверх. А если я в предложении употребляю предлог неправильно, то вы должны выполнить приседание.

Волк живёт на логове.- присед.

Ваза стоит на столе. - руки вверх

Продукты покупают на магазине. присед.

Кот спит в диване. присед.

В роще пели соловьи. руки вверх

Арбузы покупают в рынке. присед.

Кроты на земле живут. присед.

Дерево сажают в почву.

В сосновом лесу много маслят. руки вверх

Утром все спешат в работу. присед.

8. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником

1.Выполнение упражнения

2. Цифровой диктант

Я читаю тезис. Если вы согласны с ним, пишите цифру- 1, если нет, то цифру- 2 записываете в тетрадь)

1.Предлог – это самостоятельная часть речи.

2. Предлоги бывают простыми и составными.

3. Предлоги могут употребляться как с одним падежом, так и с несколькими.

4. В предложении предлог является дополнением.

5. Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

6. Предлог благодаря является не производным.

7. По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные.

8. Предлоги из-за, из-под пишутся через дефис.

9. По происхождению предлоги могут быть производными и непроизводными.

9. Творческое задание. Оценка результативности урока

Составить синквейн на тему «Предлог»

Предлог.
Служебный, простой.
Дополняет, связывает, объединяет.
Используется в устной и письменной речи.
Часть


10. Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы много отвечали, творили, дополняли друг друга. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку.

-Какие задания вызывали трудности?

- Какие предлоги называются простыми, а какие составными?

Заполните, пожалуйста, ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

- Молодцы, ребята. На этом наш урок окончен, спасибо за урок.

11. Домашнее задание.

Выучить теоретический материал

Работа по карточкам
























Приложение

Лист самооценки и оценки в работе на уроке

Фамилия­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ _______________ Класс__________

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) _____________________________________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?) _____________________________________________________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) _____________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________ _____________________________________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ? (активной (ным), пассивной (ным)) _____________________________________________________________________

7 .Выстави себе оценку за работу на уроке по пятибалльной системе, объясни, почему выставил ту или иную отметку ______________________________ _____________________________________________________________________