Тема урока: “Предлоги”.
Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Задачи урока:
1.расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
2. развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость.
3. воспитывать аккуратность, самостоятельность; формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
Мультимедийные слайды;
Учебники «Русский язык. 2 класс.» Авторы: Нечаева Н.В., Яковлева С. Г.
Индивидуальные тестовые задания для учащихся;
Памятки - раскраски по теме, в подарок за работу на уроке.
Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других слов. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки индивидуальной работы учащихся. В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: урок-путешествие
Ход урока. 1.Организационный момент. Слайд 3
- Сегодня у нас необычный урок – на нём присутствуют гости. Повернитесь и улыбнитесь им, теперь улыбнитесь друг другу и мне.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок!
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать!
II.Вступительная беседа.
- Ребята, вы любите сказки?
- Я тоже люблю сказки, особенно волшебные. Давайте мы сегодня отправимся в чудесную страну, где происходят волшебные вещи, ну что же, что у нас урок русского языка. Ведь недаром говорят, что «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» может эта сказка научит нас чему-то, может, что-то мы узнаем новое о русском языке, как раз у нас сегодня НОВАЯ ТЕМА, Слайд 4
- Итак, отправляемся в сказочную страну. Можно, конечно, сказать для этого волшебные слова, можно раздобыть ковёр-самолёт. Но мы отправимся туда с помощью моей волшебной палочки. Закройте глазки, а теперь откройте.
- Мы попали в страну РУСКОГО ЯЗЫКА. Королём в этой стране был могущественный Русский язык, а королевой – мудрая Грамматика. Слова – главные работники этого королевства. У каждого в этом королевстве своя работа. И однажды в этой стране случилась настоящая неразбериха - ну, никакого порядка! Слайд 5
- Попытались как-то слова построиться, потому что захотелось Королю посмотреть на своих слуг и устроить парад. Становились слова и так, и эдак, всё плохо получается. «Без командира нам не обойтись! - решили они – Позовём мы на помощь добрую фею, она главная в этом королевстве над всеми словами».
Знакомьтесь – Словарная фея! Она принесла вам подарки, но чтобы их получить, вы должны выполнить все задания, которые она приготовила. Хотите получить подарки? Готовы выполнить все задания? Тогда начнем. Слайд 6
1задание: отгадайте загадку: слайд 7
На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица:
В черной шапочке и желтой кофточке.
Птица называется… (Синица)
III. Чистописание слайд 8
- Ребята, с какой буквы начинается это слово? (С). Какой звук обозначает эта буква?Охарактеризуйте его , пожалуйста (Согласный, глухой, мягкий). Что делает его мягким? (Гласная и)
- При слиянии с какими еще гласными наш звук будет мягким? (се, ся, сё, сю)
- При слиянии с какими гласными наш звук будет твердым (со, са, су,)
-Давайте пропишем нашу букву в воздухе и у себя на ладошке пальчиком.
- А теперь запишем в тетрадках. Но прежде разомнем пальчики
Массаж пальчиков
Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Записываем: 13 марта. Классная работа. Ниже прописываем заглавную и строчную букву С и соединения. Молодцы!
IV. Словарная работа слайд 9
- Ребята, в следующем задании нужно вставить пропущенные буквы в словах и объяснить орфограммы. С новой строчки, с красной строки записываем
Мыш.., п..щит, ч..сы, соч..ный, л..ж..т, у..кий, под
V.Повторение о частях речи слайд10
-Ребята, теперь еще раз прочитайте глазками слова и подумайте на какие группы можно их разделить (на сущ., прил, и глаголы). Но прежде, чем мы заполним таблицу, вспомним, какие слова называются существительными, прилагательными и глаголами. Молодцы! А теперь найдите существительные, прилагательные, глаголы.
- Какое слово оказалось лишнее? Под
- Кто знает, что это за слово? (предлог)
- Да мы встречались с предлогами, но не говорили о них подробно
VI.Работа над новым материалом
1.Объявление темы и цели урока слайд 11
-Сегодня тема нашего урока – ПРЕДЛОГ. Мы узнаем, что такое предлог, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими словами.
2.Стихотворение о предлогах слайд 12
3.Знакомство с предлогами слайд 13
В русском языке очень много предлогов, но Словарная фея знакомит нас с теми, которые встречаются наиболее часто. Итак, предлоги – это самостоятельные слова, т.к мы употребляем их в своей речи. Посмотрите - эти слова могут быть очень маленькими и состоять всего лишь из одной буквы. Давайте прочитаем. Из двух букв. Из трех и более. Они могут писаться через дефис. Если предлоги являются словами, значит, они являются частью речи. А ,как вам известно, части речи отвечают на какие-либо вопросы. Давайте возьмем любой предлог и попробуем задать к нему вопрос. Получается?
-Попробуйте изменить их. Можно это сделать?
- Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются. Слайд 14
- Для чего служат предлоги?
- Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно выполнить следующее задание Словарной феи.
4. Работа с предложениями. Слайд 15
Нам даны предложения. Давайте прочитаем их
Кружатся снежинки … холодном воздухе
Катаются дети .. коньках … льду
Весело детям … зимнее время … улице
- Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
- Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
- Давайте вставим предлоги.
- Установилась ли связь слов в предложениях?
- Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
- Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. Слайд 16
Когда увидели Сущ. Прил. и Глаголы какие предлоги маленькие стали смеяться над ними.
- Вот потеха! – засмеялись Глаголы, Существительные, Прилагательные. – Да вы такие маленькие, вы своим видом насмешите самого короля. Мы такие важные, значимые, большие, а вы? Не хотим строиться с вами.
- Что вы! Что вы! – возразила добрая Словарная фея. – Они главные мои помощники. Именно они помогают мне выбрать для вас форму и наряд.
- Неправда! Не верим! – возразили Глаголы, Существительные, Прилагательные.
- Ах! Так! – сказала Словарная фея, забрала предлоги села в карету и уехала в неизвестном направлении.
- Что тут началось в королевстве. Такого шума, плача никогда и никто не слыхивал. Ведь из нашей речи, из нашего языка исчезли все маленькие слова, которые помогали связываться по смыслу другим словам в предложении. Сказки, стихи, рассказы стали такими некрасивыми, непонятными, что их отказались читать даже взрослые и дети. Могущественный Король повелел вернуть эти слова, чтобы навести в королевстве порядок. Только где их искать.
- Ребята, поможем найти эти маленькие¸ но важные слова.
6.Первичное закрепление
Установление связи слов в словосочетании с помощью предлога Слайды 17-22
- Вставьте подходящее слово. Как писали маленькие слова с другими? Почему раздельно?
отъехала … дворца
поехала … дороге
переехала … мост
поднялась … гору
спустилась … горы
подкатила … дому
Молодцы! Вы вернули фею вместе с предлогами назад в королевство.
7.Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами, нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: слайд 23, 24
Следующее задание Словарной феи: нужно определить как пишутся следующие слова: (в)дверь, (под)стол. Докажите, что эти слова пишутся раздельно. Вставьте между предлогом и словом вопрос или другое слово
8. Физминутка слайд 25
9. Работа с правилом. (Указ) слайд26
- После того, как Королю были представлены предлоги, и он узнал, что они очень важны для речи, он повелел издать указ, и велел выучить всем, кто хочет быть грамотным. Прочитайте указ. Повторите всё, что узнали о предлогах.
10.Работа с учебником (самостоятельная работа) слайд 27
А теперь Словарная фея хочет посмотреть, как вы умеете работать самостоятельно. Откройте стр.191упр.511.
Итог урока. слайды 30,31
Представьте, что ваш одноклассник заболел и не был сегодня в школе.
Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
А для этого давайте выполним тест – опрос.
У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его, обведя в кружок верное предложение.
1.Выбери верное утверждение
А) Предлоги – это часть речи
Б) Предлоги не являются частью речи
2. Выбери верное утверждение
А) Предлоги изменяются и к ним можно задать вопрос.
Б) Предлоги не изменяются и к ним нельзя задать вопрос.
3. Предлоги с другими словами пишутся:
А) Раздельно
Б) Слитно
4. Выбери верное утверждение
А) Предлоги служат для связи слов в предложении.
Б) Предлоги не служат для связи слов в предложении.
5. Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами :
А) Между предлогом и словом нужно вставить другое слово или вопрос
Б) Между предлогом и словом нельзя вставить слово или вопрос