Задание № 1.
Выписать слова, в которых сделаны ошибки.
Записать правильный вариант.
гипотеза, милосердие, предвыборная компания, кансенсус, народные избранники, парламенские слушания, авторитет, предприниматель, диструктивный, анотация, дискуссия, публицистика, каммуникативный, электорат, журналистское расследование, чевствовать победителя, правосудие, сокраментальный, мировоззрение, суверенитет, интелигентный человек, полемезировать
Задание № 2.
С любым словом (или сочетанием слов) из задания № 1 составить и записать предложения по схемам:
х , / /, …


, и
«П, – а, – п»




, и –
[ ], (что ……….)
Задание № 3.
Укажите в приведённом списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистике.
Построение сложноподчинённых предложений; проблемы, связанные с техногенными катастрофами; выборы президента; решение линейных уравнений; соединение химических элементов; рейтинг исполнителей современной музыки; проблема терроризма в стране; использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой; литературоведческий анализ текста; проблема развития и сохранения русского языка; проблема свободы личности.
Задание № 4.
Заполните таблицу «Языковые особенности публицистического стиля».
Лексические особенности |
|
Эмоциональные средства выразительности |
|
Синтаксические особенности |
|
Задание № 4.
Заполните таблицу «Языковые особенности публицистического стиля».
Лексические особенности | общественно-политическая лексика, морально-этическая лексика; слова из области психологии, культуры, экономики; слова, обозначающие внутреннее состояние человека и др. |
Эмоциональные средства выразительности | эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация; фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи; цитаты, языковые средства юмора, сатиры, иронии; термины в переносном значении |
Синтаксические особенности | однородные члены, вводные слова и предложения, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции |
Задание № 4.
Заполните таблицу «Языковые особенности публицистического стиля».
Лексические особенности |
|
Эмоциональные средства выразительности |
|
Синтаксические особенности |
|
Задание № 5.
Поясните значение фразеологических оборотов. Составьте три предложения, включив в них эти обороты.
Толочь воду в ступе, вылететь в трубу, заложить фундамент, вырвать с корнем, сидеть сложа руки, рубить с плеча, бить в набат, витать в облаках, скрещивать шпаги, жребий брошен.
Задание № 6.
Составьте словосочетания или предложения, в которых данные ниже слова-термины приобрели бы переносное значение и явились средством усиления образности речи.
Образец: баланс – баланс политических сил;
инфляция – инфляция совести.
Атмосфера, аккорд, паразитировать, заморозить, марафон, рецепты, рычаги, дуэт, барометр, битва.
Задание № 7.
Проанализируйте стилевые и языковые особенности публицистического стиля.
Учитесь говорить и писать
Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюётся словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему всё нипочём, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.
Второе правило. Чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.
Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».
(Д.С. Лихачёв)
Задание № 8.
Определите, к какому стилю относятся предложения. Устно обоснуйте свой ответ.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Российской Федерации.
(Конституция РФ)
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
(И. Тургенев)
Добро не может быть глупо; добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата».
(Д. Лихачёв)
Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и выражающая это значение в грамматических категориях падежа, числа и в лексико-грамматической категории рода.
(Из «Грамматически современного
русского литературного языка»)
Вот посмотрите, батюшка, какая рожа! Глуп ведь, как дерево, а попробуй что-нибудь положить, мигом украдёт!
(Н. Гоголь «Мёртвые души»)
Приложение № 1.
Публицистический стиль речи
Слово «публицистический» образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».
Цель публицистического стиля – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям.
Сфера употребления публицистического стиля – общественно-экономические, политические, культурные отношения.
Жанры публицистики – статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нём широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.
Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути её решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология.
Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, – общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.
Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует метафоры, эпитеты, сравнения и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.
Приложение № 2.
Жанры публицистического стиля
Заметка – краткое сообщение в печати.
Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).
Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
Отзыв – отклик, мнение о ком-чём-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т.п.
Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приёмов изложения.
Приложение № 3.
Устное выступление
диалог – разговор между двумя или несколькими лицами
дискуссия – вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого её решения
диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему
оппонент – тот, кто оспаривает тезис
полемика – спор при обсуждении, выяснении научных, литературных, политических вопросов
пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис
спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение
Главная задача устного выступления – это общение, возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.
Приложение № 4.
Словарь
аннотация – краткое изложение содержания книги, статьи и т.д.
деструктивный – разрушающий
кампания – совокупность военных действий, а также мероприятия для осуществления важной общественно-политической или хозяйственной задачи
коммуникативный – легко устанавливающий связь или контакт
компромисс – соглашение, достигнутое путём взаимных уступок
консенсус – общее согласие по спорным вопросам, к которому приходят участники международных конференций, переговоров
парламент – высший государственный представительный законодательный орган любого конституционного государства
сакраментальный – 1. связанный с религиозным обрядом, ритуальный
2. перен. закрепившийся в традиции, ставший обычным
суверенитет – полная независимость государства в его внутренних делах и в ведении внешней политики
электорат – совокупность избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию или её кандидата на парламентских, президентских или муниципальных выборах.
Приложение № 5.
Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
Сократ (470-399 г. до н.э.)
Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.
Гесиод (720 г. до н.э.)
Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк.
египетский жрец (2000 лет до н.э.)
Эта молодёжь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.
изречение найдено в глиняном горшке
в развалинах Вавилона, возраст горшка – 3000 лет
Приложение № 6.
Домашнее задание
Написать мини-сочинение публицистического характера в жанре рассуждения на одну из тем:
1. Что важнее: кем быть или каким быть?
2. Нужны ли милосердие и сострадание сегодня?
3. Существует ли конфликт между «отцами» и «детьми»?
4. Считаешь ли ты себя патриотом своей страны?
5. Своя тема.
Подготовьте устное выступление об одном из авторов публицистических статей (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Д.С. Лихачёв, Н.А. Бердяев, Д.А. Гранин, А.И. Солженицын, А.Д. Сахаров и др.)
Стили речи
I вариант
Найдите неверное утверждение:
стили – разновидности языка;
разговорный стиль используется для непосредственного, повседневного общения;
книжный тип речи включает 3 стиля речи: научный, официально-деловой и публицистический;
очерк – жанр официально-делового стиля.
Какого стиля речи не существует в литературном языке?
публицистический;
научный;
жаргонный;
разговорный.
Определите стиль по описанию.
Наиболее общими особенностями лексики этого стиля является употребление слов в прямом значении, отсутствие образных средств, широкое использование абстрактной лексики и терминологии.
научный;
публицистический;
художественный;
официально-деловой.
Определите, чертами какого стиля являются призывность, оценочность, образность, эмоциональность, использование общественно-политической лексики.
публицистический;
разговорный;
научный;
художественный.
Укажите, какие из указанный черт не соответствуют официально-деловому стилю:
стандартизированность;
точность формулировок;
эмоциональность;
долженствующе-предписывающий характер.
Определите, какой жанр не относится к научному стилю:
диссертация;
научная статья;
интервью;
монография.
Определите, какое слово или выражение не соответствует официально-деловой речи:
с персональным ответом;
в масштабах города;
корабельщики дивятся;
место жительства.
Определите стиль данного текста.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. (Д. Лихачёв)
научный;
публицистический;
художественный;
официально-деловой.
Определите стиль данного текста:
В уставшем от зимней тяготы лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не доели поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви не шевелят, а лишь потихоньку трогают друг друга, неожиданно донёсся запах подснежника!
художественный;
публицистический;
научный;
официально-деловой.
Определите подстиль данного текста.
Сейчас мы познакомимся ещё с одним механическим понятием, которое позволяет сформулировать новый для нас важный закон движения. Это понятие называется вращательным моментом, или моментом импульса, или моментом количества движения.
собственно-научный;
научно-популярный;
научно-учебный.
Выберите правильное определение стиля.
Научный стиль –
это стиль научно-фантастических романов и рассказов;
это стиль научных статей, докладов, монографий и учебников;
это стиль, который призван быстро откликаться на общественно-политические события;
это стиль критических статей, рецензий и отзывов.
Определите стиль речи по характеристике.
Этот стиль окончательно сформировался в России в XIX веке, немалую роль в этом сыграли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.
научный;
публицистический;
художественный;
официально-деловой.
Какой троп или фигура речи использованы в тексте:
«Белый ест ананас спелый, чёрный – гнилью мочёный». (В. Маяковский)
антитеза;
гипербола;
сравнение;
перифраза.
Какой троп использован в тексте:
«Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз». (С. Есенин)
олицетворение;
сравнение;
перифраза;
эпитет.
Стили речи
II вариант
Найдите неверное утверждение:
совокупность правил литературного произношения – это орфоэпия;
очерк – жанр публицистики;
наличие речевых стандартов – клише – особенность художественного стиля;
для разговорного типа речи характерна диалогическая речь.
Какого стиля речи не существует в литературном языке?
официально-деловой;
публицистический;
диалектный;
научный.
Определите стиль по описанию.
Для этого стиля характерно стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы, употребление присущих этому стилю клише.
научный;
публицистический;
художественный;
официально-деловой.
Определите, чертами какого стиля являются чёткая логика, информативная насыщенность, лаконичность, точность, отсутствие эмоций, обилие терминов.
публицистический;
разговорный;
научный;
художественный.
Укажите, какие из указанных черт не соответствуют разговорному стилю.
неофициальность;
неподготовленность речи;
точность и полнота формулировок;
непринуждённость.
Определите, какой жанр не относится к публицистическому стилю:
репортаж;
повесть;
очерк;
интервью.
Определите, какое слово или выражение не соответствует художественной речи:
цепная реакция;
лазоревая вода;
перлы дождевые;
чудное мгновение.
Определите стиль данного текста:
У кротояра лёд отошёл от берега. Прозрачно-зелёная вода плескалась и обмывала илистый ледок окраинцев. (М. Шолохов)
научный;
публицистический;
художественный;
официально-деловой.
Определите стиль данного текста:
Право на «ничегонеделание», считавшееся чуть ли не пороком ещё полвека тому назад теперь должно быть признано как необходимый элемент отдыха. Пассивный отдых как один из видов психической гигиены и самолечения совершенно необходим и его нельзя недооценивать.
художественный;
публицистический;
научный;
официально-деловой.
Определите подстиль данного текста:
Необходимым признаком грамотной устной речи является не только правильное произношение звуков и слова, но правильное выделение голосом ударного слога. Ударение называют «душой речи».
собственно научный;
научно-популярный;
научно-учебный.
Выберите правильное определение стиля.
Публицистический стиль –
это стиль художественных произведений;
это стиль общественно-политической литературы;
это стиль, который используется для передачи научных знаний;
это стиль, которым написано произведение «Собачье сердце» М. Булгакова.
Определите стиль речи по характеристике.
Этот стиль считают вершиной литературного языка. Важной чертой этого стиля является индивидуальность слова. Обилие художественно-изобразительных средств языка – главная особенность этого стиля.
публицистический;
официально-деловой;
художественный;
научный.
Какой троп использован в тексте:
«Бой идёт святой и правый…» (А. Твардовский)
олицетворение;
сравнение;
перифраза;
эпитет.
Какая фигура речи использована в тексте:
На братских могилах не ставят крестов.
Но разве от этого легче? (В. Высоцкий)
градация;
антитеза;
риторический вопрос;
анафора.
Ответы
№ задания | I вариант | II вариант |
1 | г | в |
2 | в | в |
3 | а | г |
4 | а | в |
5 | в | в |
6 | в | Б |
7 | в | а |
8 | б | в |
9 | а | Б |
10 | В | б |
11 | б | б |
12 | б | в |
13 | а | г |
14 | Г | в |
Ф.И. _____________________________________ Группа _______________ Я оцениваю свою работу на уроке ___________ _________________________________________ _________________________________________ Мой вклад в подготовку группы к занятию я оцениваю ________________________________ _________________________________________ _________________________________________ Моё мнение об уроке ______________________ _________________________________________ _________________________________________ | | Ф.И. _____________________________________ Группа _______________ Я оцениваю свою работу на уроке ___________ _________________________________________ _________________________________________ Мой вклад в подготовку группы к занятию я оцениваю ________________________________ _________________________________________ _________________________________________ Моё мнение об уроке ______________________ _________________________________________ _________________________________________ |
Ф.И. _____________________________________ Группа _______________ Я оцениваю свою работу на уроке ___________ _________________________________________ _________________________________________ Мой вклад в подготовку группы к занятию я оцениваю ________________________________ _________________________________________ _________________________________________ Моё мнение об уроке ______________________ _________________________________________ _________________________________________ | | Ф.И. _____________________________________ Группа _______________ Я оцениваю свою работу на уроке ___________ _________________________________________ _________________________________________ Мой вклад в подготовку группы к занятию я оцениваю ________________________________ _________________________________________ _________________________________________ Моё мнение об уроке ______________________ _________________________________________ _________________________________________ |
Ф.И. _____________________________________ Группа _______________ Я оцениваю свою работу на уроке ___________ _________________________________________ _________________________________________ Мой вклад в подготовку группы к занятию я оцениваю ________________________________ _________________________________________ _________________________________________ Моё мнение об уроке ______________________ _________________________________________ _________________________________________ | | Ф.И. _____________________________________ Группа _______________ Я оцениваю свою работу на уроке ___________ _________________________________________ _________________________________________ Мой вклад в подготовку группы к занятию я оцениваю ________________________________ _________________________________________ _________________________________________ Моё мнение об уроке ______________________ _________________________________________ _________________________________________ |
Ф.И. _____________________________________ Группа _______________ Я оцениваю свою работу на уроке ___________ _________________________________________ _________________________________________ Мой вклад в подготовку группы к занятию я оцениваю ________________________________ _________________________________________ _________________________________________ Моё мнение об уроке ______________________ _________________________________________ _________________________________________ | | Ф.И. _____________________________________ Группа _______________ Я оцениваю свою работу на уроке ___________ _________________________________________ _________________________________________ Мой вклад в подготовку группы к занятию я оцениваю ________________________________ _________________________________________ _________________________________________ Моё мнение об уроке ______________________ _________________________________________ _________________________________________ |
Тема: «Публицистический стиль речи. Основные особенности. Жанры»
Тип урока – комбинированный
Форма проведения – работа в группах
Методы – активные, мыследеятельностные, продуктивные
Цели:
1) образовательные:
обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»;
изучить языковые особенности публицистического стиля;
познакомить с жанрами публицистического стиля;
2) развивающие:
содействовать совершенствованию языковой компетенции (т.е. развивать умение владеть лексическими, синтаксическими, орфографическими, пунктуационными нормами литературного языка);
содействовать развитию исследовательских умений и навыков самостоятельной работы;
развивать устную речь студентов и навыки написания творческих работ в соответствии с нормами русского языка;
развивать наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять различные стили, а также пользоваться средствами публицистического стиля в своей речи;
3) воспитательные:
воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку;
формировать коммуникативные качества личности, трудолюбие, уважение к окружающим, взаимопомощь, ответственность;
воспитывать интерес к предмету, способность воспринимать важные общественные проблемы.
Оборудование: мультимедийный проектор,
рабочая тетрадь по теме.
Эпиграф к уроку
Словом можно убить,
словом можно спасти,
Словом можно полки
за собой повести.
Д. Кедрин
Л.З. Согласны ли вы с высказыванием? Аргументируйте свой ответ.
Структура урока
Организационный момент. 5 мин.
Активизация внимания.
Сообщение темы, постановка цели урока – 2 мин.
Актуализация знаний – 3 мин.
Мотивация – 2 мин.
Словарная работа – 10 мин.
Работа над новым материалом – 30 мин.
Проверка подготовленного студентами творческого задания «Заметка в студенческую газету» – 15 мин.
Обобщение и закрепление материала – 20 мин.
Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия. – 5 мин.
Лист рефлексии
Ф.И. _____________________________________ Группа _______________ Я оцениваю свою работу на уроке ___________ _________________________________________ _________________________________________ Мой вклад в подготовку группы к занятию я оцениваю ________________________________ _________________________________________ _________________________________________ Моё мнение об уроке ______________________ _________________________________________ _________________________________________ |

