Открытый урок русского языка в 6 классе
Тема: «Синтаксис. Повторение»
Цель: закрепить знания, умения и навыки, приобретенные при изучении данной темы.
Задачи: 1) повторить признаки простого и сложного предложения, знаки препинания в простом (осложненном) и сложном предложении;
2) корректировать произносительные навыки учащихся с нарушением слуха, развивать их вербальную память и логическое мышление;
3) закреплять навык устного ответа на поставленный вопрос, умение находить грамматическую основу предложения, различать по вопросам второстепенные члены предложения.
Оборудование: компьютер
Ход урока:
Вступительная часть: прочитайте тему урока и скажите, чем мы будем заниматься (будем повторять то, что изучили по теме «Синтаксис»)
2.Беседа по вопросам:
- Что изучает синтаксис? (словосочетание и предложение)
- Что такое грамматическая основа предложения? (главные члены – подлежащее и сказуемое)
- Какие бывают предложения по наличию грамматических основ? (простые и сложные)
- Чем отличаются простые предложения от сложных? (в простом предложении одна грамматическая основа, в сложном – две и более)
Задание 1. Определить - простое или сложное предложение
(указать грамматические основы, поставить, где необходимо, запятую):
Ползут по деревьям туманы
Фонтаны умолкли в саду.
- Какое предложение называется распространенным? (где есть второстепенные члены)
- Назовите второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство)
- На какие вопросы отвечает определение? (какой? чей?)
- Какой второстепенный член отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? (обстоятельство)
- Назовите вопросы дополнений (дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, т.е. всех, кроме именительного падежа)
Задание 2. Распространить данные предложения, полученный пример записать:
1) Прошло … лето. (Прошло веселое лето.)
2) Птицы улетели… (Птицы улетели на юг.)
3) Лужи покрылись… (Лужи покрылись льдом.)
- Какие бывают предложения по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные, побудительные)
Задание 3. Приведите устные примеры повествовательного, вопросительного и побудительного предложений.
- Как называется слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью? (обращение)
Задание 4. Найти и записать предложение с обращением:
Заходите на часок, у меня хорош квасок.
Не знаешь ли, пингвин, ты лекарства от ангин?
Кто желает участвовать в лыжных соревнованиях, записывайтесь у Юры Киселева.
- Что нужно помнить при написании обращений? (обращение на письме всегда выделяется запятыми, иногда – в начале предложения - восклицательным знаком)
- Какие члены предложения называются однородными? (те, что отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, являются одинаковыми членами предложения)
- Как разделяются однородные члены на письме? (запятыми)
- Когда между однородными членами запятая не ставится? (перед одиночным союзом И)
Задание 5. Списать, поставить, где необходимо, запятые, подчеркнуть однородные члены предложения:
Насекомые обитают на земле в воздухе и на воде. Они живут в океанах в пустынях в пещерах. Насекомые летают прыгают ползают бегают плавают.
3.Выводы:
- Что мы делали на уроке?
- Какие правила повторили?
- Зачем нам это нужно?
4. Д/З: упр.260