Тема: Склонение прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Цель: содействовать освоению умения различать прилагательные мужского и среднего рода, наблюдать над падежными окончаниями. Обобщить и систематизировать знания по теме. Формировать навыки групповой работы и индивидуальной деятельности. Развивать навыки поиска и обработки информации. Формировать аналитические и оценочные навыки.
Планируемые результаты:
1) Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе , формулировать собственное мнение и позицию.
2) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
3) умение определять окончания прилагательных; усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных; уметь устанавливать зависимость имени прилагательного от имени существительного; умение формулировать вопросы к прилагательному;
Ход урока.
Мотивация к уроку.
Прозвенел звонок, начался урок.
Тихо мы за парты встали
И друг другу покивали
Всем гостям сказали:
«Здравствуйте!» (хором)
- Я желаю вам удачи!
Актуализация знаний.
- У нас урок – конференция. Что такое конференция? ( Собрание, на котором происходит обмен опытом, подведение итогов, общее обсуждение одной проблемы)(слайд 2)
- Определите проблему урока.
У существительного подчас не жизнь , а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить?
- Какой части речи посвящен наш урок?
- Что такое имя прилагательное?
3. Повторение пройденного.
1) Первое задание
- На какие 2 группы можно разделить прилаг. Запишите в лист самоконтроля.
Кривое, зимнее, большой, белый, зеленое, пушистое, снежный, морозный, серый, далекое.
- Проверка.(слайд 3)
- Почему прилагательные именно этих 2 родов в задании?
- Определите тему урока. ( Запишите в лист самоконтроля: Склонение прилагательных м. р. и ср. р. в ед. ч.)
2) Второе задание по группам.
- У каждой группы конверт с заданием. Каждая группа будет работать со своим падежом и сообщать о нем сведения. Все остальные внимательно слушают , запоминают и проверяют.
- Составьте словосочетания и поставьте в указанный падеж. Выделите окончания.
1 группа – кривое, большой; зеркало, пруд в Р. п.
2 группа – зимнее, белый; утро, снег в Д. п.
3 группа – зеленое, серый; яблоко, дом в В. п.
4 группа – пушистое, снежный; одеяло, ком в Т. п.
5 группа – морозный, далекое: день, село в П.п.
- Проверим. Оцените работу другой группы, если все правильно, отдайте зеленый круг, если нет – красный. Раскрасьте кружок на листе самоконтроля в полученный цвет.
- Вывод запишите: падеж прилагательных определяется по падежу существ.
- Что можно сказать об окончаниях прилаг. М. р и ср.р.? ( таблица слайд 4)
4. Физминутка.( для глаз)
5. Включение в систему знаний.
- Откройте следующий конверт. Наблюдайте за словосочетаниями. Вставьте окончания. Определите падеж.
1 группа.
Дети отдохнули у высок… стар… дуба. С ранн… утра до поздн… вечера в поле кипит работа.
2 группа.
По зелен… лугу бегают ребята. По син… небу плывут облака.
3 группа.
Мы повесили кормушки на высок… тополь. Солнечный свет пробивался через ветвист… дерево.
4 группа.
Ясн… морозн… утром мы пошли на прогулку. Осенью клены горят красн… огнем.
5 группа.
В морозн… воздухе слышен каждый звук. Лучи света играли на чист… стекле.
- Группы, оцените друг друга. Какой кружок дадим каждой группе.
6. Самостоятельное применение знаний.
-Работа с текстом. У вас в конвертах 2 текста. Прочитайте их.
- Что вы заметили? Какой можно сделать вывод? Какова роль прилагательных в нашей речи? Запишите в лист самоконтроля.
- Определите следующее задание, продолжив предложение. Выпишите…
( словосочетания сущ. + прил. и определите падеж)
- Проверьте (слайд 5). Группы оцените свою работу. Закрасьте кружок.
Хорошо в лесу. Деревья стоят в инее. Хороши ели в наряде. В воздухе слышен каждый звук. На небе зажглись звёздочки. Они освещают светом весь лес.
Хорошо в зимн… лесу. Деревья стоят в серебрист… инее. Хороши ели в красив… снежн… наряде. В морозн… воздухе слышен каждый звук. На вечерн… небе зажглись звёздочки. Они освещают ярк… светом весь лес.
7. Физминутка.
М. р. прил. – топаем
Ср. р. - хлопаем
8. Творческое задание.
- Каждая группа получает по 3 словосочетания с пропущенными окончаниями. Составьте текст из 3 предложений.
1 группа: белоснежн… одеялом, на пушист.. снегу, до до весен… тепла.
2 группа: из бумажн… ящика, к высок… дереву, вкусн… корм.м.
3 группа: ранн… утром, к лыжн… походу, около школьн… здания.
4 группа: морозн… утром, в заснежен… окно, чудесн… цветок.
5 группа: в хвойн.. лес, в пушист… инее, хлопотлив… клесты.
9. Тест – проверка для каждого.
- Наш урок – конференция подходит к концу. И сейчас вы проверите каждый себя.
1. Что такое прилагательное?
А) слово б) часть речи в) член предложения
2.Если имя прилаг. Имеет окончание ое,ее, то он:
А) м. р. б) ср. р. в) ж. р.
3. Укажи падеж прилаг.: перед последним уроком, вечерним небом, с удивительным явлением
А) Р. п. б) Д. п. в) Т. п.
4. В каком падеже вопрос какому?
А)Р. п. б) Д. п. в) П. п.
10. Рефлексия урока.
- Работа в листе самооценки для каждого.
- Оцените свою работу в группе.
1) Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) да, все работали б) нет, работал только один
2) Дружно ли работала группа?
А) да б) нет
3) Ты доволен результатами работы?
А) да б) нет
- Оцени свою работу в группе. Отметь на шкале «х» нужное место.
Почти я сделал много,
Не работал, мне все понятно
Не понял____________________________________
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
в рамках декады
русского языка и литературы

Подготовила и провела
учитель нач. кл.
Янковская О. Г.
2015-2016 уч. г.
Г.о. Нальчик