Открытый урок по русскому языку в 1 классе
Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.
Цель: Формировать представления об ударении, ударном и безударном слогах; развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов; познакомить с орфоэпическим словарём русского языка.
Тип урока: Решение частных задач.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Предметные : Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные : -принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные : — в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
— составлять целое из его частей;
— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
— соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные : — адекватно реагировать на обращение учителя;
— использовать в общении правила вежливости;
— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
Личностные : Взаимодействуют в группе, паре , проявляют интерес к услышанному; знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; иметь представление о причинах успеха в учебе.
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» для 1 класса В.П. Канакиной, карточки для индивидуальной работы, для работы в паре, группе, демонстрационный материал, картинки мультгероев, металлические и деревянные ложки.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности. Импульс через рукопожатие.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные! Мы отлично учимся Всё у нас получится!
2,Постановка целей и задач урока.
- Внимание! (учитель ударяет ручкой по столу) - Что вы услышали?
- Послушайте, одинаковый ли звук от удара ложек? (учитель ударяет деревянными ложками сильнее – слабее)
- А почему? От чего зависит сила звука?
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)
Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. Чтобы добиться поставленных задач, мы должны в ходе урока ответить на следующие вопросы. (Выставляю на карточках на доску.)
Что такое ударение?
Какой слог называется ударным, безударным?
На какой звук может падать ударение?
На какой слог может падать ударение?
В каких словах ударение не ставится?
Какова роль ударения?
3.Актуализация знаний.
-Что это? –ро – ко –лу –на –жа- это слоги. Что можно составить из слогов? Слова: роза. Коза, луна, лужа. Слова делятся на слоги.
- Деление слова БЕЛКА на слоги
4.. Изучение нового материала.
- Проверим посадку, сядем ровно и разомнём пальчики перед письмом. -Запишите число, классная работа.
- Чистописание Уу Ууу Ууууу продолжить закономерность.
Поставим ударение в слове роза. Что для этого надо сделать? Позвать! (слайд)
Вывод 1 Что такое ударение?
Вывод 2 Делаем вывод 2. Какой же слог называется ударным и какой безударным? Работа по учебнику. Давайте проверим, правильно ли мы определили тему урока. Откройте учебники на стр.39. Прочитаем хором тему. Мы правильно определили? - Какой хитрый вопрос поставила нам автор учебника?- Как вы на него ответите?- Ударить можно не только в ложки, но ударить можно голосом.
-Что можно сделать? –Как будем делать? - С чего начнём? –Чем закончим? План.
Вывод 3.На КАКОЙ ЗВУК ПАДАЕТ УДАРЕНИЕ? Синквейн слова молоток. Деревянный, большой Стучит приколачивает бьёт Молоток стучит по гвоздю. Полка. Запишите. Поставьте ударение в словах. На какой слог падает ударение в первом слове? (на3), во втором на 2-ой, бьёт на 1-ый, полка – на 1-ый, молоток –на3-ий Вывод 4 – 5 - На какой же слог может падать ударение?
5. Физкультминутка.
6. Первичное закрепление. Работа в паре по карточкам. а) Лиса собака кот лошадь б) волк медведь корова жеребёнок на какие слова не ставят ударение? Прочитаем вывод. Стр.40
7. Проверка ( вывести на экран правильный ответ) СВЕТОФОР показать правильность ответа
8. Инсценировка. Мальчик стоит и пищит. На вопрос: «Почему ты пищишь?» Он отвечает, что мама велела принять лекарство, а в инструкции написано, что пред приёмом пищи.
- Ребята, почему мальчик пищит? В чём он ошибся, читая инструкцию? ( в постановке ударения) пищи –писк, пищи _ еда.
Слайд. Запись слов замок –замок , На двери висит-……… На горе стоит -------
плачу – плачу, стрелки – стрелки, , атлас – атлас
9. Знакомство с орфоэпическим словарём стр. 138
10 Запишите предложения, дописав слово.
На двери висит-……… На горе стоит -------
Рефлексия. - Ответили ли мы на поставленные перед собой вопросы? Закончите предложение :
Я сегодня узнал, что…
Я научился…
Мне было…
Похвалёнки. -Чья работа сегодня больше всего понравилась тебе?