II.Актуализация опорных знаний. | - Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков. Этих волшебников зовут Тим и Том. (На доске открываются изображения волшебников). - Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Том? - Какой это звук твердый или мягкий? - Да и сам Том такой же твердый и всегда выбирает те слова, которые начинаются с твердых согласных. - Послушайте, какой 1 звук вы слышите в имени Тим? - Какой это звук твердый или мягкий? - И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит слова, которые начинаются с мягких согласных. | Слушают. [т] Твёрдый. [т] Мягкий. |
III.Постановка учебной задачи. | - Так как же называются согласные звуки, которые любит Том? - Как называются согласные звуки, которые любит Тим? - Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? - Почему? - Сформулируйте тему нашего урока. - В соответствии с темой поставьте цель урока. | Твёрдые. Мягкие. По цвету костюма. Мягкие согласные подчеркиваем зеленым цветом, а твердые – синим. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки. |
IV.Открытие новых знаний. | 1. Тим и Том принесли нам интересные задания и спрятали листочки с заданиями под ваши дневники. Достаньте их. Тим и Том вчера играли Разбросали все кругом: Книги, ручки, покрывало – Дом сегодня весь верх дном. Чтоб на место все сложить: Мячик, чашки и цветы Нам придется вспомнить: Первый звук, – “Какой же ты?” - Тим и Том предлагают нам сыграть в игру. Те слова, которые начинаются с мягкого согласного звука мы отдадим Тиму, те слова, которые начинаются с твердого согласного звука отдадим Тому. - На карточках слова (бинт, зонт, кукла, мел, мяч, бант). (Дети распределяют и записывают слова по столбикам). Тим | Том | бинт | зонт | мел | кукла | мяч | бант | - Прочитайте, какие слова вы отдали Тиму, а какие – Тому? - Если, вы выполнили задание правильно, без 1 ошибки, то поднимите зелёную карточку. - Если 1-2 ошибки, то– синюю; больше 2 ошибок, то– красную. Вывод: Какими могут быть согласные звуки? Пальчиковая гимнастика. Мы делили апельсин Много нас, а он один Эта долька для ежа, Эта долька для чижа, Эта долька для котят, Эта долька для утят, Эта долька для бобра, А для волка кожура, Он сердит на нас беда, Разбегайтесь кто куда! 2. Дифференциация гласных. Чтение слогов. - А сейчас Тим и Том хотят узнать, как вы читаете слоги. на – ня во – вё ру – рю мы – ми тэ – те - Прочитайте слоги парами. - Как произносятся первые звуки в слогах первого столбика? - Какие это согласные? - Какие гласные нам помогают обозначить твёрдость согласного? - Как произносятся первые звуки в слогах второго столбика? - Какие это согласные? - Какие буквы помогают обозначить мягкость? - Есть ли еще какая-нибудь буква, которая смягчает согласные? - Давайте проверим, правильный ли мы сделали вывод. Откройте учебник на стр.82 и прочитайте правило мудрой совы. - Молодцы, сделали правильный вывод. - Ещё раз повторим вывод: - Какие буквы гласных звуков обозначают твёрдость согласных? -А какие буквы гласных звуков обозначают мягкость согласных? | Слушают задание. Выполняют задание. Ответы учащихся. Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Выполняют пальчиковую гимнастику. Слушают задание. Читают слоги. Твёрдо. Твёрдые. А о у ы э Мягко. Мягкие. е ё ю я и ь В учебнике на с.82 читают правило. Буквы а о у ы э обозначают твердость согласных, а буквы я е ё ю и ь обозначают мягкость согласных. |
V.Закрепление знаний и способов действий. | 1. Работа в паре. - Давайте, вспомним правила работы в паре. - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение». - На партах у вас лежат карточки со словами. - Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово - Тома, другое –Тима. рад – р_д н_с - нёс лук – л_к б_л – бил мыл – м_л - Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова? Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова. Физминутка. Мы ногами – топ – топ, Мы руками – хлоп – хлоп! Мы глазами – миг – миг, Мы плечами – чик – чик! Раз – сюда, два – туда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли. Раз – два, раз – два, Заниматься нам пора. - Открывайте тетради. - Запишите число – сегодня: 14 апреля. Классная работа. - А сейчас внимание на доску. - Тим и Том принесли с собой на урок ребусы. 2.Отгадайте ребусы, запишите отгадки в рабочую тетрадь. - Подчеркните мягкость согласных зелёным цветом, а твёрдость – синим. (Выходят к доске 3 ученика) - Давайте сделаем вывод. Вывод: Какими могут быть согласные звуки? - Какие буквы гласных звуков обозначают твёрдость согласных? - А какие буквы гласных звуков обозначают мягкость согласных? 3. Тим и Том предлагают нам сыграть в игру «Найди ошибку». - Цель Тима и Тома - проверить, как вы научились различать твёрдые и мягкие согласные звуки. - Перед вами звуковые схемы слов, под которыми распределены слова. - Надо проверить верно, ли выполнили задание Тим и Том. Схемы слов. лес сор зима море рис кот сила заря Вывод: Какими могут быть согласные звуки? | Ответы учащихся. Выполняют задание. Дети сравнивают написание и значение слов. Выполняют физминутку. Я тетрадочку открою И как надо положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь За работу я возьмусь. Записывают. Гроза, часы, семья. Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Буквы а о у ы э обозначают твердость согласных, а буквы я е ё ю и ь обозначают мягкость согласных. Выполняют задание. Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. |
VI. Итог урока. | - Какую цель ставили перед собой? Достигли её? Блиц – опрос. Игра «Дополни словечко». Согласные звуки могут быть … Мягкость согласных звуков на письме обозначаются буквами … Твёрдость согласных звуков на письме обозначаются буквами … Буквы е ё и ю я указывают на … Буквы а о у ы э указывают на … Оценивание учащихся. | Ответы учащихся. Твёрдыми и мягкими е, ё, и, ю, я и ь а о у ы э мягкость предшествующего согласного звука твёрдость предшествующего согласного звука |