СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.2023г

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творительный падеж.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 3 классе.2023г»

Дата: 15.02.2023

Тема: Творительный падеж имен существительных.

Цель:

- познакомить с особенностями творительного падежа, его основными значениями : вопросами, предлогами;

- способствовать формированию представлений  об особенностях  имени существительного в форме творительного  падежа и развитию умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:

Обучающие: 

  • актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных;

  • дать представление о творительном падеже имён существительных;

Развивающие: 

  • развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы;

  • развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость,  умения работать с текстом.

Воспитательные:

  • создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку и толерантности

Планируемые результаты:  

Учащиеся  научатся распознавать имена существительные в творительном падеже; определять грамматические признаки имён существительных (род, число, падеж); изменять имена существительные по падежам.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

  • оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);

  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

  • устанавливать алгоритм  распознавания падежа имени существительного;

Коммуникативные УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование личностных результатов:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Оборудование:

  • интерактивная доска, мультимедийный проектор;

  • электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого  Русский язык, 3 класс;

  • презентация к уроку;

  • учебник  + рабочая тетрадь «Русский  язык», 3 класс, часть 2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);  





































-   Включение в учебную деятельность:

Учитель: - Ребята у нас на уроке сегодня – гости, давайте их поприветствуем.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

- Что значит впрок? (на пользу)

-Но чтобы урок пошёл вам на пользу, чтобы работа ваша была продуктивной, хочу напомнить каждому из вас о том, что:

- На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

- Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

- Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

- Если хочешь отвечать –

Надо руку поднимать.

- Сегодня наш урок пройдет под девизом: Где труд, там и радость.

- Как вы понимаете эту пословицу? ( Благодаря труду человек развивается, учится чему то новому и от этого получает радость – положительные эмоции).


Число, классная работа.

Минута чистописания. т

Труд - какая орфограмма в слове?

3 .Актуализация знаний. Готовность к новому способу действия.

 Учитель:

- Какую часть речи мы проходим?

-Назовите постоянные признаки имён существительных

 - Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)

-Как называется изменение существительных по падежам? (склонение)

- Сколько падежей в русском языке…….


-Я уверена, что вы ребята, очень хорошо знаете последовательность расположения падежей и вопросы к ним.

-Сейчас мы выполним задание на определение последовательности падежей и вопросов к ним.

( У меня на доске вразброс прикреплены названия падежей и вопросы к ним).


И.п кто? что?

Р.п кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п о ком? о чём


Учитель: СПРАВИЛИСЬ, МОЛОДЦЫ!


- Ребята, достаточно ли знать вопросы падежей и последовательность их расположения для определения падежей имен существительных? Что еще важно уметь делать?

- Кто повторит очень важный алгоритм?

-Назовите последовательность алгоритма при определении падежа имен существительных?

Чтобы определить падеж других имён существительных, надо:

а) найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

б) по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

( 2 слайд презентации раздать алгоритм каждому ученику)


Учитель:

Вывод - Т.е. нужно уметь   находить слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и   ставить от него вопрос и обязательно очень хорошо знать названия падежей и вопросов к ним!!! (раздать всем алгоритмы падежей на парты)


-А сейчас попробуем определить падеж существительных.

Сидит за партой, летал над облаком, наблюдал за чайкой


- Все существительные в творительном падеже.


Погружение в учебную ситуацию:


Сформулируйте тему урока. О каком падеже мы будем с вами говорить?

- О творительном падеже. Его название связано со словом творить, т. е. работать.

- Тема нашего сегодняшнего урока «Творительный падеж имен существительных.


История творительного падежа.

- Как, по вашему мнению, на какие вопросы предстоит ответить на уроке при изучении данной темы? (Наблюдение за признаками, по которым можно определить имена существительные в творительном падеже, с какими предлогами произносятся, какие окончания у творительного падежа, каким членом предложения является, определять падежи имен существительных в предложениях и текстах).



Работа с учебником. Приступим к Упр.94 с.52

Находим слово, которое связано по смыслу. Определи по вопросу их падеж.

Был кем? космонавтом, пахнет чем? земляникой, начинается за чем? за городом, испекла с чем? с черникой, кружились над чем? над болотом.

ЗАПИШЕМ 3 СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.

-С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?

- Каким членом предложения они являются?

_ Прочитайте правило!!!

Физминутка

У вас на столах карточки. Работа с карточками в парах.

Над выделенными словами указать падеж.

Хорошо в лесу, ребята!


Пахнет кашкой, пахнет мятой,


Пахнет липой и сосной,


И малиною лесной.



Над выделенными словами указать падеж.

Вот бы жаворонком стать или обезьянкой,


Научить птенцов летать


Утром, над полянкой.



Составьте предложения, допишите слова и выделите окончания.

1 группа

кто? кем?

Мама повар…

Друг работает водител…

Дедушка художник…


Следующее задание:

Выпишите слова в Т.п:

-Кто с кем дружит?

С шишкой, с капустой, с травкой, с бабочкой, с цветком, с мёдом, с овечкой, с шоколадкой.

- Кем бы вы хотели стать в будущем?

- Послушайте весёлые стихи про падежи.

Воскликнул Именительный:

Мой именинник тот,

Который изумительно

Науку познаёт!

Того, — сказал Родительный,

Я отрицаю, кто

Не может без родителей

Надеть себе пальто.

Тому, — ответил Дательный,

Плохое имя дам,

Кто не любит старательно

Уроки делать сам.

Того, — сказал Винительный,

Я буду обвинять,

Кто книжку выразительно

Не может прочитать.

С тем, — заявил Творительный,

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно

Относится к труду.

О том, — сказал Предложный,

Я предложу рассказ,

Кто в жизни делать может

Полезное для нас.





Итог урока:

- О каком падеже мы сегодня говорили?

- Назовите вопросы творительного падежа.

- С какими предлогами употребляются?

- Оцените свою работу.