II.Актуализация опорных знаний. | - Сегодня наш урок будет необычный - урок-исследование. Все вы станете исследователями. - Ребята, а вы знаете кто такие исследователи? - А кто такие исследователи, найдите в толковом словаре, который лежит на парте ______________. Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями. - Сегодня мы будем работать в маршрутных листах, где вы должны будите оценить свою работу. | Слушают. Ответы учащихся. Определяют значение слова «исследователь» |
III.Постановка учебной задачи. | - Чтобы узнать тему нашего исследования, нужно разгадать кроссворд. 1) Всегда во рту, а не проглотишь. Слайд 2 2) Последний осенний месяц. Слайд 3 3)Слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слайд 4 4) Высказывание, в котором 2 или несколько предложений, которые объединены общей темой и связаны по смыслу. Имеет свою тему и главную мысль. Его можно озаглавить. Слайд 5 5) Слова, противоположные по смыслу. Слайд 6 6) Числительное, обозначающее любимую оценку. Слайд 7 | я | з | ы | к | | | | | | | | | | | | | н | о | я | б | р | ь | | | | | | | | | п | р | е | д | л | о | ж | е | н | и | е | | | | т | е | к | с | т | | | | | | | а | н | т | о | н | и | м | ы | | | | | | | | п | я | т | ь | | | | | | | | | | - Какое слово получилось по вертикали? - Сформулируйте тему нашего исследования. Слайд 8 - В соответствии с темой поставьте цель исследования. !- А сейчас берём маршрутный лист, где дата записываем число. Первое декабря. !- Тема: «Корень». !- Ребята, сейчас мы с вами разгадали «Кроссворд», в маршрутном листе оцените свою работу. Закрасьте кружок жёлтого цвета – справился, зелёного – были затруднения, красного – не справился. - Ребята, при любом исследовании сначала мы знакомимся с литературой, проверяем какая база знаний у нас для проведения нашего исследования. | Разгадывают кроссворд. Корень. Что такое корень слова? Узнать, что такое корень слова, научиться находить и выделять корень в словах. Записывают. |
IV.Открытие новых знаний. | 1. Лексическое значение «Корня». - Давайте выясним, какое же лексическое значение ещё имеет слово «Корень»: Слайд 9 1) Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. 2) Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. 3) В языкознании: главная, значимая часть слова. - Сколько значений у слова корень? - Какой вывод можно сделать? - Какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? Вывод: - Что такое корень слова? 2. Работа по учебнику. - Давайте проверим, правильный ли мы сделали вывод. Откройте учебник на стр. 74 и прочитайте правило мудрой совы. Слайд10 - Обратите внимание на ключевые слова. - Сейчас давайте вместе с вами построим алгоритм действий: 1.Найти корень. 2.Сравнить. 3.Общее лексическое значение. - Молодцы, сделали правильный вывод. - Ещё раз повторим вывод: - Что такое корень слова? - Что такое однокоренные слова? - Мы начинаем наше исследование. 3. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Запасы белочки». Задание: помогите белочке сделать запасы, соберите желуди в корзины. - Прежде, чем приступить к выполнению задания, обратите внимание на алгоритм действий. (Выходят по одному к доске) - Создание проблемной ситуации. Вывод: - Как можно назвать, одним словом данные слова? - Как пишется корень в однокоренных словах? !- Оцените свою работу в маршрутном листе. | Читают. Слово корень – многозначное. Главная, значимая часть слова. Корень слова – главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. В учебнике на с.74 читают правило. Корень слова – главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова – слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Однокоренные слова. Корень в однокоренных словах пишется одинаково. |
VI. Первичное закрепление знаний и способов действий. | - Мы продолжаем наше исследование. 1. Работа в паре. «Круги на воде». Слайд12 - Работа должна быть у вас совместная. - Ребята, у вас на столах лежат рабочие листы «Круги на воде», где прописан весь алгоритм действий. - В данном задании вы самостоятельно подбираете однокоренные слова к слову «СОЛЬ». - Также у вас на столах лежат сигнальные карточки. Если ваша пара выполнила работу, то вы поднимаете сигнальную карточку "Мы готовы", если вы затрудняетесь выполнить задание - сигнал "Нужна помощь". - Время на выполнение задания – 3 минуты. - Проверка. - Если, ваша пара выполнила задание правильно, без 1 ошибки, то поднимите карточку зелёного цвета со знаком «+». - Если, ваша пара допустила ошибки, то поднимите карточку красного цвета со знаком «-». Вывод: - Что такое корень слова? - Что такое однокоренные слова? !- Оцените свою работу в маршрутном листе. 2.Работа в группе. Паспорт «Корень». Слайд 11 - Сейчас вы будите заполнять «Паспорт». - Для того чтобы заполнить «Паспорт» у вас на партах лежат конверты с ключевыми словами, их необходимо будет приклеить на «Паспорт». - Провести ИНСТРУКТАЖ. - Время на выполнение задания – 3 минуты. - Выполнив, работу в группе возьмитесь за руки, показав, что ваша группа готова. - Проверка. - Если, ваша группа заполнила «Паспорт» правильно, то поднимите все вместе карточку зелёного цвета со знаком «+». - Если, вы допустили ошибки, то поднимите все вместе карточку красного цвета со знаком «-». Вывод: - Что такое корень слова? - Как пишется корень в однокоренных словах? !- Оцените свою работу в маршрутном листе. | Выполняют задание. Корень слова – главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова – слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. В группе должен быть ответственный; работать должен каждый на общий результат; один говорит другие слушают, своё несогласие высказывай вежливо; если не понял, переспроси. Выполняют задание. Корень слова – главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково. |
VIII.Рефлексия. | - Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята! Сейчас каждый из вас зажжёт свою лампочку. Возьмите «лампочку» и оцените свои достижения, насколько усвоена вами тема «Что такое корень слова?». | Учащиеся поднимают «лампочки»: «Было интересно и всё понятно!», «Почти всё получилось, но были ошибки», «Было трудно». |
IX.Домашнее задание. | - Если вам «Было интересно и всё понятно!» Слайд 13 упр. 132, выучить правило. - Если у вас «Почти всё получилось, но были ошибки» упр. 131, выучить правило. - Если вам «Было трудно». упр. 130, выучить правило. - Ребята, если кто – то из вас желает получить дополнительную оценку по русскому языку, то я предлагаю творческое задание: «Слово без корня». Время урока истекло. Я вам, ребята, благодарна. За то, что встретили тепло, За ваши мысли и молчание. | Записывают в дневники. |