СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Что такое корень слова?» по программе УМК «Школа России».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уточнить представления о признаках родственных слов. Формировать умение выделять корень в словах.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Что такое корень слова?» по программе УМК «Школа России».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1 имени кавалера орденов Мужества

Ильичева Ивана Евгеньевича »








Открытый урок по русскому языку в 3 классе

«Что такое корень слова?»

по программе УМК «Школа России».








Подготовила: Канавченко М.С.,

учитель начальных классов

I категории







с. Плешаново, 2023 г.

Тип урока:

 Открытие новых знаний.

Цель урока:

Уточнить представления о признаках однокоренных слов; формировать умение выделять корень в словах.

Задачи урока:


Образовательные: познакомить с понятием «корень»; содействовать формированию умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова, группировать однокоренные слова по отличительным признакам.


Развивающие: учить принятию различных точек зрения других людей; формировать умение задавать вопросы, контролировать свои действия и действия партнера, вносить коррективы.


Воспитывающие: формировать положительное отношение к уроку русского языка, к школе; мотивировать к самопознанию; развивать понимание причин своего успеха или неуспеха.


Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Предметные результаты:

- знать понятие корень слова;

- уметь находить корень слова и графически обозначать;

- уметь подбирать и образовывать однокоренные слова.

Метапредметные:

Познавательные:

- умение применять свои знания при выполнении заданий.

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему урока;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- умение согласовывать позиции и находить общее решение, сотрудничать друг с другом.

Личностные:

- определять правила поведения при совместной работе.


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

- Меня зовут Марина Сергеевна.


Необычный день у нас.

И гостями полон класс.


Приветствуют учителя и гостей, настраиваются на работу.

II.Актуализация опорных знаний.




- Сегодня наш урок будет необычный - урок-исследование. Все вы станете исследователями.

- Ребята, а вы знаете кто такие исследователи?

- А кто такие исследователи, найдите в толковом словаре, который лежит на парте ______________.

Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями.


- Сегодня мы будем работать в маршрутных листах, где вы должны будите оценить свою работу.


Слушают.


Ответы учащихся.

Определяют значение слова «исследователь»




III.Постановка учебной задачи.

- Чтобы узнать тему нашего исследования, нужно разгадать кроссворд.

1) Всегда во рту, а не проглотишь. Слайд 2

2) Последний осенний месяц. Слайд 3

3)Слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слайд 4

4) Высказывание, в котором 2 или несколько предложений, которые объединены общей темой и связаны по смыслу. Имеет свою тему и главную мысль. Его можно озаглавить. Слайд 5

5) Слова, противоположные по смыслу. Слайд 6

6) Числительное, обозначающее любимую оценку. Слайд 7


я

з

ы

к

 

 

 

 








 

н

о

я

б

р

ь

 

 

 

 

 



 

п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

е

 

 

 

т

е

к

с

т







а

н

т

о

н

и

м

ы







 

п

я

т

ь











- Какое слово получилось по вертикали?

- Сформулируйте тему нашего исследования. Слайд 8

- В соответствии с темой поставьте цель исследования.


!- А сейчас берём маршрутный лист, где дата записываем число.

Первое декабря.

!- Тема: «Корень».

!- Ребята, сейчас мы с вами разгадали «Кроссворд», в маршрутном листе оцените свою работу. Закрасьте кружок жёлтого цвета – справился, зелёного – были затруднения, красного – не справился.


- Ребята, при любом исследовании сначала мы знакомимся с литературой, проверяем какая база знаний у нас для проведения нашего исследования.


Разгадывают кроссворд.




















Корень.

Что такое корень слова?

Узнать, что такое корень слова, научиться находить и выделять корень в словах.


Записывают.






IV.Открытие новых знаний.

1. Лексическое значение «Корня».


- Давайте выясним, какое же лексическое значение ещё имеет слово «Корень»: Слайд 9

1) Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.

2) Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

3) В языкознании: главная, значимая часть слова.


- Сколько значений у слова корень?

- Какой вывод можно сделать?

- Какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка?


Вывод:

- Что такое корень слова?



2. Работа по учебнику.


- Давайте проверим, правильный ли мы сделали вывод.

Откройте учебник на стр. 74 и прочитайте правило мудрой совы. Слайд10


- Обратите внимание на ключевые слова.

- Сейчас давайте вместе с вами построим алгоритм действий:

1.Найти корень.

2.Сравнить.

3.Общее лексическое значение.

- Молодцы, сделали правильный вывод.


- Ещё раз повторим вывод:

- Что такое корень слова?


- Что такое однокоренные слова?






- Мы начинаем наше исследование.

3. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Запасы белочки».


Задание: помогите белочке сделать запасы, соберите желуди в корзины.

- Прежде, чем приступить к выполнению задания, обратите внимание на алгоритм действий.

(Выходят по одному к доске)

- Создание проблемной ситуации.

Вывод:


- Как можно назвать, одним словом данные слова?

- Как пишется корень в однокоренных словах?

!- Оцените свою работу в маршрутном листе.





Читают.






Слово корень – многозначное.


Главная, значимая часть слова.


Корень слова – главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.




В учебнике на с.74 читают правило.








Корень слова – главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Однокоренные слова – слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.












Однокоренные слова.

Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

V. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.




Выполняют физминутку.

VI. Первичное закрепление знаний и способов действий.

- Мы продолжаем наше исследование.

1. Работа в паре. «Круги на воде». Слайд12

- Работа должна быть у вас совместная.


- Ребята, у вас на столах лежат рабочие листы «Круги на воде», где прописан весь алгоритм действий.

- В данном задании вы самостоятельно подбираете однокоренные слова к слову «СОЛЬ».


- Также у вас на столах лежат сигнальные карточки.

Если ваша пара выполнила работу, то вы поднимаете сигнальную карточку "Мы готовы", если вы затрудняетесь выполнить задание - сигнал "Нужна помощь".


- Время на выполнение задания – 3 минуты.


- Проверка.

- Если, ваша пара выполнила задание правильно, без 1 ошибки, то поднимите карточку зелёного цвета со знаком «+».

- Если, ваша пара допустила ошибки, то поднимите карточку красного цвета со знаком «-».

Вывод:

- Что такое корень слова?

- Что такое однокоренные слова?





!- Оцените свою работу в маршрутном листе.




2.Работа в группе. Паспорт «Корень». Слайд 11

- Сейчас вы будите заполнять «Паспорт».

- Для того чтобы заполнить «Паспорт» у вас на партах лежат конверты с ключевыми словами, их необходимо будет приклеить на «Паспорт».

- Провести ИНСТРУКТАЖ.


- Время на выполнение задания – 3 минуты.



- Выполнив, работу в группе возьмитесь за руки, показав, что ваша группа готова.

- Проверка.


- Если, ваша группа заполнила «Паспорт» правильно, то поднимите все вместе карточку зелёного цвета со знаком «+».

- Если, вы допустили ошибки, то поднимите все вместе карточку красного цвета со знаком «-».


Вывод:

- Что такое корень слова?

- Как пишется корень в однокоренных словах?




!- Оцените свою работу в маршрутном листе.






Выполняют задание.


















Корень слова – главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Однокоренные слова – слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.



В группе должен быть ответственный; работать должен каждый на общий результат; один говорит другие слушают, своё несогласие высказывай вежливо; если не понял, переспроси.



Выполняют задание.











Корень слова – главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень в однокоренных словах пишется одинаково.



VII. Итог урока.

- Вот и подходит к концу наше исследование.

- Какие знания возьмёте с нашего урока?

Оценивание учащихся.


- Сейчас, ребята, вы в своих маршрутных листах подведёте итоговую самооценку своей работы на уроке.


Ответы учащихся.





VIII.Рефлексия.

- Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята!

Сейчас каждый из вас зажжёт свою лампочку. Возьмите «лампочку» и оцените свои достижения, насколько усвоена вами тема «Что такое корень слова?».

Учащиеся поднимают «лампочки»: «Было интересно и всё понятно!», «Почти всё получилось, но были ошибки», «Было трудно».


IX.Домашнее задание.

- Если вам «Было интересно и всё понятно!» Слайд 13

упр. 132, выучить правило.

- Если у вас «Почти всё получилось, но были ошибки»

упр. 131, выучить правило.


- Если вам «Было трудно».

упр. 130, выучить правило.


- Ребята, если кто – то из вас желает получить дополнительную оценку по русскому языку, то я предлагаю

творческое задание: «Слово без корня».


Время урока истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

За то, что встретили тепло,

За ваши мысли и молчание.


Записывают в дневники.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!