познакомить с алгоритмом определения склонения имени существительного.
Развивать орфографическую зоркость, связную речь, внимание, познавательный интерес;
умение формулировать тему и задачи урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
умение слушать и слышать учителя, ученика; умения устанавливать поиск и работу с информацией; вступать в диалог; сотрудничать с другими детьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе, формулировать собственное мнение.
№ | Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД | Время |
1. | Организационный момент. | Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. | | Регулятивные: организовывать позитивный настрой | 1мин |
2. | Актуализация знаний | 1.Минутка чистописания. ( Слайд 3) 2.Установите смысловую связь и запишите по памяти слова правого столбика книга - библиотека парта - ученик школа - директор направо - налево ручка - тетрадь мальчик - девочка лето - каникулы ( Слайд 4, 5) | Пп па пу пе Дети записывают слова правого столбика по памяти, подчеркивают орфограммы. (Самопроверка) | Регулятивные:выполнение четко поставленной задачи Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, устанавливать связь между словами. Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя адекватно оценивать себя | 3мин 5мин |
3. | Самоопределение к деятельности | — Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибки. В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание -е. Это существительное 2-го склонения. В слове клочья окончание -я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание -а. Это существительное 1-го склонения. — В чём заключается ошибка ученика? — С чего надо начинать определение склонения существительного? — Назовите начальную форму имени существительного — Что нужно сделать дальше? — Могут ли имена существительные одного рода относиться к разным типам склонения? — Составьте алгоритм рассуждения при определении склонения. (Слайд 6, 7) — Сформулируйте цель и задачи урока. | Работа в группах. Каждая группа получает карточку с текстом. - Он не определил род существительных, не поставил их в начальную форму. -- Сначала надо поставить имя существительное в начальную форму. -- Именительный падеж единственного числа. -- Определить род имени существительного. -- Да, например, существительные женского рода бывают 1-го и 3-го склонения, а существительные мужского рода бывают 1-го и 2-го склонения. -- Ставлю имя существительное в н. ф. Если..., то -- Вспомнить, как определить склонение имён существительных, поупражняться в определении склонения существительных в косвенной форме. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; умение составлять алгоритм и последовательность действий Познавательные: моделирование, логические решения проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: использование имеющихся знаний Коммуникативные: умение делать выводы, оформление своей мысли в устной речи Регулятивные: определять цель и задачи урока | 5мин |
4. | Работа по теме урока | 1.Работа по учебнику Прочитайте алгоритм определения склонения имени сущ. Упр.177 2.Словарная работа Послушайте отрывок из стихотворения, доскажите последнее слово хором. Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, - Обязательно картина Называется…( пейзаж.) (Слайд 8) -Запишите слово пейзаж в словарик, поставьте ударение, Подчеркни те орфограмму. - Определите по толковому словарю значение этого слова. Посмотрите на репродукцию картины И. И. Левитана. Исаак Ильич Левитан художник – пейзажист. Почему его так называют? (Слайд 9) Составьте предложение по картине со словом пейзаж. Запишите это предложение. Найдите в этом предложении существительные и определите склонение. | Уч.с.100 Коллективное выполнение по цепочке. Слово «пейзаж» записывают в словарик, ставят ударение и подчеркивают орфограмму. Работа с толковым словарем уч.с.153 Составление и запись предложения в рабочую тетрадь. Пример: (На картине Левитана изображён прекрасный осенний пейзаж.) | Познавательные: использование имеющихся знаний Коммуникативные:формулировать собственное мнение. Познавательные: Установление логической связи, постановка и решение проблемы поиск и выделение необходимой информации; Положительное отношение к природе Регулятивные: Умение производить контроль своих действий Коммуникативные: умение правильно и грамотно стоить предложение. | 1мин 5мин 7мин |
5. | Физкультминутка | «Будь внимателен»!!! Барабан, белка, еж, жизнь палатка, рысь, ночь, цапля, крючок. тетрадь, пингвин, карандаш, вещь. | 1 скл.-1 хлопок 2скл.-2 притопа 3 скл-3 притопа | Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя | 2мин |
6. | Закрепление изученного | 1.Работа по учебнику Упр. 178 2.Работа на карточках. Первый уровень Вставить пропущенные буквы. Определите склонение в каждой строчке, лишнее слово подчеркните. К_вёр, тучка, лаг_рь, урок-…скл. Доч_, ж_знь, дядя, м_рко_ь-…скл. Заря_ка, в_сна, поез_ка, радость-…скл. Второй уровень Образуйте от каждого слова однокоренное имя существительное 1 склонения. Пыль-…(1скл.), кость-…(1скл.), х_зяйство-…(1скл.), дед-…(1скл.), ж_лезо-…(1скл.), голубь-…(1скл.). (Слайд 10 ) | Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова любовь. Самооценка. Сильные учащиеся выполняют задания 1и 2уровня | Познавательные: использование имеющихся знаний Коммуникативные: оформление своей мысли в устной речи; адекватно оценивать себя Познавательные: использование имеющихся знаний Регулятивные: умение делать выбор задания Коммуникативные: выбор основания и критерия для сравнения; умение классифицировать; | 5мин 5мин |
7. | Рефлексия | Соедините стрелками типы склонения и их признаки. 1 -е имена сущ. среднего рода с окончаниями -о, -е, имена существительные мужского рода с нулевым окончанием 2-е имена сущ. женского рода с нулевым окончанием 3-е имена сущ. женского и мужского рода с окончаниями -а, -я (Слайд 11,12) | (Самопроверка.) | Познавательные: Умение делать выводы, применение ранее полученных знаний . Регулятивные: Самооценка . | 2мин |
8. | Подведение итогов | Назовите признаки трех типов склонения имен сущ. Расскажите алгоритм определения склонения. Что вам понравилось на уроке? (Слайд 13) | Дети отвечают на вопросы. — Оцените свою работу на уроке. | Познавательные: Умение делать выводы, применение ранее полученных знаний . Регулятивные: Самооценка Коммуникативные: Умение отвечать на вопросы полным ответом. | 3мин |
9. | Домашнее задание | упр.179 (с.101) ( Слайд 14) | | | 1мин |