СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание глаголов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание глаголов"»

Тема урока «Правописание  глаголов. Повторение»

Класс 4

Цель урока: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; повторить правила правописания –тся и –ться в возвратных глаголах, правописание НЕ с глаголами.

Задачи: повторить правила правописания –тся и –ться в возвратных глаголах; работать над обогащением словарного запаса, развивать орфографическую зоркость; внимание, память, речь учащихся, интеллектуальные способности детей; создать условия для раскрытия своих возможностей каждым ребёнком, формировать эстетические чувства, воспитывать интерес и любовь к русскому языку; положительное отношение к учёбе, к знаниям; бережное и заботливое отношение к природе.

Формируемые УУД.

  • Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

  • Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

  • Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: учебник, толковые словари, рисунок коромысла, карточки для исследовательской работы, карточки дифференцированных заданий, листы диагностики знаний, карточки-опоры –тся, –ться, презентация.


Ход урока.

  1. Орг.момент. ­

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. У нас сегодня необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. И начать я его хочу с притчи.

Психологический настрой «Все в твоих руках».


Притча.

  «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».


Я не зря начала выступление с психологического положительного настроя и надеюсь, что сегодняшний урок у нас пройдет успешно.


  1. Открываем тетради, записываем число и классная работа.

Минутка чистописания (тся, ться, ешь, ишь)

- Отгадайте загадки, вспомните правописание словарных слов.

1. Он и летом и зимой-

Между небом и землёй.

Хоть всю жизнь к нему иди-

Он всё будет впереди. (Горизонт)


2. Я землю копала-

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал. (Лопата)


3. Дорога с рядами деревьев,

Посаженных по обеим её сторонам. (Аллея)


4. Из меня вы узнаёте ежедневные новости. (Газета)


5. Без окон, без дверей

Полна горница людей. (Огурец)


6. Самый кислый фрукт. (Лимон)


Сообщение темы и цели урока.


Учитель – По первым буквам угадайте, о чём пойдёт речь на уроке?

Ученик - О глаголе.

Тема: Правописание глаголов

Учитель – Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы повторим все правила правописания глаголов, на некоторых из них остановимся подробнее.

СТАДИЯ ВЫЗОВА:      

Какой раздел науки о языке мы изучаем на уроках?                                    ­О чём мы узнаём из данного раздела?

Учитель - Расскажите всё, что вы знаете о глаголах.

(на каждое правило задание на экране)


Ученик 1: Глагол это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Карточка 1: Выписать глаголы.

Писать, письмо, курица, сильный, едешь, сказать, езда, учительница, учить, ненавидеть, петь, песня.


Ученик 2: Глаголы имеют неопределенную форму и личную форму.

Карточка 2: Запиши слова в два столбика

1 - неопределенная форма глагола;

2 - личная форма глагола.

Зовут, играют, ходить, пойти, выбежали, учить, плакать, пошёл, обойти, зажечь, собираю, дует, прожить.


Ученик 3: Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Карточка 3: Записать глаголы в два столбика

1 – совершенный вид;

2 – несовершенный вид.

Писать, верить, петь, убрать, написать, лететь, убирать, вылететь, поверить, запеть.


Ученик 4: У глаголов нет предлогов.

Карточка 4: Спишите, раскройте скобки

(по)тропинке, (по)прыгать, (на)ливать, (по)гладить, (по)дорожке, (на)звать, (про)бежка, (в)ней


Ученик 5: Не с глаголами пишется раздельно, кроме слов , которые без не не употребляются.

Карточка 5: Спишите, раскройте скобки

(не)кусает, (не)пускает, (не)волить, (не)сделал, (не)навидеть, (не)здоровится, (не)спится, (не)учится


Ученик 6: Мягкий знак после шипящих пишется во всех глагольных формах

Карточка 6: Выписать глаголы, раскрыв скобки

Ноч(?), луч(?), береч(?), знаеш(?), чертиш(?), без туч(?), колюч(?), дремлеш(?)


Ученик  7: Правописание ться и тся В н.ф – ться, в л.ф. 3 лица ед. и мн. числа –тся

Карточка 7: Запиши слова в два столбика

1 – ться;

2 - тся.

Удивляе[ца], удивля[ца], улыбает[ца], улыба[ца], случае[ца], может случи[ца]


Ученик 8: Спряжение глаголов.

Карточка 8: Записать слова в два столбика

1 – I спряжение;

2 – II спряжение.

Ведём, жгут, смотрят, читаешь, дарим, кормят, слушаешь, уважают, дышать, видеть, изучим


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА   А сейчас пришло время отдохнуть, но отдыхать будем с пользой для нашего  организма. 

Я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения, которые  обозначают глаголы. 

Покачайтесь, Покружитесь, Потянитесь, Распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поморгайте, улыбнитесь, Глубоко теперь вздохните. Сядьте, тихо посидите, Всё в порядок приведите. И к работе приступите. 


А теперь пришёл черёд поработать самостоятельно.

  ДАННАЯ РАБОТА НЕОБЫЧНАЯ: 

У вас на столах лежат карточки

а НЕОБЫЧНОСИТЬ ЕЁ СОСТОИТ В ТОМ, что вы должны выбрать, какое 

задание будете выполнять. 

Они отличаются уровнем сложности.  ­  Прочитаем инструкцию, как выполняются такие задания и как данная работа будет оцениваться.

Слайд Инструкция при организации работы с разноуровневыми 

заданиями.

•Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал выбирает задание 1

• Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2.

• Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности –  выбирает задание 3

Слайд Инструкция по оцениванию результатов работы 

разноуровневого  упражнения

1 уровень – «3» – «4» (базовый, задания, как правило, репродуктивного характера)

2 уровень – «4» – «5»  (задания частично ­поискового характера)

3 уровень – «5»  (задания творческого характера) 

Ознакомьтесь внимательно с заданиями, ВЫБЕРИТЕ то, что ВАМ по 

силе. ­ Кто желает пойти к доске, чтобы выполнить задание уровня 1,   2,    3?


Ребята, урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой? Достигли её? (да)

Задачи, цели выполнили

А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока, теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке.

Слово учителя: Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Таким словом можно назвать глагол, о котором мы во время изучения данной темы узнали много нового и интересного.

Нам предстоит выполнить ещё много заданий. Но сегодня мы выполнили всё.

Мне сегодня было приятно с вами на уроке. Я увидела умных и заинтересованных детей. А если у кого- то что- то не получилось, - не беда. Всё равно с каждым уроком вы становитесь умнее.


Домашнее задание  – творческое

Деловая игра «Я учитель» (На выбор)                     

1. Составьте словарный диктант по теме «Глагол» (10­ – 15 слов).

Обозначьте орфограммы  пропуском букв или знаком вопроса. 

2. Придумайте варианты слов для игры «Четвёртый лишний» (3 4  варианта). 

3. Придумайте слова, на изученные орфограммы, по теме «Глагол» для 

буквенного  диктанта  (10 ­12 слов).  ­ 

Работу  выполняете в тетради или на листочках.
















Карточки для самостоятельной работы

Уровень 1.

1. От глаголов и прилагательных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.

Шью - …, белый - …, нес - …, пишу - …, черный - …, помог - …

2. Спиши глаголы. Рядом напиши эти же глаголы во 2-м лице ед. ч.

лететь - …

нарядить - …

шептать - …

3. Спиши текст. Допиши окончания. Укажи время и спряжение глаголов.

В поле все интересно. Жнейки стрекоч…, как большие кузнечики. На току гуд… веялка. Вдали плывет комбайн. Он приближается к току, высыпа… зерно и снова идет обмолачивать хлеб.

Люди работа… весело. Бригадир дядя Вася бега… от одной группы колхозников к другой, совет…, помога… .


Уровень 2.

1. От имен существительных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.

Зелень - …, крик - …, поливка - …, свет - …, погрузка - …, корм - …

2. Спиши глаголы. Рядом запиши эти же глаголы во 2-м лице ед. ч

стоять - …

петь - …

блестеть - …

3. Спиши текст, дописывая окончания. Укажи время и спряжение глаголов.

Утро. Зеленый луг ярко блестит на солнце. Пахн… цветами и свежей травой. В синем небе трепещ…, дрож…, медленно поднимается в вышину золотая звездочка. Это жаворонок взлета… над лугом.

В густой траве звучат разные голоса птиц. Подойдешь поближе и услыш… эти звуки.

4. Запиши глаголы-исключения II спряжения.


Уровень 3.

1. От имен существительных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.

Бег - …, сад - …, смотр - …, корм - …, пение - …, посадка - …

2. Спиши. Укажи спряжение и время выделенных глаголов.

Широко раскинулись колхозные поля. Их недавно вспахали. Прошел теплый дождь. Вылезли на свет зеленые травинки. Милые цветы мать-и-мачехи раньше всех появляются на голой земле. Журчат, звенят веселые ручейки. Скоро прилетят пернатые друзья.

3. С помощью приставок образуй глаголы будущего времени. Запиши. Выдели окончания.

учу – выучу, выучишь, выучит, выучат

строю - …

пишу - …

4. Запиши личные окончания глаголов I спряжения и глаголы-исключения II спряжения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!