СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: "Род имён существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 5  классе на тему: "Род имён существительных"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: "Род имён существительных"»



Тема открытого урока: Род имен существительных.

Лексическая тема: Есть правила, которые надо усвоить.

Учитель: Магомедова Р.Г.

Класс 5

Цели урока:

- по достижению предметных результатов: углубить и расширить знания учащихся по данной теме ( род несклоняемых имен существительных); учить правильно определять род имён существительных и согласовывать их с другими частями речи;

- по достижению метапредметных результатов: развивать умение постановки познавательной цели, развивать умение делать выводы; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

- по достижению личностных результатов: формирование ценностного отношения к языку, овладение нормами литературного произношения для формирования культуры речи.

Тип урока: комбинированный на основе принципа повторяемости и принципа новизны.

Этапы урока

Задачи этапов

Результаты

Взаимодействие в образовательном процессе

Контрольно-оценочная деятельность

метапредметные

предметные

Действия педагога

Действия обучающихся



1.Организационный момент



организация внимания и внутренней готовности, создание атмосферы  доброжелательности и творческой активности





- Прозвенел звонок наш в срок.

Вы готовы начать урок?

Все ль на месте? Всё  в порядке?

Учебник Разумовской, ручка, тетрадка?

Каждый хочет отвечать и отметки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.




-Ребята, я рада видеть вас на уроке. Вы здесь, чтобы научиться писать и говорить правильно и красиво.

Откройте тетради и запишите дату и классная работа.

Оценивают свою готовность к уроку, садятся за парты.



Ребята, сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.



2. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы, целеполагание.



повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Развивать умение делать выводы;

Развитие умения постановки познавательной цели.

Объяснить изученную орфограмму







Развивать умение определять части речи






Знать алгоритм определения рода имён существительных

  1. Запишите словарный диктант, объясните изученные орфограммы в словах.

Словарный диктант.

Шью, вьюга, клянчить, муравьед, здание, съёмка, брошюра, бесхитростный, сгубить, море, солнце, песок, ветерок, жюри, гигантский.




  1. Назовите из диктанта имена существительные.

  2. Проверьте свою запись с записью на слайде.







  1. Давайте повторим:

  1. Что такое имя существительное?

  2. Как изменяется имя существительное?

  3. Назовите его постоянные признаки.

  4. Как определяется род имен существительных?




  1. Обозначьте окончания имён существительных, определите их род в словарном диктанте.




– Послушав «Весёлые рифмы», сформулируйте тему урока:

Род мужской, конечно, мой:

мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я;

То, про что скажу, – моя:

моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.

Средний род – оно моё:

Моё окно, село моё.




Какова тема нашего урока?

Записать тему урока в тетрадь.

Чем мы будем заниматься на уроке?

Что нам нужно знать, чтобы определить род, например, у слова ЖЮРИ?

Какой вывод можно сделать о наших знаниях по поводу рода имён существительных?




Цели зафиксировать на доске:

-повторить

- дополнить алгоритм

- запомнить род некоторых слов

Создаёт проблемную ситуацию на уроке.

Проблемный вопрос:

– А зачем нам нужно уметь определять род имён существительных?

Почему мы говорим, что имя существительное имеет род, а имя прилагательное изменяется по родам?

Записывают слова под диктовку учителя.




Вспоминают материал по темам, объясняют написание слов. Фиксируют затруднения.

Самооценка.

Выполняют задание индивидуально в тетрадях.

Соотносят выполненное задание со слайдом.

Фронтальная работа

Отвечают на вопросы.

Самооценка.

Делают вывод, что затрудняются определить род у слова ЖЮРИ.

Формулируют тему урока. (Род имён существительных)

Целеполагание.

-определять род имен существительных.

-слово не соответствует алгоритму определения рода




Делают вывод, что этих знаний недостаточно, чтобы определить род у всех слов русского языка.

Выдвигают и обсуждают гипотезы:

-правильно и грамотно говорить

Критерии :

1 верно написанное слово -1 балл, неправильно – 0 баллов

1 верное определение – 1 балл, неправильно – 0 баллов.

3. Открытие новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися определения рода имен существительных и их употребление в речи.

Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Анализировать, строить логические рассуждения, систематизировать.

Грамотное построение устного высказывания.

  1. Работа с учебником. Работаем в парах по заданиям к упражнению. Упражнение 724.

  1. Наблюдение над употреблением имён существительных разного рода в тексте.

Упражнение 725.

-Какой вывод можно сделать из вашего наблюдения?

– Выделите новую для себя

информацию.

Физкультминутка. 1.Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю послушать стихотворение и выполнить несколько упражнений физкультминутки.

Женский род запомню я

И скажу: она моя.

И запомню род мужской

И опять скажу: он мой

Средний род: оно моё

Это правило твоё.

2 Я вам буду называть существительные, если они относятся к женскому роду, то вы хлопаете в ладоши; если к мужскому –топаете , а если к среднему-разводите руки в стороны. Итак, начинаем:

Пенал, солнце, пол, ночь, стол, земля, сердце, папа, груша, яблоко, апельсин, небо, роза, пингвин.

  1. Запомни!

Запись в тетради:

Шампунь- м.р., мозоль –ж.р, туфля-ж.р, фамилия- ж.р, тюль-м.р, фасоль-ж.р, георгин-м.р, вуаль –ж.р., рояль-м.р.,кофе-м.р.

Составьте с данными существительными словосочетание по схеме: прилагательное + существительное.

Ж.р. М.р.

больная мозоль чёрный рояль стручковая фасоль красивый тюль тёмная вуаль ароматный шампунь

моя фамилия необычный георгин

женская туфля вкусный кофе

- Как вы ответите на проблемный вопрос после выполнения этого задания?

Работают над упражнением из рубрики «Учимся говорить на лингвистическую тему».

Работают в парах, дают ответы на поставленные вопросы в упражнении.

Делают вывод, как определить род имен существительных с помощью имен прилагательных, к которым они относятся.

Род несклоняемых слов надо запомнить.

Самооценка.

Род-категория постоянная у существительного, значит, имеют род, а прилагательные зависят от существительных, поэтому изменяются по родам.

1 верно написанное словосочетание -1 балл, неправильно – 0 баллов

4. Закрепление новых знаний

Создать у детей представление о том, как используется данное правило и закрепить его на практике.

Развивать умение делать выводы;

Соотносить информацию по теме урока с практическим выполнением упражнений,

- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? Определите род глаголов в прошедшем времени.

1.Небо голубело – ср.р.
Молодежь пела – ж.р.
Картофель зазеленел_ – м.р.
Солнце село – ср.р.
Яблоко зрело – ср.р.
Полотенце висело –с.р..

2. Выборочно-распределительный диктант. 1 ряд выписывают слова женского рода,

2 ряд- мужского,

3 ряд –среднего рода

Флаг, шторм, французы, Москва, море, небо, суша, рожь, столицы, поле, шахта, лес, грузовик, время.

- как вы определили род существительных во множественном числе?

-возможно ли определить род прилагательных во множественном числе?

3– Ответьте на главный вопрос урока: «Зачем нужно уметь определять род имён существительных?»

Ученикам следует сказать, что сомнения в определении рода возникают, если слово оканчивается на ь и имеет нулевое окончание. В этом случае нужно обратиться к словарю и заучить род существительных. В зависимости от этого и сочетать с именем прилагательным: больная (моя) мозоль (ж.р.), красивый (мой) тюль (м.р.).

  1. Проверочный тест.

/В таблицу необходимо занести цифры, соответствующие словам…/

Мужской род

Женский род

Средний род

1,6,10,11

3,4,7,12

2,5,8,9

1.Рояль  
2.Полотенце  
3.Простыня   
4.Конфета
5.Солнце
6.Корабль
7.Фамилия 
8.Село
9.Впечатление
10.Путь
11.Тюль
12.Радость

Один ученик у доски определяет род глаголов.

Выполняют задание на закрепление материала, проверяют 1 человек от ряда называет выписанные слова, аргументируя выбор.

Делают вывод:

Род существительных нужно уметь определять, чтобы правильно сочетать в предложении имена существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени в единственном числе.

Выполняют тест, применяя знания и алгоритм рассуждения.

Взаимопроверка ( ключи на слайде)

Самооценка.

5. Рефлексия деятельности. Подготовка итогов урока.

Осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Развивать умение оценивать свою деятельность на уроке.







- Удалось решить поставленную задачу?

- Чему научились на уроке?

-Достигли ли цели урока?

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.




Дают ответы на вопросы.

 Анализируют работу на уроке через самооценку.

Заполняют лист самооценки.

6. Обсуждение домашнего задания.

Подвести детей к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. ( Обратиться к словарю для выполнения задания, повторить ЗСП 13-15)

Записывают домашнее задание: упр. 726, ЗСП 13-15.

































Лист самооценки

Лист самооценки ____________________________________________________ (ФИ обучающегося)5 класса

Этапы работы

Повторение

(словарный диктант)

Определение рода имен существительных

Составление словосочетаний

Проверочный тест

Итоговая отметка

за урок

Правила выставления баллов

1 верно написанное слово -1 балл, неправильно – 0 баллов.

Максимум 15 баллов.

1 верно определение – 1 балл, неправильно – 0 баллов.

Максимум 10 баллов.

1 верно написанное словосочетание -1 балл, неправильно – 0 баллов.

Максимум 10 баллов.

1 верно определение – 1 балл, неправильно – 0 баллов. Максимум 12 баллов.

Суммируются баллы:

«3» - 13- 19 б.,

«4» - 20-31 б.,

«5» -32 -37 б.

Менее 13 баллов – «2»

Баллы за работу

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!