СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку по теме ,,Род имён существительных,, в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляется конспект урока по русскому языку по теме ,,Род имён существительных,, в 3 классе. Конспект составлен на основе дидактического материала  в игровой форме.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку по теме ,,Род имён существительных,, в 3 классе»





Юдина Зарина Абдукадыровна

учитель начальных классов

МБОУ ,,СОШ № 13 ,, города Казани

Республики Татарстан



Открытый урок по русскому языку в 3-м классе

по теме: "Род имен существительных,,

( закрепление)

Данный урок является показателем усвояемости учащимися изученного материала , способствующий развитию логического мышления , умения безошибочно определять принадлежность предмета к тому роду , к которому относится, развитие навыков устной и письменной речи.

Ключевые слова : существительное, мужской род, женский род, средний род, карточки, вопросы, окончания, самостоятельная работа.

Цели урока:

-Формировать умение определять род имен существительных в тексте; повторить ранее изученный материал; расширять словарный запас учащихся.

-Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, умение обобщать и делать выводы.

-Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

опорные таблицы “Имя существительное”, “Род имен существительных”, картина “У кормушки”, сигнальные карточки .

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: – Сегодня на уроке мы повторим ранее изученный материал ,поговорим о таком прекрасном времени года, как весна.

- На этом уроке вы побываете корректорами, фантазерами и писателями.

- А начнем наш урок с занимательного задания.

2. Словарная работа.

Учитель:- Отгадайте слова. Запишите отгадки в тетрадь в строчку.

-Звенит капель, на дворе месяц ….( апрель)

-Скачи смелее не робей, по тропинке ….( воробей)

- Зимой лежал, весной побежал ( снег)

-Кто без нот и без свирели

Лучше всех заводит трели ,

Голосистее, нежней ?

Кто же это ? ( соловей)

 Учитель:-К какому роду относятся все отгадки ? ( к мужскому роду )

– Как определить род имени существительного?

Проверка написанных слов с комментированием орфограмм в каждом слове. ( орфограммы комментируют ученики )

3. Работа по теме урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим учиться определять род имен существительных.

- Давайте вспомним наш “секрет” различия рода имен существительных.

Дети: (хором):

Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”. 
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”. 
Средний род: “Оно – моё”. 
Это правило моё!

Учитель : -Есть такая примета , что если упадет вилка – придет в гости женщина, а если упал нож, то придёт мужчина. Почему так говорят?

( Вилка чья-моя ж.р., нож- чей – мой,м.р. )

4. Опрос изученных правил :

-Ребята, ответьте мне на вопросы:

-Что такое имя существительное?

-На какие вопросы отвечает имя существительное ?

-Какие бывают имена существительные? ( одушевленные и неодушевленные )

-На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные?

- На какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные?

-Еще имена существительные бывают собственные и нарицательные, а также могут быть в единственном и во множественном числе.

- Приведите примеры ( учитель показывает картинки , а дети характеризуют эти предметы)

Я блоко- имя сущ., нарицательное, неодушевленное, в ед.числе, среднего рода





Врач- имя сущ.,нарицательное,одушевленное, в ед. числе, м.р.







Девочки- имя сущ., одушевленное, нарицательное, во мн.ч. .





-В каком слове вы затруднились определить род?

-Как определить род имени сущ. во множественном числе?









5. Подбор синонимов.

Учитель : – Подберите синонимы к данным словам. Запишите их справа от записанных слов. Рядом укажите род.

 (1 ученик работает у доски)

Метель – вьюга, пурга

Веселье – радость, праздник

Ветер – пурга, буран

Холод – мороз

  6. Сказка .

Учитель : Сегодня я также  хочу  рассказать вам сказку о том, как у существительных появился род. Вам хочется об этом узнать?

- Тогда послушайте сказку.

Как у существительных род появился.

   Из этой истории вы узнаете, как у слов-существительных род появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.

   И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, Тот будет награждён».

   А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

   Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили они их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стул и стол, и  дом, и мир, и много других). А слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие). А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода».  (Так и стали солнце, море, яблоко  и другие существительные среднего рода).

   Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.



7.  Работа по развитию речи. Самостоятельная работа.

Учитель : -Весна –прекрасное время года , всё цветёт, всё распускается . Небо становится чистым.. В воздухе плывёт аромат свежести . Кто возвращается из теплых стран после зимовки ?

Дети : - Перелётные птицы

Учитель : -Верно. Птицы нам оповещают приход весны , они по весне начинают вить гнёзда. Посмотрите на картину ,, У кормушки ,, и попробуем с вами составить рассказ по картине.

Дети составляют рассказ по картинке.

- Я предлагаю выписать вам существительные ж.р м.р. и ср. р ,которые вы увидите на картине

( вызываются по одному ученику с каждого ряда)

Проверка .

Запишите в тетрадь эти слова в 3 столбика .

М.р Ж.р. Ср.р.

воробей синица гнездо

листик весна солнце

свиристель кормушка небо

8. Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся. (Дети встают)
Больше спать не захотел. (Туловище влево, вправо)
Шевельнулся, потянулся. (Встали на носочки, потянулись)
Взвился вверх и полетел. (Руки влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся)

9. Игра .

Учитель :-А теперь я предлагаю поиграть в такую игру : мы превратим существительные м.р. в существительные ж.р. На доске вывешивается плакат с названиями животных.

Дети пишут в тетрадях:

Тигр - ………………( тигрица)

Волк- ……………….(волчица)

Петух-……………….(..курица)

Барсук-……………….( барсучиха)

Бык- ………………….(корова ).

Кот-……………………(кошка).

-Можно ли сказать, что слова каждой строчки-родственные?

-Какие из них не являются однокоренными? Почему?

10. Игра ,,Шарики,, (на доске приклеплены 3 картинки с изображением шариков разного цвета )

-Немного разомнемся и поиграем . Вот перед вами три шарика, на которых написаны слова ,мы должны определить род этих имен существительных .Далее я открою эти шарики и мы посмотрим, верно ли вы ответили.

Один ученик читает слова под первым шариком , а все дети поднимают заранее подготовленные карточки , на которых написаны : ж.р, м.р, ср.р . Аналогичная работа с двумя другими шариками.




Сад Яблоко Лисица

Мир Окно Норка

Тюль Море Лосиха Лебедь Небо Вермишель

11. Итоги урока :

Теперь подошло время подвести итоги урока ( на доску вывешивается таблица ) .

Закрепим наши знания. Давайте проверим, всё ли мы хорошо усвоили ?

Дети отвечают тезисами по таблице.


Имена существительные бывают __________________________

Имеют окончания________________________________________

Можно подставить слова ____________________________________

Примеры __________________________________________________


12. Рефлексия:

-Сегодня мы провели замечательный урок, на котором повторили что такое имя существительное , какого рода оно бывает и как правильно определять род имён существительных. Мне понравилась ваша работа, ваше участие.

( учитель поощряет активных учеников и стимулирует отстающих)

Домашнее задание : стр. 29 упражнение 46 ( учебник Русский язык ,автор Рамзаева Т.Г.)