Юдина Зарина Абдукадыровна
учитель начальных классов
МБОУ ,,СОШ № 13 ,, города Казани
Республики Татарстан
Открытый урок по русскому языку в 3-м классе
по теме: "Род имен существительных,,
( закрепление)
Данный урок является показателем усвояемости учащимися изученного материала , способствующий развитию логического мышления , умения безошибочно определять принадлежность предмета к тому роду , к которому относится, развитие навыков устной и письменной речи.
Ключевые слова : существительное, мужской род, женский род, средний род, карточки, вопросы, окончания, самостоятельная работа.
Цели урока:
-Формировать умение определять род имен существительных в тексте; повторить ранее изученный материал; расширять словарный запас учащихся.
-Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, умение обобщать и делать выводы.
-Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
опорные таблицы “Имя существительное”, “Род имен существительных”, картина “У кормушки”, сигнальные карточки .
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: – Сегодня на уроке мы повторим ранее изученный материал ,поговорим о таком прекрасном времени года, как весна.
- На этом уроке вы побываете корректорами, фантазерами и писателями.
- А начнем наш урок с занимательного задания.
2. Словарная работа.
Учитель:- Отгадайте слова. Запишите отгадки в тетрадь в строчку.
-Звенит капель, на дворе месяц ….( апрель)
-Скачи смелее не робей, по тропинке ….( воробей)
- Зимой лежал, весной побежал ( снег)
-Кто без нот и без свирели
Лучше всех заводит трели ,
Голосистее, нежней ?
Кто же это ? ( соловей)
Учитель:-К какому роду относятся все отгадки ? ( к мужскому роду )
– Как определить род имени существительного?
Проверка написанных слов с комментированием орфограмм в каждом слове. ( орфограммы комментируют ученики )
3. Работа по теме урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим учиться определять род имен существительных.
- Давайте вспомним наш “секрет” различия рода имен существительных.
Дети: (хором):
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё”.
Это правило моё!
Учитель : -Есть такая примета , что если упадет вилка – придет в гости женщина, а если упал нож, то придёт мужчина. Почему так говорят?
( Вилка чья-моя ж.р., нож- чей – мой,м.р. )
4. Опрос изученных правил :
-Ребята, ответьте мне на вопросы:
-Что такое имя существительное?
-На какие вопросы отвечает имя существительное ?
-Какие бывают имена существительные? ( одушевленные и неодушевленные )
-На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные?
- На какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные?
-Еще имена существительные бывают собственные и нарицательные, а также могут быть в единственном и во множественном числе.
-
Приведите примеры ( учитель показывает картинки , а дети характеризуют эти предметы)
Я
блоко- имя сущ., нарицательное, неодушевленное, в ед.числе, среднего рода
Врач- имя сущ.,нарицательное,одушевленное, в ед. числе, м.р.
Девочки- имя сущ., одушевленное, нарицательное, во мн.ч. .
-В каком слове вы затруднились определить род?
-Как определить род имени сущ. во множественном числе?
5. Подбор синонимов.
Учитель : – Подберите синонимы к данным словам. Запишите их справа от записанных слов. Рядом укажите род.
(1 ученик работает у доски)
Метель – вьюга, пурга
Веселье – радость, праздник
Ветер – пурга, буран
Холод – мороз
6. Сказка .
Учитель : Сегодня я также хочу рассказать вам сказку о том, как у существительных появился род. Вам хочется об этом узнать?
- Тогда послушайте сказку.
Как у существительных род появился.
Из этой истории вы узнаете, как у слов-существительных род появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, Тот будет награждён».
А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили они их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стул и стол, и дом, и мир, и много других). А слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие). А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода).
Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.
7. Работа по развитию речи. Самостоятельная работа.
Учитель : -Весна –прекрасное время года , всё цветёт, всё распускается . Небо становится чистым.. В воздухе плывёт аромат свежести . Кто возвращается из теплых стран после зимовки ?
Дети : - Перелётные птицы
Учитель : -Верно. Птицы нам оповещают приход весны , они по весне начинают вить гнёзда. Посмотрите на картину ,, У кормушки ,, и попробуем с вами составить рассказ по картине.
Дети составляют рассказ по картинке.
-
Я предлагаю выписать вам существительные ж.р м.р. и ср. р ,которые вы увидите на картине
( вызываются по одному ученику с каждого ряда)
Проверка .
Запишите в тетрадь эти слова в 3 столбика .
М.р Ж.р. Ср.р.
воробей синица гнездо
листик весна солнце
свиристель кормушка небо
8. Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся. (Дети встают)
Больше спать не захотел. (Туловище влево, вправо)
Шевельнулся, потянулся. (Встали на носочки, потянулись)
Взвился вверх и полетел. (Руки влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся)
9. Игра .
Учитель :-А теперь я предлагаю поиграть в такую игру : мы превратим существительные м.р. в существительные ж.р. На доске вывешивается плакат с названиями животных.
Дети пишут в тетрадях:
Тигр - ………………( тигрица)
Волк- ……………….(волчица)
Петух-……………….(..курица)
Барсук-……………….( барсучиха)
Бык- ………………….(корова ).
Кот-……………………(кошка).
-Можно ли сказать, что слова каждой строчки-родственные?
-Какие из них не являются однокоренными? Почему?
10. Игра ,,Шарики,, (на доске приклеплены 3 картинки с изображением шариков разного цвета )
-Немного разомнемся и поиграем . Вот перед вами три шарика, на которых написаны слова ,мы должны определить род этих имен существительных .Далее я открою эти шарики и мы посмотрим, верно ли вы ответили.
Один ученик читает слова под первым шариком , а все дети поднимают заранее подготовленные карточки , на которых написаны : ж.р, м.р, ср.р . Аналогичная работа с двумя другими шариками.
Сад Яблоко Лисица
Мир Окно Норка
Тюль Море Лосиха Лебедь Небо Вермишель
11. Итоги урока :
Теперь подошло время подвести итоги урока ( на доску вывешивается таблица ) .
Закрепим наши знания. Давайте проверим, всё ли мы хорошо усвоили ?
Дети отвечают тезисами по таблице.
Имена существительные бывают __________________________
Имеют окончания________________________________________
Можно подставить слова ____________________________________
Примеры __________________________________________________
12. Рефлексия:
-Сегодня мы провели замечательный урок, на котором повторили что такое имя существительное , какого рода оно бывает и как правильно определять род имён существительных. Мне понравилась ваша работа, ваше участие.
( учитель поощряет активных учеников и стимулирует отстающих)
Домашнее задание : стр. 29 упражнение 46 ( учебник Русский язык ,автор Рамзаева Т.Г.)