СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Фонетический разбор слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Фонетический разбор слова»»


Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме

«Фонетический разбор слова»

Подготовил учитель

русского языка и литературы

Матвеева Мария Викторовна



Цель урока: познакомить с порядком фонетического разбора. Систематизировать знания о звуках и буквах, о делении согласных по твердости — мягкости; глухости — звонкости в ходе фонетического разбора. Сформировать навык устного и письменного фонетического разбора. Проверить знания по фонетике и графике.

Тип урока: урок обобщения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора и йотированные звуки; уметь производить фонетический разбор.

Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и организовать её достижение; самоанализ и самооценка.

Личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: доска, учебник.


ХОД УРОКА:


1.Организационный момент:

Пусть сегодняшними подарками будут хорошие оценки на уроке. Давайте улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои места.

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о семейных ценностях и традициях вашей семьи. ЭТА ТЕМА НЕИЧЕРПАЕМА. СЕМЬЯ –ЭТО САМОЕ ДОРОГОЕ, ЧТО ЕСТЬ У человека

Семья это где… .


Любят тебя без особых причин

За то, что ты — внук, За то, что ты — сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.


2. Предлагаю наш урок начать с игры «Угадай звук». Вы слушаете аудиозапись и пытаетесь угадать, что это за звук.

  1. Журчание ручья

  2. Шум ветра

  3. Пение птиц

  4. Шум грома


Тысячи звуков окружают человека. Но окружают нас и особые звуки – звуки речи.



Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?(фонетика)


3. Посмотрите на доску и скажите, как представленная запись связана с фонетикой?


[фхарошэйсимйэхарошыйэдэтирастут]


Да, это затранскрибированное предложение. Расшифруйте его и запишите в тетради.


В хорошей семье хорошие дети растут.


В чем особенность этого предложения? К какому жанру фольклора относится? Как вы понимаете эту пословицу?


  1. Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение, выполните транскрипцию этих слов

Счастье, терпение, дети, уважение



Найдите слово, где все согласные звонкие? (уважение)

Найдите слова, где все согласные мягкие?


  1. А теперь давайте соберем два букета для нашей мамочки. В 1 букет входят цветы, в названиях которых буквы е е ю я обозначают 1 звук, во 2 – 2 звука

Подснежник, сирень, орхидея, фуксия, лилия, георгин, магнолия, гортензия

Молодцы, ребята! У вас получились замечательные букеты!!!


  1. Изучение нового материала:

Ребята, для какого разбора нам понадобятся эти знания?

(Для фонетического разбора слова).


- Сформулируйте тему урока. «Фонетический разбор слова

- Итак, тема нашего урока «Фонетический разбор слова».

- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок?

(Научиться выполнять фонетический разбор слова).


  1. Работа в группах

Перед вами такая задача. Вам необходимо составить алгоритм фонетического разбора. Работаем в группах

        1. Напиши транскрипцию слова


        1. Укажи количество слогов



        1. Запиши в столбик буквы и звуки



        1. Охарактеризуй каждый звук



        1. Определи количество букв и звуков


- Давайте рассмотрим схему фонетического разбора в учебнике на с.146


  1. Записываем предложение и выполним фонетический разбор


В семье самый важный винт – это любовь. А.П.Чехов

ЛЮБОВЬ – ЛЮ-БОВЬ (2 слога, второй слог ударный)

[Л’УБОФ’]

л- [л’] – согл., звонк., непарн; мягк.,парн.[л]

у- [у] – гласн., безуд.

б- [б] – согл., звонк., парн.[п]; тверд., парн.[б’]

о- [о] – глас., ударн.

в- [ф’] – согл., глух., парн.[в]; мягк., парн.[ф].

ь- [-]__________

6б., 5зв.

















  • Физминутка. (С помощью звукотерапия-этих простых упражнений можно улучшать свое здоровье.)

  • 1. Звук «ш» - расслабляет тело, снимает напряжение («Змея»).

  • 2. Самый расслабляющий звук - «с». Представить себя на берег)' моря. Закрыть глаза. Слышите, как набегает волна. Произнести звук «сссс»



  • Вышли уточки на луг

  • Кря, кря, кря.

  • Полетел зелёный жук

  • Ж – ж – ж.

  • Гуси шеи выгибали

  • Клювом перья расправляли.

  • Зашумел в пруду камыш

  • Ш – ш - ш

  • И опять настала тишь.



  • Современные исследования подтверждают целебные свойства произносимых звуков, создаются даже своеобразные реестры их воздействия, которые, кстати, во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности на Востоке. К примеру:

  • –звук "И" – прочищает нос, лечит глаза;

  • –звук "У" – укрепляет горло и голосовые связки;

  • –звуки "В", "Н", "М", "Э" – улучшают работу головного мозга;

  • –звуки "Ц", "К", "Щ", "И" – лечат уши;

  • –звуки "У", "Ы", "X", "Ч" – улучшают дыхание;

  • –звуки "О", "А", "С", "М", "И" – лечат заболевания сердца. Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, так называемые "мантры". В частности, созвучие:

  • –"ОМ" – снижает кровяное давление;

  • –"АЙ", "ПА" – снимают боли в сердце;

  • –"АП", "АМ", "АТ", "ИТ", "УТ" – исправляют речь.

  • Звук «ш» - расслабляет тело, снимает напряжение («Змея»).

  • 2. Самый расслабляющий звук - «с». Представить себя на берег)' моря. Закрыть глаза. Слышите, как набегает волна. Произнести звук «сссс»

  • 3. Звук «в» - при насморке. – в - в - в

  • 4. Произнесем звук, который не у всех сразу получается - «р - р - р».
    - делайте это упражнение в конце дня, чтобы снять усталость. Вот злится лев, напрягся всем телом «ар - р - р - р».

  • 5. Звук «н» - положить руку на макушку головы и очень высоким голосом произносить «н». Это помогает снимать головную и зубную боль.
    6. Низкий звук «м - м - м - м» - мычит корова. Если его произносить после еды, то лучше усваивается пища. Кроме того, м - особый звук. С него начинается слово «мама».
    С помощью этих простых упражнений можно улучшать свое здоровье.











































  1. Тренировочные упражнения:

Давайте выполним фонетический разбор слов. За основу возьмем этот текст.Всегда,счасье,семья

Сначала его прочитаем.

Ребята, а вы согласны с этим утверждением?


Давайте семейные ценности чтить,

Давайте всегдасвоих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержкунайдем,

Пусть будет всегда полной чашей наш дом!

Пусть дети и взрослые помнят всегда –

Семья– это главное! Через года

Сумеем мы счастьесвоё пронести,

Пускай только лучшее ждет впереди!


  1. Закрепление темы: Для закрепления пройденного материала по теме «Фонетика» предлагаю выполнить следующую работу

Работа в паре

1.Расставьте слова в алфавитном порядке. Запишите их в тетрадь. (Доброта, доверие, дружба, забота, любовь, понимание, согласие, уважение).

2. Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв. Докажите свой ответ.

(понимание, уважение, согласие)

3. Выписать слово, в котором звуков меньше, чем букв. Докажите свой ответ

(Любовь – [Л’уБОФ’] – 6б.5зв.

4.Подчеркните слова, в которых буквы е, е, ю, я обозначают два звука.


  1. Итоги урока

Рефлексия


Итак, ребята, наш урок заканчивается.

Чему мы научились на уроке

Достигли ли мы цели, которую ставили


Принцип Микрофон

              1. На уроке я работал…

              2. Своей работой на уроке я…

              3. Урок для меня показался…

              4. За урок я…

              5. Мое настроение...

              6. Я научился…


12. Домашнее задание:

1.сделать фонетический разбор слов: дружба, забота, доброта

2.сделать фонетический разбор слов: семья, доверие, уважение

3.написать рассказ на тему: «Семейные ценности» и сделать фонетический разбор слова понимание


13.Перед вами цифра 5. Вы должны ее разукрасить под цвет своего настроения.



Пусть ваша жизнь течёт рекою,
В пути не знающей преград!
И пусть над вашею семьёю
Лишь три созвездия горят:
Одно созвездие – Любви.

Другое – Верности и Счастья,
А третье – просто Доброты.
Пусть над семьёй они искрятся,
Чтобы исполнились мечты!







Давайте семейные ценности чтить,

Давайте всегдасвоих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержкунайдем,

Пусть будет всегда полной чашей наш дом!

Пусть дети и взрослые помнят всегда –

Семья– это главное! Через года

Сумеем мы счастьесвоё пронести,

Пускай только лучшее ждет впереди!