Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Виды работы, формы, методы, приемы | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивация и учебной деятельности | Словесное приветствие. Интерактивная игра «Поделись позитивом». | - Здравствуйте ребята, с каким настроением вы пришли на урок? - Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут. - Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку. | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.
| Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Регулятивные организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
2.Целеполагание. | Слово учителя. Слайд №1 | Посмотрите на доску(репродукция картины Т Н. Яблонской), определите тему урока и постарайтесь определить цель нашего занятия? Слово учителя: вы всё сказали совершенно правильно, но я хотела бы обратить ваше внимание на то, что мы будем описывать картину в художественном стиле, постараемся понять настроение художника в момент написания полотна, её замысел. | Сегодняшний урок развития речи будет посвящен подготовке к написанию сочинения по картине Т.Н Яблонской «Утро». Мы будем учиться составлять связный текст по картине и выражать в нём своё настроение, передавать ощущение от увиденного. | Личностные: Ставить цель и удерживать её весь урок. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, волевая саморегуляция
Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывание в устной речи. |
3.Активизация мышления | Слово учителя. | Ребята, на уроке мы будет описывать картину, а для того, чтобы вы хорошо справились с этой задачей. Познакомимся с биографией художницы Т. Н. Яблонской. Слово предоставляется группе «Биографов» Обратимся к произведениям живописи Т.Н. Яблонской, Экскурсию проведут экскурсоводы. | Выступление группы «Биографов» Слайд №2 Выступление группы «Экскурсоводов» Слайд№3,4 | Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Регулятивные: Развивать, умение выступать перед аудиторией. Познавательные: развивать устную монологическую речь. |
4. Подготовка к восприятию. | Слово учителя | Сегодня на уроке мы с вами окунёмся в волшебный мир искусства. Ничто так не помогает разгадать тайну внутреннего мира человека, как прослушивание музыки. книг. Я предлагаю прослушать отрывок из музыкального произведения Э. Грига «Утро» 1. Какое время года и суток вы себе представляете, слушая данную композицию? 2. Какие ассоциации вызывает у вас слово «утро?
3. Подберите эпитеты к слову «утро?
| Слайд № 5 Слушают музыку, отвечают на вопросы. 1.-Утро, весна. 2.-выстраивают ассоциативную цепочку: собираюсь в школу, пение птиц, светит солнце, хорошее настроение.
3. - подбирают эпитеты к слову -утро: - раннее, солнечное, весеннее, прохладное, сияющее, чудесное. Слайд №6
| Личностные: Вызвать эстетическое наслаждение музыкой. Регулятивные развивать эстетическое сознание Коммуникативные: строить понятные высказывания, отвечать на вопросы, слушать ответы других. Познавательные: повторить понятие эпитет, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения. |
5. Восприятие картины. | Беседа | 1. Рассмотрим репродукцию картины Т.Н .Яблонской «Утро». Слайд №7 - Каков сюжет картины? На картине изображена комната девочки. Хозяйка комнаты только что проснулась и, видимо, делает зарядку.) - Что, прежде всего, приковывает наше внимание? Охарактеризуйте её с помощью оценочных определений. Что делает девочка? Опишите с помощью словосочетаний, которые передают действия, динамику.
| Рассматривают картину, отвечают на вопросы Интервью с дочерью художницы. Группа «Экскурсоводы» Делают вывод: - Действительно, в центре репродукции мы видим школьницу. -Девочка. - Аккуратная, тоненькая, спортивная, стройная, подтянутая.
- Делает зарядку, поднимая руки вверх, немного прогибаясь, девочка потягивается после сна, стоит в позе «ласточки», вытягивает ногу). Слайд № 8.
| Личностные: готовность вести диалог, соблюдать культуру диалога, доброжелательно относится к другому человеку. Коммуникативные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной речи, делать вывод Познавательные: подбирать слова, соподчинённые ключевому слову, монологическая речь, обогащать словарный запас. |
6. Повторение | Беседа | Итак, вы дома будете писать сочинение, а к какому типу речи отнесём ваши будущие работы? На прошлом уроке мы познакомились с описанием помещения. Какова формула и структура описания помещения? | - Описание Описание помещения – перечисление неодушевленных предметов в состоянии покоя, создающих картину комнаты, помещения, улицы и других мест. Структура. - общее представление о помещении - описание деталей - оценка (выводы) Формула. Что? – Какое? Слайд №9
| Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Познавательные: определять тип речи, знать его структуру. |
7.Постановка задачи. | Интерактивная игра «Мозговой штурм» (утверждения не соответствующие истине) | Сочинение должно быть написано в художественном стиле. В чём особенности описания помещения в художественном стиле? | Работают с листком утверждений в парах, осуществляют взаимопроверку. (Наличие эпитетов – оценочных определений.) | Коммуникативные: готовность и способность работы в паре с другими людьми Познавательные: делать вывод на основе анализа информации.: знать признаки художественного стиля. |
8.Составление рабочих материалов | Эвристическая беседа по картине. Работа в группах. | - Опишите комнату девочки, используя эпитеты, по следующим критериям: общее впечатление, интерьер, изображение окна, стен, краски, которые использует художница. | 1 группа- общее впечатление о комнате; 2 группа- описание интерьера; 3 группа- изображение окна, стен; 4 группа-краски, которые использует художница. Слайд №10 | Коммуникативные: готовность и способность работать в группе, участвовать в коллективном поиске, в совместном решении, оказывать поддержку и помощь друг другу, задач, договариваться и принимать общее решение. Познавательные: создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно классифицировать, подбирать слова, соподчинённые ключевому слову: |
9.Составление примерного плана сочинения.
| Самостоятельная работа | Перед вами план с пропусками некоторых пунктов. Давайте восстановим их. | Восстанавливают план описания картины, зачитывают. | Познавательные: строить логические умозаключения. |
10.Предупреждение речевых ошибок. | Практическая работа | На листах написаны только первые слова, вы будете работать по группам, подбирая синонимы, затем зачитывать написанное. | 1группа-Девочка - она, хозяйка комнаты, героиня, школьница, ученица, главный персонаж картины. Изображено на картине, показано, нарисовано, передано 2 группа -Художница запечатлела, создала, написала, представила Девочка одета в, но на девочке надеты. 3группа Расположение предметов: справа, слева, в центре, на переднем плане 4 группа выполняют другое задание: составляет вступление к сочинению Синонимы записывают в тетрадь. | Познавательные: расширять словарный запас детей, подбирать синонимы. Коммуникативные: отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации. |
11.Словарно-лексическая и орфографическая работа. | Самостоятельная работа. | Группа «Грамотеи» выписала определения таких слов, как кашпо и эстамп и подготовила диктант. Орфографическая работа. - Объясните орфограммы некоторых слов, которые вы будете, возможно, использовать на уроке. Весеннее, аккуратная, раннее, изобразить, паркет, деревянный, пионерский, собираться, сложенная. Слайд № 12 | Значение слов записывают в тетрадь. Слайд № 12 Записывают диктант в тетрадь осуществляют взаимопроверку, объясняют орфограммы. | Познавательные: осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами и словарями, расширяют словарный запас, закрепляют их правописание. Регулятивные: осуществляют взаимопроверку. |
12.Закрепление полученных знаний. | Беседа | - Какова основная мысль сочинения? (для чего написан текст?) | Красота обыкновенной жизни является идеей (основной мыслью) этой картины. Художница нас учит видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь. Слайд № 12 | Познавательные: делать умозаключения, выводы, обобщения. Повторить понятие основная мысль. |
13. Отработка вступления. Чтение позитивного образца. | Слово учителя. Самостоятельная работа с памяткой. | Учитель рекомендует памятку. 1. При написании сочинения необходимо тщательно продумать вступление, потому что именно в начале работы закладывается эмоциональный тон, ваше настроение от увиденного или прочитанного, формулируется идея работы. 2.Сравните два вступления. Какой текст является более образным и почему? 3.Не забудьте продумать и заключение работы. Оно должно перекликаться с темой сочинения и вступлением. 4.Заключение должно быть эмоциональным и ярким, небольшим по объёму. | 4 группа «Авторы»: зачитывает 2 вступления. Учащиеся выбирают вариант вступления, мотивируют почему выбрали именно это вступление. Самостоятельно пишут заключение.
Слайд № 14,15 | Познавательные: делать выводы на основе анализа, вывод подтверждать собственной аргументацией, пользоваться памяткой. Коммуникативные: учебное взаимодействие в парах, взаимопроверка. |
14.Рефллексия | Слово учителя | Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, какую цель мы ставили? Мы достигли её? Пригодятся вам эти знания? Благодарю всех за работу, прошу записать домашнее эадание. | Отвечают на вопросы. Работают с оценочными листами, продолжая предложения: мне было трудно при подготовке к сочинению … Как ты их преодолел: … | Личностные: контролировать процесс своей деятельности. Познавательные: монологическая речь, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: построение речевых высказываний, умение слушать товарищей. |
15.Домащнее задание. | Слово учителя | Учитель комментирует домашнее задание. Написать сочинение по картине, используя собранный материал. | Записывают домашнее задание, слушают комментарий. | |