Открытый урок по русскому языку в 6 классе
Тема: «Имя существительное.»
Цели и задачи:
1.Обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении темы «Имя существительное».
2. Продолжать работу по развитию речи через полные
ответы учащихся.
3. Воспитывать у учащихся умение правильно оценивать
ответы товарищей и доброжелательное отношение друг к
другу, взаимопомощи и взаимовыручки.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний
Форма проведения урока: КВН
Оборудование: карточки, интерактивная доска.
План:
Приветствие команд
Вопросы-шутки капитанам
Викторина
Разминка
Кто больше
Третье лишнее
Кто быстрее
Тупик ошибок
Кто нас обслуживает
Игра «Я не склоняюсь»
Пиши правильно
Отгадай по мимике
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок-соревнование.
Я попросила вас распределиться на две команды и придумать названия. Итак, первая команда называется … (дети отвечают “ Лингвисты ”), а вторая - “Грамматики ”.
Наш урок-соревнование оценивает компетентное жюри. Сегодня предстоит сложный поединок: команды должны показать все свои знании. Давайте поприветствуем друг друга. И первыми в состязании я приглашаю принять участие капитанов. От их баллов, набранных в этом туре, будет зависеть итог всего соревнования.
Команда 1.Лингвисты
Мы лингвисты,
Мы лингвисты!
Победим мы очень быстро!
Приветствие соперникам: В КВН сегодня мы играем и удачи соперникам желаем! Ведь всё равно мы победим – мы команда номер один!
Мы отвечаем дружно,
Здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед
Команда 2. Грамматики
Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая!
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Приветствие соперникам: Желаем вам, соперники, удачи и открытий, но выше наших всех задач – не дать вам победить!
И, соревнуясь вместе с вами.
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней
1 конкурс. Вопросы- шутки капитанам команд.
■ Есть в реке и озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет. Что это? Ответ: Буква Р.
■ Есть в яблоке и сливе, а в саду нет; есть в луке и салате, а в огороде нет. Что это? Ответ: Буква Л.
■ Что есть у ежа и у ерша, а у медведя и у оленя нет, но зато у них есть то, чего нет у ерша и у ежа? Ответ: Твердые согласные (мягкие согласные)
■ Какая азбука состоит из семи букв? Ответ: Алфавит.
■ Что мы слышим в конце перемены и вначале урока? Ответ: Гласные звуки.
■ Что в середине капусты? Ответ: Буква У.
■ Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? Ответ: Звук И.
■ Как, не изменяя ни одного звука, а лишь меняя их местами, превратить кочегара в его рабочий инструмент? Ответ: Кочегар — кочерга.
■ Из какой посуды ничего нельзя поесть? Ответ: Из пустой.
■ Когда в пустом кармане что-нибудь есть? Ответ: Когда в кармане есть дырка.
■ На какое дерево садится ворона после дождя? Ответ: На мокрое дерево.
■ Может ли страус назвать себя птицей? Ответ: Нет, он не может говорить.
■ Каких камней нет ни в одном море? Ответ: Сухих камней.
■ Сколько горошин входит в стакан? Ответ: Нисколько, горошины не ходят.
■ Когда мальчика называют женским именем? Ответ: «Соня».
■ В люстре горело 3 лампочки. Одну погасили. Сколько лампочек осталось? Ответ: Три.
■ Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы? Ответ: Запасное колесо.
■ Какой полуостров жалуется на свою величину? Ответ: Я-мал.
■ Какой город летает? Ответ: Орел.
■ Название самого раннего цветка, антоним которого — забывалка. Ответ: Незабудка.
■ Название самого раннего желтого цветка, антоним которого — отец-и-отчим. Ответ: Мать-и-мачеха.
■ Что вы делаете, когда доедете на автобусе: выходите, сходите или встаете? Ответ: Выходим.
■ В названии какого дня недели есть двойная согласная? Ответ: Суббота.
■ Какое государство можно носить на голове? Ответ: Панама.
■ Какая европейская столица стоит на скошенной траве? Ответ: Париж стоит на реке Сена.
■ Какое числительное приказывает тереть? Ответ: Три.
■ Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? Ответ: Оно.
■ Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? Ответ: Он-но.
■ Какая змея бывает наречием? Ответ: Уж.
■ Какова форма множественного числа существительного человек? Ответ: Люди.
■ На что похожа половина яблока? Ответ: На другую половину.
■ Катался мячом, пока не стал носком? Ответ: Клубок.
2 конкурс. Викторина
Дайте определение имени существительного?
Назвать основные признаки имени существительного?
Сколько склонений имеет имя существительное?
Какие имена существительных называются несклоняемыми?
Что значит «имена существительного общего рода»?
Когда в суф. сущ. — чик-щик — пишется ч, а когда uf?
Когда в суш. пишется суф. —ек. а когда —ик?
Когда не пишется с существительными слитно?
А когда не пишется с существительными раздельно?
Когда в суф. существительных после шипящих пишется гласный
-о, а когда -е?
4.Угадай слово. За этими буквами зашифровано слово.
КАСПЛА-Плакса
ОНСЯ-Соня
РЯНЕАХ-Неряха
ДАПОНЕСЕ-Непоседа
ЗНАКАЙНЕ-Незнайка
ЛОНАМОДЧИ- Молодчина
Какие эти слова? К какому роду они относятся?
5.Третье лишнее.Нужно найти лишнее слово и доказать, почему оно является лишним.
Видеофильм, партия, шалаш
Космонавты, растение, армия
Какао, пальто, кофе
Носок, мозоль, помидор
Снег, осень, весенний.
Глупость, мудрость, голубь
Кафе, какаду, кино
Такси, меню, кенгуру.
Мышь, луч, рысь.
Горе, горячо, горечь.
9. Тупик ошибок
Я прочту стихотворение. Какую особенность вы заметите? Что это за существительные? Что вы о них знаете? Как правильно должны звучать слова?
Как-то рано по утру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафе зашел,
занял там свободный стол
И сидит за доминой
с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый,
хохотал на всю киню.
Интересное кино,
жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать
– будут польта выдавать.
Моя сестра учится играть на пианине. В комнату вошла незнакомая мадама. Стало холодно, все ходят в польтах.. ПТУ объявила набор учащихся. Часто я бегаю на улице без пальта. Я люблю черное кофе. У меня нет время. Мне нравится кататься в метре.
конкурс. Кто быстрее. Придумать все возможные сущ от слова Транспорт, существительное.
Запишите слова-ответы на вопрос “Кто нас обслуживает?”
Если в доме ремонт: клеит обои…………….,стелет паркет……………, стеклит окна…………
В ателье мод: кроит костюм……………., принимает заказ……………….
Сделали книгу: переплет………….., набрал текст…………………………., обрезал бумагу…………
Строят дом: на кране………………., готовит бетон………………….........., укладывает трубы ………..
Конкурс “Кто быстрее”
К прилагательным подобрать по смыслу имена существительные:
Добрый – человек
Солнечный –день
Ласковое –отношение
Теплый – чай
Легкий - пакет
Желтый – апельсин
4. Антидиктант
Среди предложенных вам слов есть слова, написанные правильно, а есть с ошибками. Вам нужно найти, исправить ошибки и объяснить орфограммы.
1 команда. НЕТ ВРЕМЯНИ, ПРИКОСАЮСЬ, ГРУЗЩИК, НА СТАНЦИЕ, ГОРОШИК, ВОЛЧЕНОК, ОРЕШИК, наелась кашой, любуюсь дачой, говорить о племене.
Хвостек, на площаде, песочик, на бумаги, грузщик, нога в стремене, перевозщик, огонечик, человечик, на территорие.
Задание. Образовать существительное при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов ЕНЬК, ОНЬК, ЕЧК, ОЧК.
Дочь - ……………..
Мышь - ……………
Барсук - …………...
Кроха - …………….
Лягушка - …………
Старик - …………..
Крюк - …………….
Шапка - …………...
конкурс – Назови словечко.
(ведущий, обращаясь поочерёдно к каждой команде, называет словосочетание, вместо которого члены команд должны сказать одно слово – существительное)
Храбрый человек – храбрец
Болтливый человек – болтун
Ленивый человек – лентяй
Мудрый человек – мудрец
Сильный человек – силач
Умный человек - умник
Богатый человек - богач
Смелый человек - смельчак
Грубый человек – грубиян
Весёлый человек – весельчак
III. Задание на доске, дописать суффикс.
1 команда 2 команда 3 команда
извозчик аппаратчик смазчик
обходчик грузчик перебежчик
прессовщик подборщик укладчик
резчик разведчик формовщик
обрубщик съемщик каменщик
^ Вывод. (Оценивает жюри).
IV. Задание для всей команды. Напишите несклоняемые имена
существительные (1 минута).
папьто, кино, метро, шоссе, радио, пианино, панно, кашне, ателье, табло, фойе, кафе, жюри, плато, какао, кенгуру, пюре, пони, филе, пенальти, шимпанзе, Баку, Сочи, жалюзи, Гюго, Дюма, ЭВК/I, МГУ, АЭС, ГЭС, бюро, галифе, атюд, трюмо, купе, такси, леди, мисс, Сухуми.... оцeнивaem жюри, сколько слов, столько очков). Вывод.
V. Один ученик (из каждой команды) выходит к доске с карточкой.
Дописать суффиксы существительных.
^ 1 команда 2 команда 3 команда
сыночек-сыночка дружочек орешек
мячик василечек носик
цветочек кусочек человечек
звоночек ларчик пузыречек
огонечек ключик кирпичик
^ Вывод. (Оценивает жюри).
VI. Задание для всей команды. Написать существительное общего
рода.
Сирота, забияка, зазнайка, непоседа, недотрога, доктор, архитектор, профессор, самоучка агроном, тренер, биолог, архиолог, неряха бригадир, бухгалтер, кассир, задира, соня, плакса учитель, грязнуля, разиня, директор...
^ Вывод. (Оценивает жюри, сколько слов - столько очков).
VII. Задание для болельщиков. Напиши правильно суффикс. (На
доске).
1 команда 2 команда 3 команда
дружок жучок петушок
кулачок снежок кружок
горошек крошечка пастушок
подушечка лужок человечек
овражек крючок колпачок
^ Вывод. (За правильный ответ - фигурку).
VIII. Задание для капитанов. Морфологический разбор имени
существительного.
Луна была за тучками, и сквозь маленькое окошко сугробы снега казались
ЧерНО-СИНИМИ.
1 команда ^ 2 команда 3 команда
Тучками - сущ. Окошко - сущ. Снега - сущ.
I. (За чем?) за тучками, I. (Что?) окошко I. (Чего?) снега
н.ф. - тучка н.ф. - окошко н.ф. - снег
П.пост. -нариц., неодуш., Н.пост. -нариц., неодуш., Н.пост. нариц.,
непост. - в Т.П, во мн.ч. 2 скл, непост. - в В.п., неодуш., непост.
III. За чем? за тучками. в ед.ч. в Р.п., во мн.ч.
III. Что? окошко. III Чего? снега
^ IX, По одному ученику существительными.
1 команда невзгоды ненастье непоседа неприязнь не правда, а ложь Вывод.
из каждой команды к доске. Не с
3 команда неуч
небрежность небылицы невежда недруг, а враг
2 команда
не работа а забота
непогода
невидимка
неряха
непримиримость
Задание (по вариантам). Распределить слова в 2 столбика.
1 вариант: слова с суффиксами ек-ик;
2 вариант: слова с суффиксами чик-щик.
Чик- щик
Переплет…, набор…,
Разнос…, камен…,
Рез…, бетон…,
Водопровод…, бетон…
Набор…, асфальт…
Кровель…, смет….
Ек – ик
Лесоч…, зубч…,
Песоч…, бубенч…,
Ножич…, шалаш…,
Голосоч…, пальч…,
Кузнеч… , лимонч..,
Ларч…, дружоч….
Слайд 3 |
|
Дополните ряды существительных: Живые существа: девочка,… Живые существа: девочка,… Явления природы: гроза,… Явления природы: гроза,… Предметы: окно,… Предметы: окно,… Действие как предмет: бег,… Действие как предмет: бег,… Животные: медведь,… Животные: медведь,… и т. д. и т. д. |
Слайд 4 |
|
Составьте имена существительные из букв, встречающихся в слове ТРАНСПОРТ |
Слайд 5 |
|
Вставьте окончания прилагательных: Сер… кенгуру, в модн… пальто, интересн… кино, соседн… кафе, забавн… какаду, широк… авеню, черн… кофе, знаком… мадам, вкусн… салями, больш… ГЭС. Сер… кенгуру, в модн… пальто, интересн… кино, соседн… кафе, забавн… какаду, широк… авеню, черн… кофе, знаком… мадам, вкусн… салями, больш… ГЭС. |
3 тур. “Составь слово” (за каждое существительное 1 балл)
Составить имена существительные с суффиксами: чик, щик, ек, ик.
Учитель: Русский язык постоянно развивается. Все знают, что некоторые слова мы заимствуем из других языков. Интересно, а знают ли об этом наши команды?
4 тур. “Определить род несклоняемых существительных”
1 команда: денди, леди, пальто, пенальти, мадам
(М.р, ж.р, с.р, м.р, ж.р)
2 команда: атташе, фрау, эскимо, кольраби, какаду.
(М.р, ж.р, с.р, ж.р, м.р).
Учитель: Пятый тур проверяет не только время исполнения, но и правильность ответов.
Учитель: Теперь задание не простое, а творческое.
6 тур. “Кто больше придумает собственных имен существительных на букву М”
(Города)
Учитель: Команды соберитесь, впереди серьезное испытание.
7 тур. “Склонение существительных”
1 команда: книга, лошадь.
2 команда: студент, печь.
Учитель: А сейчас любимый вами этап соревнования.
8 тур. “Цепочка”
Записать как можно больше существительных на тему: “Осень”.
Учащиеся команд по цепочке выходят к доске и записывают имена существительные, которые не повторяются.
Учитель: Насколько внимательны команды мы сейчас проверим.
9 тур “Выборочный диктант”
(Слуховой выборочный диктант: выбрать из текста имена существительные)
Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.
Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени.
(Лето, костры листопада, березы, клены, осень, цвет, листья осинок, леса, поля, луга, полей, хлеба, лугах, копны сена, стога, небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей, осень, дождем, убор листьев, солнце, тучки, лучами, картина осени)
(За каждое слово 1 балл – 33 балла)
Подведение итогов.
Выигрывает та команда, которая набрала по итогам соревнования большее число баллов.
Жюри определяет команду, набравшую большее количество очков, и награждает ее грамотами и призом “Мудрая сова”, вторая команда получает грамоты за участие в соревновании.
(При неправильном выполнении задания, списывании или подсказках снимается определенное количество баллов).