Русский язык. 8 класс.09.11.2016г.
Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Тип урока: усвоение новых знаний
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении; обучения интонационно правильному произношению предложений с отсутствующей связкой; графического обозначения условий выбора тире. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; виды сказуемых.
Уметь: находить в предложении главные члены и определять способы их выражения; объяснять употребление тире между подлежащим и сказуемым.
Планируемые результаты.
Предметные: иметь представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеть всеми видами речевой деятельности ( аудирование и чтение: понимать содержание устного и письменного сообщения, владеть навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме), выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации; осуществлять речевой самоконтроль; владеть основами научных знаний о родном языке).
Метапредматные.
Познавательные – адекватно воспринимать содержание устного и письменного сообщения; знать разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Регулятивные – определять цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные – осуществлять коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.
Личностные – проявлять уважительное отношение к родному языку, стремяться к речевому самосовершенствованию; понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; иметь объемный словарный запас; усваивать грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Ход урока
Организация на работу. Приветствие.
Актуализация знаний (проверка домашнего задания – упр.110)
- Повторим виды сказуемых.
- Определим виды сказуемых:
В клетке соловей перестал петь.
Команда будет выступать на своем поле.
Сережа будет чемпионом.
Слайд 1
Толстые сосульки начали таять.
День казался пасмурным.
Дни стали прохладными.
Садовник хотел скосить цветы.
Малышка перестала плакать.
Двадцать делится на два.
В лицо мне дышит свежая трава.
Резвая волна подбрасывала удочки.
Утро ясное, солнечное.
Язык – исповедь народа.
- Ребята, на доске вы видите предложения, которые пронумерованы. Вы должны определить вид сказуемых и записать номер предложения:
1 вар. – п.г.с.
2 вар. – с.г.с.
3 вар. – с.и.с.
4 вар. – оценивают ответы.
Слайд 2 (ответы)
- Ребята, докажите, что в последнем предложении слово исповедь является составным именным сказуемым.
- Как вы понимаете значение слова исповедь? (дают варианты)
- Ознакомимся со словарной статьей слова исповедь.
Слайд 3 (словарная статья)
- Как вы понимаете смысл этого предложения (Язык – исповедь народа.)
(дают варианты).
Работа по теме урока.
- Ребята, обратите внимание на пунктуацию этого предложения. Здесь есть опознавательный признак для постановки тире?
- О чем же сегодня мы с вами будем говорить? (о постановке тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении).
- Запишем тему урока «Тире между подлежащим и сказуемым».
- Что вы знаете о тире?
- Назовите другую функцию этого знака.
- Где еще можем встретить тире?
- Расскажите о интонации в предложениях с тире.
- Какие интонационные средства используются в таких предложениях? Приведите примеры.
- Сейчас вы узнаете новую интересную информацию о тире (выступает подготовленный ученик).
Слайд 4 (фрагмент летописи)
- Обратимся к нашему учебнику. (§22, упр.114), это таблица правил постановки тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки. Проанализируйте эту таблицу. (анализируют). Расскажите о случаях постановки тире и его отсутствия при подлежащем и сказуемом.
IV. Закрепление изученного.
Слайд 5
1. сущ. в И.п. – сущ. в И.п. 1. личное мест. сущ.в И.п.
2. н.ф.гл. – н.ф.гл. 2. сущ. в И.п. не сущ. в И.п.
3. н.ф.гл. – сущ. в И.п. 3. сущ. в И.п. (как, точно)
4. сущ. в И.п. – н.ф.гл. сущ. в И.п.
5. числ. – сущ. в И.п. 4. сущ. в И.п. (вв.слово,
6. числ. – числ. наречие) сущ. в И.п.
7. – вот, это 5. Если перед сказуемым
- значит стоит относящийся к нему второстепенный член.
6. Если сказуемое предшест-вует подлежащему.
- Ребята, перед вами схемы, которые необходимо проанализировать, привести и записать свои примеры на указанные случаи (работа в парах, 1 ряд записывает, 2 ряд оценивает, затем меняются).
(отвечают, оценивают).
- А теперь выполним синтаксический разбор предложения.
Познакомиться с сокровищами старой Руси, с работой русских мастеров – большое удовольствие для москвичей и гостей столицы.
(разбор выполняется у доски, объясняется постановка тире)
- Ребята, бывают случаи, когда постановку тире объяснить очень трудно.
Слайд 6 (показаны предложения с авторской пунктуацией)
- Вы видите предложения, в которых тире поставлено не по правилам. Попробуйте объяснить постановку знака, учитывая, что автор здесь указан не случайно.
(выдвигают версии, делают вывод)
Итог урока. Рефлексия.
- Молодцы, вы хорошо поработали, многое узнали, многому научились. Подведем итог вашей работы.
Закрыть лицо – кому было безразлично.
Опустить голову вниз – если чем-то остался недоволен.
Поднять руки вверх – если удовлетворен своей работой.
Слайд 7.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу …
Я почувствовал, что …
Я приобрел …
Я научился …
У меня получилось …
Я смог …
Я попробую …
Меня удивило …
Мне захотелось …
- Дайте оценку друг другу вашей работы на уроке (оценивают, обосновывают).
VI. Домашнее задание. § 22, упр. 116
Дифференцированное задание:
Выписать из словаря пословиц 5-6 предложений с тире и объяснить постановку этого знака.
Найти два случая авторской пунктуации с тире и попробовать объяснить замысел автора.