СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме: "Тире между подлежащим и сказуемым"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении; обучения интонационно правильному произношению предложений с отсутствующей связкой; графического обозначения условий выбора тире. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме: "Тире между подлежащим и сказуемым"»

Русский язык. 8 класс.09.11.2016г.

Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым».

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении; обучения интонационно правильному произношению предложений с отсутствующей связкой; графического обозначения условий выбора тире. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; виды сказуемых.

Уметь: находить в предложении главные члены и определять способы их выражения; объяснять употребление тире между подлежащим и сказуемым.

Планируемые результаты.

Предметные: иметь представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеть всеми видами речевой деятельности ( аудирование и чтение: понимать содержание устного и письменного сообщения, владеть навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме), выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации; осуществлять речевой самоконтроль; владеть основами научных знаний о родном языке).

Метапредматные.

Познавательные – адекватно воспринимать содержание устного и письменного сообщения; знать разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные – определять цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные – осуществлять коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.

Личностные – проявлять уважительное отношение к родному языку, стремяться к речевому самосовершенствованию; понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; иметь объемный словарный запас; усваивать грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Ход урока

  1. Организация на работу. Приветствие.

  2. Актуализация знаний (проверка домашнего задания – упр.110)

- Повторим виды сказуемых.

- Определим виды сказуемых:

В клетке соловей перестал петь.

Команда будет выступать на своем поле.

Сережа будет чемпионом.

Слайд 1

  1. Толстые сосульки начали таять.

  2. День казался пасмурным.

  3. Дни стали прохладными.

  4. Садовник хотел скосить цветы.

  5. Малышка перестала плакать.

  6. Двадцать делится на два.

  7. В лицо мне дышит свежая трава.

  8. Резвая волна подбрасывала удочки.

  9. Утро ясное, солнечное.

  10. Язык – исповедь народа.

- Ребята, на доске вы видите предложения, которые пронумерованы. Вы должны определить вид сказуемых и записать номер предложения:

1 вар. – п.г.с.

2 вар. – с.г.с.

3 вар. – с.и.с.

4 вар. – оценивают ответы.

Слайд 2 (ответы)

- Ребята, докажите, что в последнем предложении слово исповедь является составным именным сказуемым.

- Как вы понимаете значение слова исповедь? (дают варианты)

- Ознакомимся со словарной статьей слова исповедь.

Слайд 3 (словарная статья)

- Как вы понимаете смысл этого предложения (Язык – исповедь народа.)

(дают варианты).

  1. Работа по теме урока.

- Ребята, обратите внимание на пунктуацию этого предложения. Здесь есть опознавательный признак для постановки тире?

- О чем же сегодня мы с вами будем говорить? (о постановке тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении).

- Запишем тему урока «Тире между подлежащим и сказуемым».

- Что вы знаете о тире?

- Назовите другую функцию этого знака.

- Где еще можем встретить тире?

- Расскажите о интонации в предложениях с тире.

- Какие интонационные средства используются в таких предложениях? Приведите примеры.

- Сейчас вы узнаете новую интересную информацию о тире (выступает подготовленный ученик).

Слайд 4 (фрагмент летописи)

- Обратимся к нашему учебнику. (§22, упр.114), это таблица правил постановки тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки. Проанализируйте эту таблицу. (анализируют). Расскажите о случаях постановки тире и его отсутствия при подлежащем и сказуемом.

IV. Закрепление изученного.

Слайд 5

1. сущ. в И.п. – сущ. в И.п. 1. личное мест. сущ.в И.п.

2. н.ф.гл. – н.ф.гл. 2. сущ. в И.п. не сущ. в И.п.

3. н.ф.гл. – сущ. в И.п. 3. сущ. в И.п. (как, точно)

4. сущ. в И.п. – н.ф.гл. сущ. в И.п.

5. числ. – сущ. в И.п. 4. сущ. в И.п. (вв.слово,

6. числ. – числ. наречие) сущ. в И.п.

7. – вот, это 5. Если перед сказуемым

- значит стоит относящийся к нему второстепенный член.

6. Если сказуемое предшест-вует подлежащему.

- Ребята, перед вами схемы, которые необходимо проанализировать, привести и записать свои примеры на указанные случаи (работа в парах, 1 ряд записывает, 2 ряд оценивает, затем меняются).

(отвечают, оценивают).

- А теперь выполним синтаксический разбор предложения.

Познакомиться с сокровищами старой Руси, с работой русских мастеров – большое удовольствие для москвичей и гостей столицы.

(разбор выполняется у доски, объясняется постановка тире)

- Ребята, бывают случаи, когда постановку тире объяснить очень трудно.

Слайд 6 (показаны предложения с авторской пунктуацией)

- Вы видите предложения, в которых тире поставлено не по правилам. Попробуйте объяснить постановку знака, учитывая, что автор здесь указан не случайно.

(выдвигают версии, делают вывод)

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Молодцы, вы хорошо поработали, многое узнали, многому научились. Подведем итог вашей работы.

Закрыть лицо – кому было безразлично.

Опустить голову вниз – если чем-то остался недоволен.

Поднять руки вверх – если удовлетворен своей работой.

Слайд 7.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу …

Я почувствовал, что …

Я приобрел …

Я научился …

У меня получилось …

Я смог …

Я попробую …

Меня удивило …

Мне захотелось …

- Дайте оценку друг другу вашей работы на уроке (оценивают, обосновывают).

VI. Домашнее задание. § 22, упр. 116

Дифференцированное задание:

  1. Выписать из словаря пословиц 5-6 предложений с тире и объяснить постановку этого знака.

  2. Найти два случая авторской пунктуации с тире и попробовать объяснить замысел автора.