СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Ударение. Как определить ударный слог» по программе УМК «Школа России».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать общее представление об определении ударного слога; учить определять ударение в слове.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Ударение. Как определить ударный слог» по программе УМК «Школа России».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»








Открытый урок по русскому языку во 2 классе

«Ударение. Как определить ударный слог»

по программе УМК «Школа России».








Подготовила: Канавченко М.С.,

учитель начальных классов

I категории








с. Плешаново, 2022 г.

Тип урока:

 Открытие новых знаний.

Цель урока:

Дать общее представление об определении ударного слога; учить определять ударение в слове.

Задачи урока:


Образовательные: уточнить и систематизировать знания  учащихся  об ударении, научиться определять  ударение в слове и обозначать его графически, уточнить понимание значения ударения в слове.


Развивающие: развивать связную речь; орфографическую зоркость; логические операции  мышления: анализ, синтез, сравнение, умение обобщать;  обогащать словарный запас обучающихся.


Воспитывающие: воспитывать ответственное отношение к результатам своего учебного труда, трудолюбие, аккуратность; воспитывать культуру общения.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные:

-расширять познавательные интересы, работать по заданию самостоятельно;

-развивать способность к самооценке.

Метапредметные:


-познавательные:

-умение самостоятельно формулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации;

-умение перестроить уже имеющиеся знания в новые условия, анализировать, обобщать, использовать знаково-символические средства.


-регулятивные:

-умение принимать и сохранять учебную задачу, корректировать и контролировать свою деятельность.


-коммуникативные:

-осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-умение соблюдать правила речевого поведения, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.


Предметные: умение определять ударный слог в словах и обозначать его графически



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!


Необычный день у нас.

И гостями полон класс.


Учащиеся: Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречаем.

Хорошо ли мы умеем

И писать, и отвечать?

Не судите очень строго

Ведь учились мы немного.


Приветствуют учителя и гостей, настраиваются на работу.

II.Актуализация опорных знаний.













- Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведёт меня в этом путешествии.

- Угадайте, на чём мы с вами отправимся в путешествие?


По морям и по волнам 

Его водит капитан.

Он не плавает, а ходит

Якоря бросает в воду.

Он с волною дружбу водит.

И не любит непогоду.


- Ну, теперь всё готово! Слушай мою команду! Поднять якорь! Полный вперёд!

Вот отчалили мы от причала,

Наш корабль волна закачала,

И задул ветерок в паруса,

Обещая в пути чудеса.


- Мы отправляемся в путешествие по морю.


Слушают.











Корабль




Слушают.

III.Постановка учебной задачи.

- И вот мы доплыли до самого большого удивительного острова, правит которым добрый волшебник. А название острова вы узнаете, расставив карточки по цветам радуги.

- Какая фраза может подсказать последовательность цветов радуги?

- Расставив карточки по цветам радуги, заканчивая цветом, в радуге не встречающимся. Если цвета расставите правильно, то получите название острова.


К. Ор. Ж. З. Г. С. Ф. Ч.

У Д А Р Е Н И Е


- Сформулируйте тему нашего путешествия.


- В соответствии с темой поставьте цель путешествия.



Слушают.



Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.






Ударение.


Ударение.


Узнать, что такое ударение, научиться определять ударение в слове.

IV.Открытие новых знаний.

- Ребята, на каждом корабле есть свой документ – судовой журнал, в котором отмечаются все события, происходящие за время плавания. У вас тоже есть такой документ – это ваша рабочая тетрадь.


- Открывайте тетради.




- Запишите число – сегодня:

25 октября.

Классная работа.




- И вот перед нами остров Ударения. Но чтобы туда попасть, Волшебник Ударения нам приготовил задание.


1.Комментированное письмо.

Задание: поставить над каждым словом ударение, подчеркнуть буквы, которые надо запомнить.


Ребята, ученик, берёза, прощай, пенал.


- Как можно назвать, одним словом данные слова?


Вывод:

- Что же такое ударение?




- Что нужно сделать, чтобы поставить ударение в слове?

- Как называется слог, который произносится с большей силой?

- Как называется слог, который произносится с меньшей силой?


- Давайте проверим, правильный ли мы сделали вывод. Откройте учебник на стр. 67 и прочитайте правило мудрой совы.


- Молодцы, сделали правильный вывод.

- Ещё раз повторим вывод:

- Что же такое ударение?


- Над какой буквой в слове ставится знак ударения?



Пальчиковая гимнастика.

Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для котят,

Эта долька для утят,

Эта долька для бобра,

А для волка кожура,

Он сердит на нас беда,

Разбегайтесь кто куда!


2. Знакомство со значением постановки ударения.

- Волшебник Ударения подготовил вам очень хитрые слова.

-У вас на столах лежат карточки, на них нарисованы картинки, запишите к ним соответствующие слова и поставьте в них ударение.






Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.


Записывают.










Пишут под диктовку, выполняя задание.


Словарные слова.



Ударение - это выделение голосом одного из слогов в слове.

Надо его выкрикнуть, «позвать».


Ударный.


Безударный.



В учебнике на с.67 читают правило.



Ударение - это выделение голосом одного из слогов в слове.

Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.


Выполняют пальчиковую гимнастику.




















Выполняют задание.


_____________ _______________

-Ребята, скажите, что нарисовано слева на картинке?

-На какую гласную падает ударение?

-Скажите, что нарисовано справа на картинке?

-На какую гласную падает ударение?

-Чем различается пара слов?

-Что же случилось от перестановки ударения?


-Давайте сделаем вывод.


Вывод: ударение помогает различать лексическое значение одинаковых по написанию слов.


Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


Замок Замок

Замок

На «о»

Замок

На «а»

Слова различаются ударением.

Изменился смысл слова.

За́мок – строение, замо́к – приспособление, чтобы что-то закрывать.






Выполняют физминутку.










V.Закрепление знаний и способов действий.

-Про ударный слог поэт Александр Шибаев сочинил стихотворение. Послушайте его:

Ударный слог, ударный слог!

Он назван так недаром.

Эй, невидимка – молоток –

Отметь его ударом.


1. Игра «Волшебный молоточек».

На доске слова: кружки – кружки

белки – белки

гвоздики – гвоздики

Задание: подходите и ударяете слово на любой слог, выделяя голосом ударный слог.

Вывод:

- Что же такое ударение?


- Что нам помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова?

Задание: составьте и запишите с любой парой слов предложения. Обозначьте в словах ударение.

(Выходит к доске 2 ученика)



Вывод:

- Что нужно сделать, чтобы поставить ударение в слове?

- Как называется слог, который произносится с большей силой?

- Как называется слог, который произносится с меньшей силой?

- Молодцы. Волшебник Ударения доволен вами и разрешает продолжить путешествие по своему острову, и мы с вами отправляемся дальше, наш путь лежит к работе в паре.


2. Работа в паре.

- Давайте, вспомним правила работы в паре.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди ударный слог».

- На партах у вас лежат карточки со словами.

Задание: поставьте в словах ударение и запишите слова в 4 столбика в порядке расположения данных схем:

_______ ________ ________ _____________

день свёкла рука магазин

дождь шапка лиса ветерок


- Прочитайте слова, которые вы отнесли в 1 столбик? 2 столбик? 3 столбик? 4 столбик?


- Если, вы выполнили задание правильно, без 1 ошибки, то поднимите зелёную карточку.

- Если 1-2 ошибки, то – синюю; больше 2 ошибок, то – красную.

Вывод:

- На какой по счету слог может падать ударение?

- Какой из этого мы можем сделать вывод?



- В каких словах ударение «отдыхало», т.е. мы его не ставили?



Слушают стихотворение.







Выполняют задание.






Ударение - это выделение голосом одного из слогов в слове.

Ударение.


Мы взяли кружки для чая. Мы начертили в тетради кружки.

Для торта сбили белки. На ветку дуба села белка.

Папа забил гвоздики. У мамы в саду растут гвоздики.

Надо его выкрикнуть, «позвать».


Ударный.


Безударный.

Ответы учащихся.





Выполняют задание.









Ответы учащихся.








Ответы учащихся.

Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться на любом слоге слова.

Если в слове 1 слог, буква «ё» всегда ударная.

VI. Итог урока.

- Волшебник ударения не хочет нас отпускать обратно домой в Бухту Знаний. Он предлагает проверить ваши знания.

- Какую цель ставили перед собой? Достигли её?


Блиц – опрос.

- Что такое ударение?

- Как называется слог, который произносится с большей силой?

- Как называется слог, который произносится с меньшей силой?

- В каких словах не ставится ударение?

- Какой звук всегда под ударением?

- Вот и подходит к концу наше морское путешествие на остров Ударения, и мы направляемся в бухту Знаний, куда причалил и наш корабль.

Солнце село за село.

Нам ужасно повезло,

Что в гости к Ударению сходили

И все секреты мы его раскрыли.


Оценивание учащихся.




Ответы учащихся.



Ударение - это выделение голосом одного из слогов в слове.

Ответы учащихся.

VII.Рефлексия.

- Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята!

- Если вы справились со всеми заданиями на удивительном острове Ударения и у вас не возникло трудностей, то раскрасьте остров зелёным цветом, если были затруднения, то жёлтым, а если ничего не было понятно, то красным).

Учащиеся раскрашивают остров.

VII.Домашнее задание.

с .67 выучить правило, упр.102

Записывают в дневники.