I.Организационный момент. | - Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Необычный день у нас. И гостями полон класс. Учащиеся: Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречаем. Хорошо ли мы умеем И писать, и отвечать? Не судите очень строго Ведь учились мы немного. | Приветствуют учителя и гостей, настраиваются на работу. |
II.Актуализация опорных знаний. | - Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведёт меня в этом путешествии. - Угадайте, на чём мы с вами отправимся в путешествие? По морям и по волнам Его водит капитан. Он не плавает, а ходит Якоря бросает в воду. Он с волною дружбу водит. И не любит непогоду. - Ну, теперь всё готово! Слушай мою команду! Поднять якорь! Полный вперёд! Вот отчалили мы от причала, Наш корабль волна закачала, И задул ветерок в паруса, Обещая в пути чудеса. - Мы отправляемся в путешествие по морю. | Слушают. Корабль Слушают. |
III.Постановка учебной задачи. | - И вот мы доплыли до самого большого удивительного острова, правит которым добрый волшебник. А название острова вы узнаете, расставив карточки по цветам радуги. - Какая фраза может подсказать последовательность цветов радуги? - Расставив карточки по цветам радуги, заканчивая цветом, в радуге не встречающимся. Если цвета расставите правильно, то получите название острова. К. Ор. Ж. З. Г. С. Ф. Ч. У Д А Р Е Н И Е - Сформулируйте тему нашего путешествия. - В соответствии с темой поставьте цель путешествия. | Слушают. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Ударение. Ударение. Узнать, что такое ударение, научиться определять ударение в слове. |
IV.Открытие новых знаний. | - Ребята, на каждом корабле есть свой документ – судовой журнал, в котором отмечаются все события, происходящие за время плавания. У вас тоже есть такой документ – это ваша рабочая тетрадь. - Открывайте тетради. - Запишите число – сегодня: 25 октября. Классная работа. - И вот перед нами остров Ударения. Но чтобы туда попасть, Волшебник Ударения нам приготовил задание. 1.Комментированное письмо. Задание: поставить над каждым словом ударение, подчеркнуть буквы, которые надо запомнить. Ребята, ученик, берёза, прощай, пенал. - Как можно назвать, одним словом данные слова? Вывод: - Что же такое ударение? - Что нужно сделать, чтобы поставить ударение в слове? - Как называется слог, который произносится с большей силой? - Как называется слог, который произносится с меньшей силой? - Давайте проверим, правильный ли мы сделали вывод. Откройте учебник на стр. 67 и прочитайте правило мудрой совы. - Молодцы, сделали правильный вывод. - Ещё раз повторим вывод: - Что же такое ударение? - Над какой буквой в слове ставится знак ударения? Пальчиковая гимнастика. Мы делили апельсин Много нас, а он один Эта долька для ежа, Эта долька для чижа, Эта долька для котят, Эта долька для утят, Эта долька для бобра, А для волка кожура, Он сердит на нас беда, Разбегайтесь кто куда! 2. Знакомство со значением постановки ударения. - Волшебник Ударения подготовил вам очень хитрые слова. -У вас на столах лежат карточки, на них нарисованы картинки, запишите к ним соответствующие слова и поставьте в них ударение. | Я тетрадочку открою И как надо положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь За работу я возьмусь. Записывают. Пишут под диктовку, выполняя задание. Словарные слова. Ударение - это выделение голосом одного из слогов в слове. Надо его выкрикнуть, «позвать». Ударный. Безударный. В учебнике на с.67 читают правило. Ударение - это выделение голосом одного из слогов в слове. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Выполняют пальчиковую гимнастику. Выполняют задание. |
| _____________ _______________ -Ребята, скажите, что нарисовано слева на картинке? -На какую гласную падает ударение? -Скажите, что нарисовано справа на картинке? -На какую гласную падает ударение? -Чем различается пара слов? -Что же случилось от перестановки ударения? -Давайте сделаем вывод. Вывод: ударение помогает различать лексическое значение одинаковых по написанию слов. Физминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | Замок Замок Замок На «о» Замок На «а» Слова различаются ударением. Изменился смысл слова. За́мок – строение, замо́к – приспособление, чтобы что-то закрывать. Выполняют физминутку. |
V.Закрепление знаний и способов действий. | -Про ударный слог поэт Александр Шибаев сочинил стихотворение. Послушайте его: Ударный слог, ударный слог! Он назван так недаром. Эй, невидимка – молоток – Отметь его ударом. 1. Игра «Волшебный молоточек». На доске слова: кружки – кружки белки – белки гвоздики – гвоздики Задание: подходите и ударяете слово на любой слог, выделяя голосом ударный слог. Вывод: - Что же такое ударение? - Что нам помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова? Задание: составьте и запишите с любой парой слов предложения. Обозначьте в словах ударение. (Выходит к доске 2 ученика) Вывод: - Что нужно сделать, чтобы поставить ударение в слове? - Как называется слог, который произносится с большей силой? - Как называется слог, который произносится с меньшей силой? - Молодцы. Волшебник Ударения доволен вами и разрешает продолжить путешествие по своему острову, и мы с вами отправляемся дальше, наш путь лежит к работе в паре. 2. Работа в паре. - Давайте, вспомним правила работы в паре. - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди ударный слог». - На партах у вас лежат карточки со словами. Задание: поставьте в словах ударение и запишите слова в 4 столбика в порядке расположения данных схем: _______ ________ ________ _____________ день свёкла рука магазин дождь шапка лиса ветерок - Прочитайте слова, которые вы отнесли в 1 столбик? 2 столбик? 3 столбик? 4 столбик? - Если, вы выполнили задание правильно, без 1 ошибки, то поднимите зелёную карточку. - Если 1-2 ошибки, то – синюю; больше 2 ошибок, то – красную. Вывод: - На какой по счету слог может падать ударение? - Какой из этого мы можем сделать вывод? - В каких словах ударение «отдыхало», т.е. мы его не ставили? | Слушают стихотворение. Выполняют задание. Ударение - это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударение. Мы взяли кружки для чая. Мы начертили в тетради кружки. Для торта сбили белки. На ветку дуба села белка. Папа забил гвоздики. У мамы в саду растут гвоздики. Надо его выкрикнуть, «позвать». Ударный. Безударный. Ответы учащихся. Выполняют задание. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться на любом слоге слова. Если в слове 1 слог, буква «ё» всегда ударная. |
VI. Итог урока. | - Волшебник ударения не хочет нас отпускать обратно домой в Бухту Знаний. Он предлагает проверить ваши знания. - Какую цель ставили перед собой? Достигли её? Блиц – опрос. - Что такое ударение? - Как называется слог, который произносится с большей силой? - Как называется слог, который произносится с меньшей силой? - В каких словах не ставится ударение? - Какой звук всегда под ударением? - Вот и подходит к концу наше морское путешествие на остров Ударения, и мы направляемся в бухту Знаний, куда причалил и наш корабль. Солнце село за село. Нам ужасно повезло, Что в гости к Ударению сходили И все секреты мы его раскрыли. Оценивание учащихся. | Ответы учащихся. Ударение - это выделение голосом одного из слогов в слове. Ответы учащихся. |
VII.Рефлексия. | - Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята! - Если вы справились со всеми заданиями на удивительном острове Ударения и у вас не возникло трудностей, то раскрасьте остров зелёным цветом, если были затруднения, то жёлтым, а если ничего не было понятно, то красным). | Учащиеся раскрашивают остров. |