ОГБОУ «Скопинская школа - интернат»
в 7 классе
Подготовила и провела:
учитель СБО
С.В. Журавлева
Ноябрь 2018 г.
Тема урока: Правила поведения в гостях.
Ролевая игра «Вы пришли в гости».
Цель урока:
способствовать умению учащимися принимать соответствующие нормы поведения, влияющие на взаимоотношения между людьми.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания правил поведения в гостях, создать условия для формулировки определения «правила поведения в гостях», посредством просмотра мультфильма.
Коррекционно-развивающая: создать условия для формирования умения анализировать, сравнивать, применять метод аналогии и метод моделирования реальных ситуаций; развития способности классификации, с помощью заданий и инструкции учителя.
Воспитательная: создать условия для воспитания нравственных качеств – вежливость, доброжелательность, заботливость, желание оказать услугу, вследствие выполнению игровых ситуаций.
Оборудование: мультимедийные средства, магнитная доска, карточки с «разорванными предложениями», тесты, рисунки (солнышко, тучка).
Медиаматериалы: диск с мультфильмом «Винни-Пух».
Ход занятия:
Организационный момент.
Разминка.
Мы начали изучать большую тему «Культура поведения».
Ребята, и сейчас мы проверим, как вы знаете вежливые слова.
1. Игра «Доскажи словечко».
1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
2.Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы …. (спасибо)
4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
5.Когда нас бранят за шалости, говорим … (извините, пожалуйста)
6.И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
Вывод. Молодцы, ребята! Вежливые слова вы знаете хорошо.
А давайте проверим, знаете ли вы правила культурного поведения.
2. Проверка знаний учащихся правил культурного поведения.
Работа с тестом на партах.
Тест: «Знаете ли вы правила культурного поведения?»
1. Нужно ли снимать шапку, если ты пришёл в гости ?
- Да, шапку нужно снять;
- Нет, шапку снимать не надо.
2. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?
- Бросишь на землю, когда никто не видит;
- Бросишь в урну;
3. Если ты ел пирожное и запачкал кремом нос, как ты поступишь?
- Вытрешь его рукавом
- Вытрешь носовым платком или салфеткой
- Не будешь ничем вытирать, пока не съешь пирожное до конца
4.Как нужно размешивать чай в стакане?
- Так чтобы звон доносился повсюду
- Так, чтобы чай расплескался по столу
- Бесшумно, не привлекая к себе внимание других
5. Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом?
- Поздороваться
- Стукнуть хозяина дома по плечу
(Самопроверка. Самооценка.)
Сообщение темы урока.
Кто из вас любит ходить в гости? Поднимите руку.
Сегодня на уроке мы повторим правила поведения в гостях. В конце урока поиграем в ролевую игру «Вы пришли в гости». А также ответим на вопрос: Каким должен быть хозяин дома?
IV. Выявления (актуализация) знаний о правилах поведения в гостях.
1. Просмотр отрывка из мультфильма «Винни-Пух» - поход в гости к Кролику.
2. Беседа с классом.
- Проблемная ситуация: проанализировать, что в поступках Винни-Пуха правильно, а что нет? (формирование умения анализировать).
- выявить и уяснить с учащимися, что слово «правило» произошло от слова «правильно».
- Вопрос учителя: « А как бы вы поступили в данной ситуации?» (метод аналогии).
3. Соединить «разорванные» предложения.
Каждое правило разделено на 2 части. Учащимся необходимо найти и соединить это правило.
В гости нужно приходить ( вовремя, нельзя опаздывать).
Гость не должен требовать угощения, угощать должен хозяин.
В гостях веди себя культурно, (не кричи, не бери вещи без разрешения, не бегай по комнатам).
Чтение составленных правил детьми. Письмо в тетрадях.
Физминутка (упражнения дыхательной гимнастики).
4. Работа по учебному пособию (стр. 63-64).
5. Дополни пословицу.
* Гостю щей не жалей, а погуще … (лей).
А что это значит, как вы понимаете эту пословицу?
- Хозяин должен быть щедрым, должен угощать гостей.
* В чужом доме не будь приметливым, а будь… (приветливым).
* Хозяин весел – гости … (радостны).
Сюжетно-ролевая игра «Вы пришли в гости».
(метод моделирования реальных ситуаций).
Сценка 1 «В прихожей».
Хозяин смотрит по телевизору интересный фильм. В это время приходит гость и стучится в дверь. Хозяин приоткрывает дверь и разговаривает с гостем «на пороге».
- Здравствуй, Ваня!
- Привет, Никита! Ты чего пришёл?
- Я пришёл к тебе в гости.
- Я занят, смотрю фильм.
- Какой фильм ты смотришь?
- Интересный.
Ребята, как вы думаете, какой Ваня хозяин?
- Плохой, сердитый, не рад гостю.
Что должен был сделать хозяин?
- Хозяин должен был пригласить гостя в комнату.
Хорошо, давайте посмотрим ещё раз сценку.
Сценка 2. «В прихожей».
- Здравствуй, Ваня! Я пришёл к тебе в гости.
- Здравствуй, Никита! Как хорошо, что ты пришёл! Проходи, пожалуйста.
Ребята, как вы думаете, а сейчас какой Ваня хозяин?
- Приветливый, добрый, не сердитый, он рад гостю.
Каким должен быть хозяин? Давайте сделаем вывод.
- Хозяин должен быть приветливым.
(Слайд 1. «Хозяин должен быть приветливым»)
Сценка 3.
Роль хозяина исполняет учитель, роль гостя - ученица.
Хозяин садится на диван, гость стоит рядом. Хозяин не предлагает гостю сесть, гость вдруг садится на диван, хозяин прогоняет его:
- Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма!
Гость тянется к игрушкам, книжкам.
- Игрушки ломаются, а книжки рвутся.
И вообще посмотри на свои руки, ты их сегодня хоть мыла?
Ребята, как вы думаете, хозяин вёл себя правильно? Какой у нас был хозяин?
- Грубый, жадный.
Каким должен быть хозяин? Давайте сделаем вывод.
- Хозяин должен быть щедрым, добрым, вежливым.
(Слайд 2. «Хозяин должен быть щедрым, добрым, вежливым»)
Ребята, а ещё хозяин должен уметь развлечь своих гостей.
(Слайд 3. «Хозяин должен уметь развлечь своих гостей»)
Чтобы гости не скучали, можно предложить им поиграть. В какие игры вы можете поиграть дома со своими гостями?
- Шахматы, шашки, настольные игры, провести конкурсы.
Итог урока.
- Нужно ли соблюдать правила поведения в гостях?
- Какие правила поведения вы запомнили?
Рефлексия.
Оценки за урок.
Тест: «Знаете ли вы правила культурного поведения?»
1. Нужно ли снимать шапку, если ты пришёл в гости ?
- Да, шапку нужно снять
- Нет, шапку снимать не надо
2. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?
- Бросишь на землю, когда никто не видит
- Бросишь в урну
3. Если ты ел пирожное и запачкал кремом нос, как ты поступишь?
- Вытрешь его рукавом
- Вытрешь носовым платком или салфеткой
- Не будешь ничем вытирать, пока не съешь пирожное до конца
4.Как нужно размешивать чай в стакане?
- Так чтобы звон доносился повсюду
- Так, чтобы чай расплескался по столу
- Бесшумно, не привлекая к себе внимание других
5. Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом?
- Поздороваться
- Стукнуть хозяина дома по плечу