РМБУ ДО «Знаменская Детская школа искусств»
Открытый урок
преподавателя отделения народных инструментов
по классу аккордеона
Афониной И.С.
«Развитие самостоятельности мышления
на начальном этапе обучения игре на инструменте»
.
Тема урока: «Развитие самостоятельности творческого мышления на начальном этапе обучения игре на инструменте».
Тип урока: открытый, обобщающий, закрепляющий.
Форма урока: индивидуальное обучение.
Методы проведения урока: наглядный (Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный) , словесный (разговорный, художественный), практический (закрепляющий и исследовательский).
Цель урока: развитие у учащегося навыков самостоятельности творческого мышления на пройденном и новом материале.
Задачи урока:
Воспитательные-
сформировать у учащегося устойчивую мотивацию к приобретению необходимых ЗУН (знаний, умений, навыков), развивающих самостоятельность творческого мышления
Познавательные-
познакомить учащегося с новым нотным материалом и дать возможность самостоятельно интерпретировать музыкальный образ
Развивающие:
Развивать умения и навыки самостоятельности мышления при исполнении пройденных пьес и научить применять данные ЗУН на новом материале
Образовательные –
обобщить и закрепить первоначальные знания, умения и навыки, развивающие самостоятельность мышления при игре на аккордеоне.
Оборудование:
Инструменты: аккордеон учащегося и аккордеон педагога;
для ритмических игр - аудиозаписи или видеозаписи творческого материала, набор шумовых инструментов (металлофон, бубен, треугольник, ложки, маракасы, коробочка);
Нотная литература: технический комплекс для 1 класса (упр. Л Колчевой), Этюд А. Доренского, «Весенний денек» и «Деревенские гулянья» из «Школа игры на аккордеоне» Р. Бажилина , дет.п. «Как под горкой, под горой»
План урока:
Вводное слово учителя 1 -2 мин.
Беседа с учащейся (теория) 3-5 мин.
Практикум на пройденном материале 12-15 мин.
Физ.минутка – ритмические игры 3-5 мин.
Исследовательс. деят-ть, применение знаний, умений, навыков на новом материале 12-15- мин.
Подведение итогов 1-2 мин.
Ход урока:
Педагог знакомит присутствующих с ученицей , объявляет тему, цель, задачи урока.
Педагог просит рассказать ученицу, как она занималась дома, с чего начинается ее работа над д/з, что получилось, в чем затрудняется, над чем интереснее работалось, что выполнялось без особого желания, чего ждет от урока.
Проверка знаний, умений, навыков на пройденном материале:
педагогом ставится задача перед учащейся самостоятельно приготовиться (поставить инструмент, разыграть руки, и исполнить этюд, и пьесу ), при этом ученица рассказывает как будет выполнять каждый этап и на что нужно направить свое внимание.
- постановка инструмента самой учащейся
на данном этапе проверяются ремни, высота стула, правильная посадка и постановка рук);
-постановка и разыгрывание игрового аппарата – «Пятинотки в одной позиции» (упр. Колчевой, каждой рукой отдельно и вместе) размер 2/4,
основная задача – ровная ,ритмичная игра, восьмые в правой и четверти в левой руке, смена меха по 2 такта, чтобы было интереснее –играем и поем со словами.
- Этюд А. Доренского , размер3/4
задача –умение перейти в другой размер, привнести художественный образ (танец, вальс), в этом помогают ученице художественные иллюстрации, подготовленные педагогом и литературный стихотворный текст
- «Весенний денек» Н. Бажилина, размер ¾
Творческая задача –на знакомом материале (игра наизусть) и подготовленном размере исполнить песенку со словами, педагог помогает петь . Дается задание на дом нарисовать , что увидела в этой песенке, какие цвета.
Педагог предлагает немного отдохнуть, снять инструмент, послушать в записи знакомую дет.п. Как под горкой..» , 3 куплета с оркестровой аранжировкой и предложить и объяснить свой вариант ритмического рисунка аккомпанемента на шумовых инструментах. Ученица играет.
Предыдущий вид деятельности в игровой форме уже подготавливает и настраивает ученицу к творческому исследовательскому этапу .
В исполнении педагога звучит новая для ученицы пьеса Р.Бажилина «Деревенские гулянья». Далее следует самостоятельный теоретический анализ учащейся с наводящими вопросами педагога.
- Интересна ли тебе такая музыка? Чем?
- Какой характер музыки?
- Что ты представила, слушая эту пьеску?
- что для тебя здесь нового и необычного?
- Хотелось бы самой уметь исполнять такую музыку?
- С чего нужно начинать?
- Какой размер? В какой октаве играется? Как строится мелодия, интонация? Сколько предложений в пьеске? Есть ли окончание? Какими длительностями изложена мелодия сначала и что меняется во второй фразе? Что происходит дальше во втором предложении? Какому р.н. инструменту идет подражание , каким техническим приемом это достигается? Что можешь сказать о левой руке? Удобна ли аппликатура в правой , как ты думаешь, почему именно так? и т.д.
Затем ученица пробует самостоятельно играть левую руку, педагог мелодию , и наоборот –ученица -мелодию, вслух считает , педагог играет аккомпанемент. Создается ситуация успеха.
Подведение итогов.
Задаются вопросы учащейся:-
-понравился ли урок?
- что показалось самым ярким и запоминающимся?
- интересно ли работать самостоятельно, творить?
- как сама оцениваешь свою работу дома и сегодня на уроке?
- какую цель поставишь перед собой в изучении новой пьески?
Педагогом дается д/з, ставятся оценки за работу на уроке отдельно за пройденный материал и работу над новым. В оценке учитывается прилежание ученице, желание работать, стремление к творческому подходу, самостоятельность .