СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по технологии 5 класс на тему: "Ткацкое переплетение"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урокапо технологии 5  класс на тему "Ткацкое переплетение". С целью научиться определять нить основы и нити утка и кромки.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по технологии 5 класс на тему: "Ткацкое переплетение"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по теме:
«Производство текстильных материалов»


ФИО: Селюкова Анна Васильевна

Место работы: Ставропольский край, Грачевский район, МКОУ СОШ 8 с Тугулук

Должность: учитель

Предмет: технология

Класс: 5


  1. Цель урока:

Образовательные:

Сформировать понятия:

  • волокна растительного происхождения;

  • прядильное, ткацкое, отделочное производства.

Научить:

  • определять направление уточной и основной нити;

  • лицевую и изнаночную стороны ткани;

  • выполнять сравнительный анализ прочности окраски ткани.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Воспитывать уважение к мастерам прошлого и настоящего.

  1. Задачи:

- обучающие: сформировать понятия - Волокна растительного происхождения (хлопок, лён), прядений, пряжа (нити), долевые нити (основы), поперечные нити (уток), кромка; ткацкий рисунок, раппорт; прядильщик, ткач; полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетения; отбеливание, крашение, печатание.

развивающие развивать внимание, память, логическое мышление, настойчивость, умение действовать самостоятельно;

Научить:

  • распознавать направление уточной и долевой нити;

  • лицевую и изнаночную стороны ткани.

- воспитательные научить ясно и точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, воспитание трудолюбия и аккуратности.

Тип урока: Изучение нового материала

Формы работы учащихся Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Необходимое техническое оборудование Учебник, тетрадь, ЭОР: экран, проектор, компьютер или ноутбук.



Структура и ход урока


I. Мотивация к учебной деятельности

Демонстрация изделий (одежда, кухонные текстильные изделия)

Проблемные вопросы:

Из чего изготавливают одежду, кухонные текстильные изделия?

Как вы думаете, что служит сырьём для производства тканей?

Что вы знаете о процессе производства ткани?


II. Формулирование темы урока, постановка цели

Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Сформулируйте тему и цель нашего урока.


III. Изучение нового

Запись темы урока в тетрадь «Ткацкое переплетение»


  1. Классификация текстильных волокон (презентация, слайд 6)



Текстильные волокна


Натуральные



Химические


растительного происхождения



животного

происхождения

Лён

Хлопок


  1. Рассказать о хлопке и льне, об особенностях их волокон.

Хлопковое волокно (коллекция тканей)

Хлопчатник - однолетнее растение древовидной формы. Растёт кустом, плоды - коробочки, содержащие семена, покрытые длинными волосками. Эти волокна называют хлопком или "белое золото". Длина волокон от 6-52мм. Природный цвет волокон белый, кремовый, бежевый. Это солнцелюбивое растение. Выращивают хлопок в Узбекистане, Туркмении, Киргизии.

Хлопчатобумажные ткани обладают лёгкостью, прочностью, мягкостью. Они красивы, удобны в носке, создают ощущение тепла, гигроскопичны, хорошо пропускают воздух, легко стираются, чистятся, гладятся.


Льняное волокно (коллекция)

Сырьем для получения льняных тканей является льняное волокно, получаемое из стеблей льна. Лён — однолетнее травянистое растение, средняя высота стебля 60—100 см.

Различают лён-долгунец (прядильный лён), выращиваемый для получения волокна, лён-кудряш (масличный лён).

Из льняной пряжи вырабатывают бельевые полотна, простыни, полотенца, столовое белье, летние костюмные ткани, брезенты, парусины, пожарные рукава, шнуры, обувные нитки и др.

Льняные ткани имеют гладкую поверхность, особый матовый блеск, хорошо впитывают влагу, очень прочные, быстро высыхают. Хорошо поддерживают теплорегуляцию тела и лучше всего подходят для изготовления одежды.

Из-за наличия в льняной ткани растительного клея она прочнее и жестче хлопчатобумажной, но больше мнется, при стирке дает усадку.


  1. Старинные способы изготовления пряжи и ткани.

Она – повседневная часть нашей жизни. К ней мы привыкли и не обращаем на её присутствие ни малейшего внимания. Она всегда и всюду с нами. Одежда… Не задумывались ли вы, а как и из чего изготовляли одежду наши предки?

Изготовление волокон

Самая распространённая ткань на Руси – льняная. Лён был известен нашим предкам ещё до зарождения государственности.

Первым делом лён собирали – вырывали из земли вместе с корнями. Затем сушили, разложив небольшими снопиками. После просушки размочаливали и раскладывали на траве, чтобы стебли день ото дня впитывали в себя утреннюю росу. Цель такой обработки – позволить волокнам легко отделиться от жёсткой сердцевины стебля.

В итоге, промоченные стебли (тресту) снова просушивали и снимали с них волокно. Мягкое волокно (кудель) трепали, расчёсывали и разделяли на ленты, которые назывались ровницами.

Изготовление пряжи и нитей

Смысл прядения заключается в спиральном скручивании двух или нескольких ровниц до получения ровной и прочной нити – пряжи. Скручивать волокна можно было руками – сучить между ладонями или тереть о поверхность. А также на прялке с помощью веретена.

Процесс прядения выглядел так: левой рукой пряха оттягивала часть кудели с лопаски, а правой скручивала волокна и наматывала получившуюся пряжу (или нитку) на веретено.


Изготовление тканей

Оно осуществлялось на ткацком вертикальном станке. На Руси использовалось несколько способов переплетения нитей, которые можно объединить в три группы: сложное переплетение, саржевое и полотняное. По качеству ткани делились на тонкие, средние и жёсткие.


  1. Современное ткацкое производство: этапы изготовления ткани.

- видеофрагмент «Производство льна»;

- видеофрагмент «Прядильно - ткацкое производство».


Работа по видеофрагментам:

  1. Назовите этапы получения ткани (записать схему в тетрадь).

Получение ткани:

В олокна Пряжа (нити) Суровая ткань Готовая ткань

  1. Что такое прядение?

Процесс, в результате которого из волокон получают пряжу, называют прядением.

  1. Что такое ткачество?

Процесс получения ткани называют ткачеством.

  1. Как получают ткань?

Ткань получают путем переплетения нитей.

Нити, идущие вдоль ткани называют нитями основы.

Нити, идущие поперек ткани называют нитями утка.

Кромка – это плотная неширокая полоска, идущая с обеих сторон вдоль ткани.


  • Как вы думаете, какие профессии необходимы на прядильном и ткацком производстве?


IV. Закрепление нового материала

ЛР №6. Изготовление ткани на ткацком станке.

Учащиеся выполняют роль ткацкого станка. Одна группа изображает нить основы, а другая нить утка.


V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (продолжите предложения)

  1. Я поняла, что…..

  2. Я научилась…

  3. Теперь я могу….

  4. Меня удивило….

  5. Мне захотелось….


VII. Д/З:

К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» прочитать

Узнай в интернете, какие растения, кроме хлопка и льна служат для получения текстильных волокон.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!