Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мирновская школа»
Джанкойского района Республики Крым
Открытый урок
по изобразительному искусству
« Портрет в технике аппликации»
6-А класс Учитель изобразительного искусства: Григорук О. С.
2022-2023 учебный год.
16.02.2023г. 6-А класс. Изобразительное искусство. Урок № 23
Тема: Портрет в технике аппликации.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формирование готовности учащихся к саморазвитию, формирование мотивации к познавательной деятельности, прививать любовь и интерес к искусству, художественный вкус.
Предметные УУД: : Формирование умения находить композиционное и цветовое решение при изображении портрета, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности.
Метапредметные УУД: формирование умений планировать время, работу и оценивать ее результаты, формирования умений осуществлять учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, формировать умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник « Изобразительное искусство» 6 класс. Б. М. Неменского М. « Просвещение» 2014г. Образцы работ обучающихся по теме. Изображения с пропорциями человеческой головы, Репродукции картин: В. А. Серов « Девочка с персиками», Р. О. Ренуар « Портрет актрисы Жанны Самари», А. Е. Архипов « Девушка с кувшином», В. Э. Борисов-Мусатов « Дама в голубом». Видео « Музыкальная физминутка». Фредерик Шопен сборник классической музыки.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: "Ура!"
Урок нам начинать пора!
Вы друг другу помогайте,
На вопросы отвечайте,
- А какой работой будем сегодня заниматься, какую тему изучать, вы должны догадаться сами.
2. Постановка темы и задач урока
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,-
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,-
Обязательно картина
Называется …….
- Правильно, портрет человека, но работать мы будем не акварелью или гуашью, а выполним портрет при помощи чего? Посмотрите на свои столы какие материалы у вас есть? (Цветной бумаги, клей, ножницы.) К какому виду техники декоративно-прикладного искусства относятся эти материалы (аппликация).
- Назовите тему нашего урока.
- Тема урока « Портрет в технике аппликации».
- Какие задачи на урок мы ставим перед собой? (Выполнить портрет в технике аппликация, развивать внимание, зрительное восприятие, наблюдательность, аккуратность, художественный вкус).
3. Актуализация опорных знаний.
- О портрете мы уже говорили, давайте вспомним, какое изображение называют портретом? (Портрет – от франц. яз. воспроизводить «черта в черту». Изображение или описание человека, или группы людей, в котором воссоздаётся облик какой-либо человеческой индивидуальности. Вместе с внешними сходством портрет запечатлевает духовный мир человека.)
– В каких видах изобразительного искусства можно встретить портрет? (Портрет является одним из основных видов живописи, скульптуры, графики.)
– Как отличаются портреты по количеству изображенных человек? (Портрет может быть индивидуальным, двойным, групповым – не менее 3 персон)
– Как различают портреты в зависимости от размера изображаемого? (В зависимости от размера различают головные, погрудные, поясные, и во весь рост.)
–– Как называют портрет, когда художник изображает сам себя? – автопортрет.)
Работа в паре по карточкам. Задание: определить художника и его произведение, которое будет соответствовать виду портрета.
– Ребята, какая же важная особенность всех изображаемых портретов?
Вывод: Важнейшая особенность портрета – сходство изображения с оригиналом не только внешнее, но и внутреннее.
– Сегодня мы продолжим учиться портретному искусству и выполним портрет в технике аппликация.
Откройте учебники на странице 122 рассмотрите репродукции картин.
Вы уже знаете, что художник использует цвет не только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определенного настроения, цвет раскрывает образ человека.
Посмотрите на замечательный портрет девочки с персиками художника Валентина Александровича Серова. Ваше мнение ,какое настроение картины передал художник и обоснуйте свой ответ.
Настроение в картине Пьера Огюста Ренуара « Портрет актрисы Жанны Самари», в картине Абрама Ефимовича Архипова « Девушка с кувшином и какое настроение картины Виктора Борисова-Мусатова « Дама в голубом».
А теперь подумайте над своим портретом, какие цветовые сочетания лучше выразят характер и состояние души вашего изображаемого человека.
Создавая портрет в технике аппликации, вы сможете понять, как меняется характер лица, его выражение при изменении( меняете положение бровей, меняется выражение лица и т.д.)
Не забывайте, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица человека(Используйте наглядность: конструкции головы человека и ее основные пропорции)
Соблюдайте технику безопасности при работе с ножницами.
Оценка работ (по 3 критериям)
Портрет должен:
1.Выражать эмоцию.
2. Выполнен с соблюдением пропорций лица человека.
3.Эстетичность и аккуратность работы.
Ребята, чтобы активизировать свое мышление, создать положительные эмоции и повысить интерес к творческой работе мы проведем физминутку.
Физминутка
Практическая работа. Выполнение портрета в технике аппликация. (Звучит классическая музыка Фредерика Шопена)
Итог урока. Рефлексия.
Выставка работ учащихся. Самоанализ и самооценка работ.
Вывод: В ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям.
Домашнее задание. Подготовить сообщение о новом стиле в живописи-экспрессионизм.
Организация на перемену.