Разработка открытого урока по географии материков и океанов
Тема: Антарктида: географическое положение,
открытия и исследования.
Дата проведения:
Цели урока:
1) образовательная – сформировать представление об
особенностях ГП материка; познакомить учеников с историей
открытия и исследования Антарктиды;
2) развивающая – установить причинно-следственные связи
между компонентами природы; спрогнозировать тенденции
изменения природы Земли при условии таяния ледникового
покрова;
3) воспитательная – сформировать интерес к познанию нового и
стремлению к достижению поставленной цели на примере жизни
исследователей.
Тип урока – урок формирования новых знаний.
Методы проведения – объяснительно-иллюстративный, сравнительный,
метод обобщений, репродуктивный,
проблемный метод.
Средства обучения – физическая карта Антарктиды, учебник, тетрадь,
контурная карта, атлас, презентация
«Антарктида – материк загадок и парадоксов».
Формы организации работы – фронтальная, индивидуальная.
Ход и содержание урока
1. Изучение нового материала.
Кругом вода. Одна вода.
Здесь царство холода и льда.
Деревьев нет, всегда бело,
Просторы снегом замело.
Ребята, вы уже догадались, о каком материке идет речь?
Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным материком Антарктида, с особенностями географического положения, его размерами, историей открытия.
На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах ледяных гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели... Такова Антарктида — материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны.
Ребята, как вы думаете, чем интересен и удивителен материк Антарктида?
Это самый ледяной и высокий континент планеты. На материке сосредоточено 90 % общей массы льда на Земле. Это мировой полюс холода. Здесь самые сильные ветры. На материке прозрачный воздух. В Антарктиде наблюдается полярный день и полярная ночь.
Географическое положение материка.
Какую территорию принято называть Антарктикой и какая разница между понятиями Антарктика и Антарктида?
Антарктика — южная полярная область Земли, включающая Антарк- тиду и прилегающие к ней части океанов и острова. Ее граница проходит в полосе между 48° и 60° ю. ш., где сходятся более теплые (северные) и холодные (южные) воды океанов — Тихого, Атлантического, Индийского.
Площадь Антарктики — 52,5 млн км. Сюда входят материк Антарктида площадью почти 14 млн км, ряд островов южной части Мирового океана (Петра I, Скотта, Баллени, Крозе, Южная Георгия, Кергелен и т. д.), окраинные антарктические моря — Росса, Уэдделла, Беллинсгаузена, Амундсена и др. Эти моря наиболее бурные в Мировом океане. Волны здесь иногда достигают высоты 20 м. Зимой моря замерзают и льды окружают Антарктиду кольцом, ширина которого колеблется от 500 до 2000 км. Летом течения уносят льды на север вместе с великанами-айсбергами, обломками ледяного щита (шельфовый ледник) Антарктиды.
Материк Антарктида расположен в южном, восточном и западном полушариях. Континент не пересекается тропиками, но пересекается Южным полярным кругом. Начальный меридиан делит Антарктиду на западную и восточную части.
Антарктида находится внутри Южного полярного круга и в центре Южной полярной области Земли.
Вокруг Антарктиды существует самое мощное в Мировом океане Антарктическое холодное течение.
Антарктида - центр высокого атмосферного давления.
Вокруг материка образуются айсберги.
Антарктида богата запасами пресной воды.
Воздушные процессы над Антарктидой влияют на основные черты ее природы, на формирование и движение воздушных масс всей планеты.
В Антарктиде никто не проживает. Здесь ведут исследовательские работы ученые многих стран мира.
Открытия и исследования Антарктиды
Два известных моряка
Шли на юг наверняка.
Материк шестой открыли,
Джеймса Кука победили.
Кто они, открыватели?
Квадратный айсберг. Черная вода.
И в черных фраках белые пингвины.
Угрюмый бастион сверкающего льда.
И к смерти уводящие равнины.
И чудятся мне мачты кораблей,
Охваченных предерзостной надеждой —
Пробиться сквозь тиски сверкающих полей
К земле, сокрытой панцирной одеждой.
Мерещится костлявая рука,
Застывшая над стойким и суровым,
Последним, ею не рожденным словом
Последней записи скупого дневника.
Земля и люди, 1962 г.
Честь открыть шестой континент выпала русским мореплавателям. Два имени навсегда вписаны в историю географических открытий: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев.
Они на двух хорошо оборудованных шлюпах «Восток» и «Мирный»
16 июля 1819 г. отправились в плавание. Цель формулировалась кратко: открытия в возможной близости Антарктического полюса.
Уже виднелись на горизонте бесконечные ледяные просторы; вдоль их кромки корабли продолжали путь с запада на восток. 27 января 1820 г. они пересекли Южный полярный круг и на следующий день подошли вплотную к ледяному барьеру Антарктического материка. Лазарев со своего корабля наблюдал «матерый лед чрезвычайной высоты», и «простирался оный так далеко, как могло только достигнуть зрение». Этот лед и был частью ледяного щита Антарктиды. А 28 января 1820 г. вошло в историю как дата открытия Антарктического материка. Еще два раза (2 и 17 февраля) «Восток» и «Мирный» близко подходили к берегам Антарктиды.
Через год, 28 января 1821 г в безоблачную, солнечную погоду экипажи кораблей наблюдали гористый берег, простиравшийся к югу за пределы видимости.
Теперь уже не осталось никаких сомнений: Антарктида — не просто гигантский ледяной массив, не «материк льда», как называл его в своем отчете Беллинсгаузен, а настоящий «земной» материк.
Плавание российских кораблей продолжалось 751 день, и протяженность его составила почти 100 тыс. км (столько же получится, если два с четвертью раза обогнуть Землю по экватору). 29 новых островов были нанесены на карту. Так началась летопись изучения и освоения Антарктиды, в которую вписаны имена исследователей из многих стран.
№ п/п | Дата | Путешественник, исследователь | Открытия и достижения |
1 | 177З – 1775 гг. | Джеймс Кук (Англия) | Первое пересечение Южного полярного круга. Недоступность земли за Южным полярным кругом. |
2 | 1819 – 1821 гг. | Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Михаил Петрович Лазарев (Россия) | 28 января 1820 г. — открытие новой части света «ледяного континента». |
3 | 1894—1895 гг. | Карстен Борхгревинк. Леонарда Кристенсен (Норвегия) | Первая высадка на берег материка. Первая зимовка. Экспедицией впервые обнаружены лишайники и цветковые растения (3 вида). |
4 | 1911—1912 гг. | Руал Амундсен (Норвегия) | 15 декабря 1911 г. — первым достиг Южного полюса. |
5 | 1911 – 1912 гг. | Роберт Скотт (Англия) | 18 января 1912 г. — вторым достиг Южного полюса. |
2. Закрепление знаний и умений учащихся, полученных на уроке.
Для закрепления знаний, полученных на уроке, предлагаю вам сыграть в географический брейн-ринг. Вам необходимо разделиться на четыре команды, которым нужно быстро, кратко и, конечно же, правильно ответить на вопросы.
Верно ли утверждение, что Антарктида – самый южный материк?
Верно ли утверждение, что Антарктида ближе всего находится к Южной Америке?
Верно ли утверждение, что Антарктида – единственный материк, лежащий в пределах Южного полярного круга?
Антарктида – самый высокий из материков планеты?
Кому принадлежит заслуга открытия Южного полюса?
Кто вел борьбу за открытие Южного полюса?
Антарктида была открыта в …году.
Почему Антарктиду называют холодильником Земли?
Какое животное стало символом материка?
Расшифруйте обозначение цифр:
а) 14 млн. км2
б) 90 м/с
в) 50-60 ю.ш.
г) 1820г.
3. Домашнее задание: § 41, подготовить подбор материала на тему «Чем меня привлекает материк Антарктида».
4. Подведение итогов урока.
За несколько минут до конца урока ученики заполняют специальный лист контроля.
Лист контроля
Раздел урока | Понятно | Пока не понятно | Самое важное знание, полученное мной сегодня на уроке |
Географическое положение | | | |
Открытия и исследования | | | |
У вас на листочках нарисованы смайлы. Отметьте тот, который наилучшим образом соответствует вашему настроению на уроке.
настроение после проведенного урока.