Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Левашинская гимназия»
Открытый урок
по физике
Тема:
«Барометр-анероид»
7 класс
Подготовила и провела учитель физики
Набигулаева А.Р.
2023г.
Тема урока: «Барометр-анероид».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока: создать условия для знакомства обучающихся с принципом действия и устройством барометра-анероида.
Задачи:
Образовательные: знание обучающимися устройства и принципа действия барометра, умение измерять барометром атмосферное давление.
Развивающие: развитие умений определять цену деления приборов на примере барометра-анероида; развитие умения формулировать вопросы, обобщать, развитие системного и логического мышления, познавательной и творческой деятельности обучающихся через использование приемов развития творческого воображения (РТВ) ТРИЗ-технологии: «Да - нет», системного оператора.
Воспитательные: воспитание самодисциплины, взаимоуважения, устойчивого отношения к учебной деятельности и интереса к предмету, формирование коммуникативных способностей, навыков групповой работы.
Оборудование: барометр-анероид, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, мяч, лист обратной связи, карточки со смайликами.
Ход урока:
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей, друг друга. И я рада приветствовать вас на уроке, на котором мы продолжим открывать страницы в познании окружающего нас мира. Впереди нас ждут интересные открытия. Готовы? Да! Тогда приступим.
- У вас на столе лежат карточки со смайликами. Отметьте на них своё настроение в начале урока.
2. Мотивация учебной деятельности.
(Слайд 1)- Отгадайте загадку:
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.
Что это? (Барометр)
(Обучающиеся не могут отгадать загадку)
- Ответить на эту загадку вы сможете в конце сегодняшнего урока.
Актуализация опорных знаний.
Игра «Да-нет»
- Поиграем в игру «Да-нет». Я загадала физический объект. Отгадайте, что я загадала, задав мне не более 7 вопросов. (Ученики задают учителю вопросы, на которые он отвечает только «да» или «нет»)
Вопросы обучающихся | Ответы учителя |
Это физическое тело? | нет |
Это физический прибор? | нет |
Это физическая величина? | да |
Это величина векторная? | нет |
Это величина относится к теме «Давление» | да |
Это атмосферное давление? | да |
Фронтальный опрос
(Слайд 2)- А сейчас дайте ответы на вопросы:
Как можно определить вес воздуха? (Ученики описывают опыт по определению массы воздуха)
Почему возникает атмосферное давление? (Вследстве действия силы тяжести верхние слои воздуха сжимают нижние слои. Воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле, сжат больше всего и, согласно закону Паскаля, передаёт производимое на него давление по всем направлениям. В результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха)
Почему атмосферное давление нельзя вычислить по формуле P=ρgh? (Атмосферное давление нельзя вычислить по данной формуле, потому что у воздуха нет определённой границы, а плотность на разной высоте различна.)
Что означает запись: «Атмосферное давление равно 775 мм рт.ст.»?
(Это означает, что воздух производит такое же давление, какое производит вертикальный столб ртути высотой 775 мм.)
(1 мм рт.ст. =133,3 Па.)
(760 мм.рт.ст =1013 гПа)
Изучение нового материала.
-Здравствуйте, ребята!- Верно. Для измерения атмосферного давления существуют специальные физические приборы, и сегодня на уроке вы познакомитесь с устройством и принципом их действия.
ВИДЕОРОЛИК (Слайд 3)
- Если к трубке с ртутью, использовавшейся в опыте Торричелли, прикрутить вертикально шкалу, то получится простейший прибор.
- Как он называется? (Ртутный барометр) (Слайд 4(1))
- Верно. Это жидкостный барометр, в котором атмосферное давление измеряется по высоте столба ртути в запаянной сверху трубке, опущенной открытым концом в сосуд с ртутью.
- Как вы думаете, ребята, безопасно было пользоваться такими приборами? (Нет. Ртуть (пары ртути) – ядовитое вещество. Кроме того, он был больших размеров и мог разбиться.)
- Ртутные барометры, использовались более двух веков. Над созданием удобного и безопасного прибора для измерения атмосферного давления работало много поколений ученых. Первый безжидкостный барометр был сконструирован лишь в середине 19 века. Его назвали барометр-анероид.
- Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока: «Барометр-анероид»
-Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока, то чем мы с вами будем сегодня заниматься. (Рассмотрим барометр-анероид, узнаем, из чего он состоит и принцип его работы)
- Барометр от греч. baros- тяжесть и metreo- измерять – прибор для измерения атмосферного давления. Анероид от греч. а – отрицание, neros – влажный, eidos – вид – барометр, в котором изменения атмосферного давления определяют по деформации металлической коробочки с сильным разряжением внутри.
Устройство барометра-анероида
- Вам интересно из чего он состоит? Конечно, разбирать барометр мы не будем, а выясним его строение по схеме на слайде: Слайд 4(2))
- Устройство барометра-анероида запишем в тетрадь.
Главная часть его– металлическая коробочка 1 с волнистой поверхностью. Из этой коробочки откачан воздух, а, чтобы атмосферное давление не раздавило коробочку, её крышку пружиной 2 оттягивают вверх. При увеличения атмосферного давления крышка прогибается вниз и натягивает пружину. При уменьшении давления пружина выпрямляет крышку. К пружине с помощью передаточного механизма 3 прикреплена стрелка – указатель 4, которая передвигается вправо и влево при изменении давления. Под стрелкой укреплена шкала, деления которой нанесены по показаниям ртутного барометра.
(Слайд 5) На ваш взгляд, ребята, барометры – анероиды надежны? (Да)
-А они компактны по сравнению с ртутными. (Да)
-Скажите, пожалуйста, в каких единицах измеряется атмосферное давление? (Давление измеряют в паскалях, гектопаскалях, мм.рт.ст.)
-Как перевести мм рт. ст. в паскали? (Нужно умножить на 133,3)
-Как перевести паскали в гектопаскали? (Разделить на 100)
- Барометр- анероид имеет две шкалы: верхняя показывает давление в гектопаскалях, а нижняя – в мм рт. ст.
- Какое давление на барометре в нашем случае? (990 гПа или 745 мм рт.ст.)
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 6)
Разновидности барометра
(Слайд 7) Барометр-анероид – очень чувствительный прибор. Например, поднимаясь на последний этаж 9-ти этажного дома, из-за различия атмосферного давления на различной высоте мы обнаружим уменьшение атмосферного давления на 2-3 мм рт. ст.
(Слайд 8) – С высотой давление и плотность воздуха уменьшается, поэтому атмосферное давление уменьшается по мере увеличения высоты над уровнем моря. Справедливость этого была доказана на горе Пью-де-Дом. Паскаль доказал, что меньший столб воздуха оказывает меньшее давление.
(Слайд 9) -При небольших подъемах атмосферное давление падает примерно на 1 мм.рт.ст. на каждые 12 м.
(Слайд 10) - На подобной зависимости строится работа приборов, которые измеряют высоту подъема тела – высотометров.
(Слайд 11)- Барометр так же может служить для определения высоты полёта самолёта. Такой барометр называют барометрический высотометр или альтиметр.
(Слайд 12) - Можно также использовать водяной барометр.
- Как вы думаете, какой из барометров: водяной или ртутный показывает более точное давление и почему? (Ртутный, так как плотность воды меньше плотности ртути и вода зимой может замёрзнуть)
(Слайд 13)- Итак, вы теперь можете ответить на загадку, заданною мной в начале урока? (Да. Это барометр) (Слайд 14)
Первичное закрепление.
Игра «Аукцион»
- Сегодня на уроке мы познакомились с устройством и принципом действием барометра – анероида. А сейчас поиграем в игру «Аукцион». Назовите мне элементы, из которых состоит барометр–анероид. (Учитель бросает мяч, и обучающиеся называют по очереди элементы барометра-анероида)
Задача
Учащиеся 7 класса измеряли атмосферное давление в школе – 756 мм рт.ст. На какой высоте относительно реки находится их школа?
Д
ано: Решение:
р1=756 мм рт.ст. 1) Найдем разницу давлений:
р
2=760 мм рт.ст. р2 – р1=760 мм рт.ст. - 756 мм рт.ст.= 4 мм рт.ст.
h-? 2) Каждые 12 м происходит понижение давления на
1 мм рт.ст., следовательно:
1 мм рт.ст. - 12 м
4 мм рт.ст. - h
4 мм рт.ст. 12 м
h = =48 м
1 мм рт.ст. Ответ: h = 48 м
(Слайд 15)- Установите соответствие:
1. ЭВАНДЖЕЛИСТА ТОРРИЧЕЛЛИ | А) ПРИБОР, ПРИ ПОМОЩИ КОТОРОГО ИЗМЕРЯЮТ АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ |
2. F = | Б) m/V |
3. АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ | В) ИЗМЕНЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ С ВЫСОТОЙ |
4. 𝛒 = | Г) УЧЕНЫЙ, ПЕРВЫМ ИЗМЕРИЛ АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ |
5. 12 М – 1ММ РТ.СТ. | Д) mg |
6. БАРОМЕТР | Е) ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА НА ЗЕМЛЮ |
(Слайды 16-22)
- Загадке сказано: «…Эта стрелка наперёд нам погоду узнаёт»
-И, действительно, посмотрев на показания барометра-анероида, можно определить: ясно будет на улице или пасмурно.
-Как это сделать? Посмотрите слайды и постарайтесь дать ответ на этот вопрос сами. (Если давление выше 760 мм рт.ст, то погода солнечная, ясная, если ниже 760 мм рт. ст, то пасмурно, дождь)
- Как это сделать
Рефлексия.
– Ответьте на вопросы, предложенные в листе обратной связи.
Лист обратной связи.
1 | Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке? | - очень важны - важны - не очень важны |
2 | Как ты оцениваешь полученные сегодня знания? | - глубокие - осознанные - неосознанные |
3 | Как оцениваешь свою деятельность? | - отлично - хорошо - удовлетворительно |
Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Назовите элементы, из которых состоит барометр-анероид.
Домашнее задание.
§ 45, § 46, упр. 23
творческое задание: составить кроссворд.
- Отметьте своё настроение в конце урока. (Слайд 23) Спасибо за урок.
Лист обратной связи.
1 | Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке? | - очень важны - важны - не очень важны |
2 | Как ты оцениваешь полученные сегодня знания? | - глубокие - осознанные - неосознанные |
3 | Как оцениваешь свою деятельность? | - отлично - хорошо - удовлетворительно |
Лист обратной связи.
1 | Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке? | - очень важны - важны - не очень важны |
2 | Как ты оцениваешь полученные сегодня знания? | - глубокие - осознанные - неосознанные |
3 | Как оцениваешь свою деятельность? | - отлично - хорошо - удовлетворительно |
(Слайд 15)- Установите соответствие:
1. ЭВАНДЖЕЛИСТА ТОРРИЧЕЛЛИ | А) ПРИБОР, ПРИ ПОМОЩИ КОТОРОГО ИЗМЕРЯЮТ АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ |
2. F = | Б) m/V |
3. АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ | В) ИЗМЕНЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ С ВЫСОТОЙ |
4. 𝛒 = | Г) УЧЕНЫЙ, ПЕРВЫМ ИЗМЕРИЛ АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ |
5. 12 М – 1ММ РТ.СТ. | Д) mg |
6. БАРОМЕТР | Е) ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА НА ЗЕМЛЮ |
(Слайд 15)- Установите соответствие:
1. ЭВАНДЖЕЛИСТА ТОРРИЧЕЛЛИ | А) ПРИБОР, ПРИ ПОМОЩИ КОТОРОГО ИЗМЕРЯЮТ АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ |
2. F = | Б) m/V |
3. АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ | В) ИЗМЕНЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ С ВЫСОТОЙ |
4. 𝛒 = | Г) УЧЕНЫЙ, ПЕРВЫМ ИЗМЕРИЛ АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ |
5. 12 М – 1ММ РТ.СТ. | Д) mg |
6. БАРОМЕТР | Е) ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА НА ЗЕМЛЮ |
| |
Вопросы обучающихся | |
Это физическое тело? | |
Это физический прибор? | |
Это физическая величина? | |
Это величина векторная? | |
Это величина относится к теме «Давление» | |
Это атмосферное давление? | |