СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме : "Части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме : "Части речи"»

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Урок-спектакль «Части речи»

Цели:

I Образовательные: проверить и систематизировать основные знания о частях речи; закрепит умения учащихся в правописании основных орфографических правил по теме урока.

II Развевающие: развивать познавательный интерес, творческие способности учащихся

III Воспитательные: обучение умению делать выводы, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе; воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к учебной деятельности.

Тип урока: обобщение изученного.

Оборудование урока:

  1. Учебник русский язык 5 класс. Т.А. Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2010г.

  2. Карточки, раздаточный материал, шапочки с названием частей речи.

  3. Опорные конспекты по теме «Части речи»

Ход урока:

I Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы вспомним основные части речи, поговорим о правописании окончаний. Вы окажетесь свидетелями невероятных приключений частей речи. Вы должны внимательно их слушать, чтобы помочь выбраться из затруднительных положений.

II Определение частей речи.

_ К нам пришли гости- части речи. Только среди них большая неразбериха, потому что они не знают, как называются. Давайте наведем порядок, поможем словам определить, кто они. Расскажите о себе

Существительное - я обозначаю предмет.

Учитель  - а какие формы у тебя есть?

Существительное - род, число, падеж.

Учитель - ребята, какая это часть речи? (Ученики называют и надевают шапочку с названием части речи)

Прилагательное – я обозначаю признак предмета и необходимо для красоты описания.

Учитель – а это какая часть речи?

Местоимение – а без меня нет языка, я заменяю имена существительные.

Учитель – кто это?

Глагол – я обозначаю действие предметов, имею лицо и время.

Учитель – кто это?

Наречие – я дружу с глаголом, обозначаю признак действия, не изменяюсь.

Учитель – а это кто?

Наречие – ребята, расскажите, что вы знаете обо мне.

Задание.

Один ученик рассказывает о наречии. Второй выполняет  задание на карточке №1. Третий ученик выполняет у доски задание на карточке №2.

Учитель – ребята, а вы приведите свои примеры разных частей речи.

Карточка №1

Задание: Выпиши в левый столбик имена прилагательные, а в правый – наречия.

Правый, далеко, далекий, направо, низкий, дружный, внизу, дружно, весело, веселый.

Карточка №2

Задание: Заполни таблицу

Части речи

Часть речи

Вопросы

Значение

Пример









На землю тихо падают пушистые снежинки.

III Закрепление знаний об имени существительном.

- Слово – главный работник в языке. У каждого слова есть своя работа. Послушайте рассказ существительного, а позже скажите, почему существительное такая важная часть речи.

Существительное.

Давно живу я в мире этом, даю названия предметам. Я, имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются прилагательные. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. Ребята, помогите мне, расскажите, почему я такая важная часть речи.

Задания.

  1. Рассказ об имени существительном.

  2. Рассказ о склонениях существительных

  3. Цифровой диктант

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 3 1 2 2 1 3 3 2  2

Девочка, рожь, лампа, конь, гриб, папа, мелочь, степь, врач, село.

  1. Назовите падежи и падежные вопросы.

  2.  Расскажите, как определить безударные падежные окончания существительных.

  3. На доске запись

На верхушк..   ел..

От тропинк..    к тропинк..

В тетрад..   и  тетрадк...

На площад..  и площадк..

На крыш..   избушк..

Задание. Перепишите в тетрадь, определяя окончания существительных и, подставлял опорные слова, вставь окончания существительных.

  1. Ученик в это время выполняет задание на карточке №3.

Карточка №3

Выполни морфологический разбор существительного.

Пахнет полем воздух чистый.

  1. Игра. «Поймай свое слово»

  2. Диктуются слова мужского и женского рода с шипящей на конце. Девочки записывают существительные женского рода, мальчики – мужского рода.

Плащ, стриж, ночь, тишь, грач, помощь, чиж, дрожь, шалаш, речь.

IV Закрепление знаний об имени прилагательном.

Прилагательное –

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Родилось я с очень покладистым характером. Но нет у меня ни рода, ни числа, ни падежа! Что же мне делать? Может, попросить у существительного? Я давно об этом мечтаю. Имя существительное, одолжи мне, пожалуйста, свой род, число, падеж. Я тебя очень об этом прошу, а то мне скучно и грустно.

Существительное – С удовольствием, я буду дружить с тобой. Я очень радо иметь новых друзей.

Прилагательное – Вместе-дружба, вместе – служба. Так я и стало именем прилагательным. Расскажите, а что вы обо мне знаете?

Задания.

  1. Рассказ об имени прилагательном.

  2. Как определить безударное окончание прилагательного.

  3. Индивидуальные задания по карточке №4, №5.

Карточка №4.

Вставь пропущенные окончания

В густ..     березов..      роще.

К мохнат..    зелен..     ели.

Ярк..   весенн..   солнце.

Карточка №5.

Спиши, вставляя окончания прилагательных

С весенн..   неба.

Зелен..   лягушонка.

Нет зимн..   стужи.

  1. Эстафета.

В син..   море

Со старш..   братом

В зимн..   стужу

Из дальн..   сада

По родн..   стороне

В сосед..   доме

Стар..   школа

С ясн..   неба.

V Закрепление знаний о местоимении.

Местоимение –

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна.

Я заменяю имена.

Без местоимений нет языков. Ребята,  для чего существуют местоимения. (Дети отвечают)

Существительное подходит к местоимению.

Существительное – Будьте любезны, займите на время  мое место. Мне надо уйти на некоторое время.

Местоимение – С удовольствием. Я поработаю за вас. Ребята, вы мне поможете?  (раздает карточки)

Карточка №6

Запиши местоимения в начальной форме.

(я, его, они, о тебе, ему)

Карточка №7

Замените в тексте часто повторяющиеся существительные на местоимения.

Лиса.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на самом деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышками. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса тут как тут.

VI Закрепление знаний о глаголе.

Глагол –

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – все в действие придет: летит ракета, люди строят зданья. Цветут сады, и хлеб растет.

Задания.

  1. Ученик рассказывает о глаголе.

  2. Взаимоопрос (спряжение глагола)

  3. Определить в это время спряжение, вставь окончания.

Сверка..т       молния

Пове..т      прохладой

Слыш..т   гром

Та..т   на солнце

Рису..м   акварелью.

VII Закрепление знаний о роли частей речи в предложении.

- Мы много говорили о частях речи. А они сидят грустные, отдельно друг от друга. Почему? Давайте их послушаем.

Глагол – Я должен обязательно приносить какую-нибудь пользу.

Рассказчик – И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит: сидит существительное и плачет.

Глагол – Что ты так пригорюнилось?

Существительное – Да вот живу – живу, а для чего не знаю. Никакой пользы не приношу.

Глагол – Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.

Рассказчик – Шли, шли и встретили прилагательное, грустное, тихое.

Существительное – Что ты кручинишься, прилагательное, почему одиноко тут сидишь?

Прилагательное – Не к чему мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

Глагол – Идем с нами счастье искать.

Рассказчик – Долго ли, коротко ли шли они – вдруг оказались в огромном городе Грамматика. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Их пригласили работать в Предложение.

- Как вы думаете, кем их взяли работать?

Задание.

  1. Из слов составить предложение.

В, прыгают, ветвях, густых, белки, деревьев.

Разберите по членам предложения и частям речи.

VIII Задание на дом

Стр. 40, упр. 107.

IX Подведение итогов урока, выставление оценок.

Конспект урока русского языка в 5 классе

                   

Тема: Урок – спектакль «Части речи»

Учителя МКОУ Хрюгская СОШ

Магомедова Ф.А.

с. Хрюг

2013




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!