Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Урок-спектакль «Части речи»
Цели:
I Образовательные: проверить и систематизировать основные знания о частях речи; закрепит умения учащихся в правописании основных орфографических правил по теме урока.
II Развевающие: развивать познавательный интерес, творческие способности учащихся
III Воспитательные: обучение умению делать выводы, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе; воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к учебной деятельности.
Тип урока: обобщение изученного.
Оборудование урока:
Учебник русский язык 5 класс. Т.А. Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2010г.
Карточки, раздаточный материал, шапочки с названием частей речи.
Опорные конспекты по теме «Части речи»
Ход урока:
I Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы вспомним основные части речи, поговорим о правописании окончаний. Вы окажетесь свидетелями невероятных приключений частей речи. Вы должны внимательно их слушать, чтобы помочь выбраться из затруднительных положений.
II Определение частей речи.
_ К нам пришли гости- части речи. Только среди них большая неразбериха, потому что они не знают, как называются. Давайте наведем порядок, поможем словам определить, кто они. Расскажите о себе
Существительное - я обозначаю предмет.
Учитель - а какие формы у тебя есть?
Существительное - род, число, падеж.
Учитель - ребята, какая это часть речи? (Ученики называют и надевают шапочку с названием части речи)
Прилагательное – я обозначаю признак предмета и необходимо для красоты описания.
Учитель – а это какая часть речи?
Местоимение – а без меня нет языка, я заменяю имена существительные.
Учитель – кто это?
Глагол – я обозначаю действие предметов, имею лицо и время.
Учитель – кто это?
Наречие – я дружу с глаголом, обозначаю признак действия, не изменяюсь.
Учитель – а это кто?
Наречие – ребята, расскажите, что вы знаете обо мне.
Задание.
Один ученик рассказывает о наречии. Второй выполняет задание на карточке №1. Третий ученик выполняет у доски задание на карточке №2.
Учитель – ребята, а вы приведите свои примеры разных частей речи.
Карточка №1
Задание: Выпиши в левый столбик имена прилагательные, а в правый – наречия.
Правый, далеко, далекий, направо, низкий, дружный, внизу, дружно, весело, веселый.
Карточка №2
Задание: Заполни таблицу
Части речи
Часть речи | Вопросы | Значение | Пример |
| | | |
| | | |
На землю тихо падают пушистые снежинки.
III Закрепление знаний об имени существительном.
- Слово – главный работник в языке. У каждого слова есть своя работа. Послушайте рассказ существительного, а позже скажите, почему существительное такая важная часть речи.
Существительное.
Давно живу я в мире этом, даю названия предметам. Я, имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются прилагательные. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. Ребята, помогите мне, расскажите, почему я такая важная часть речи.
Задания.
Рассказ об имени существительном.
Рассказ о склонениях существительных
Цифровой диктант
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 3 1 2 2 1 3 3 2 2
Девочка, рожь, лампа, конь, гриб, папа, мелочь, степь, врач, село.
Назовите падежи и падежные вопросы.
Расскажите, как определить безударные падежные окончания существительных.
На доске запись
На верхушк.. ел..
От тропинк.. к тропинк..
В тетрад.. и тетрадк...
На площад.. и площадк..
На крыш.. избушк..
Задание. Перепишите в тетрадь, определяя окончания существительных и, подставлял опорные слова, вставь окончания существительных.
Ученик в это время выполняет задание на карточке №3.
Карточка №3
Выполни морфологический разбор существительного.
Пахнет полем воздух чистый.
Игра. «Поймай свое слово»
Диктуются слова мужского и женского рода с шипящей на конце. Девочки записывают существительные женского рода, мальчики – мужского рода.
Плащ, стриж, ночь, тишь, грач, помощь, чиж, дрожь, шалаш, речь.
IV Закрепление знаний об имени прилагательном.
Прилагательное –
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Родилось я с очень покладистым характером. Но нет у меня ни рода, ни числа, ни падежа! Что же мне делать? Может, попросить у существительного? Я давно об этом мечтаю. Имя существительное, одолжи мне, пожалуйста, свой род, число, падеж. Я тебя очень об этом прошу, а то мне скучно и грустно.
Существительное – С удовольствием, я буду дружить с тобой. Я очень радо иметь новых друзей.
Прилагательное – Вместе-дружба, вместе – служба. Так я и стало именем прилагательным. Расскажите, а что вы обо мне знаете?
Задания.
Рассказ об имени прилагательном.
Как определить безударное окончание прилагательного.
Индивидуальные задания по карточке №4, №5.
Карточка №4.
Вставь пропущенные окончания
В густ.. березов.. роще.
К мохнат.. зелен.. ели.
Ярк.. весенн.. солнце.
Карточка №5.
Спиши, вставляя окончания прилагательных
С весенн.. неба.
Зелен.. лягушонка.
Нет зимн.. стужи.
Эстафета.
В син.. море
Со старш.. братом
В зимн.. стужу
Из дальн.. сада
По родн.. стороне
В сосед.. доме
Стар.. школа
С ясн.. неба.
V Закрепление знаний о местоимении.
Местоимение –
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна.
Я заменяю имена.
Без местоимений нет языков. Ребята, для чего существуют местоимения. (Дети отвечают)
Существительное подходит к местоимению.
Существительное – Будьте любезны, займите на время мое место. Мне надо уйти на некоторое время.
Местоимение – С удовольствием. Я поработаю за вас. Ребята, вы мне поможете? (раздает карточки)
Карточка №6
Запиши местоимения в начальной форме.
(я, его, они, о тебе, ему)
Карточка №7
Замените в тексте часто повторяющиеся существительные на местоимения.
Лиса.
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на самом деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышками. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса тут как тут.
VI Закрепление знаний о глаголе.
Глагол –
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – все в действие придет: летит ракета, люди строят зданья. Цветут сады, и хлеб растет.
Задания.
Ученик рассказывает о глаголе.
Взаимоопрос (спряжение глагола)
Определить в это время спряжение, вставь окончания.
Сверка..т молния
Пове..т прохладой
Слыш..т гром
Та..т на солнце
Рису..м акварелью.
VII Закрепление знаний о роли частей речи в предложении.
- Мы много говорили о частях речи. А они сидят грустные, отдельно друг от друга. Почему? Давайте их послушаем.
Глагол – Я должен обязательно приносить какую-нибудь пользу.
Рассказчик – И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит: сидит существительное и плачет.
Глагол – Что ты так пригорюнилось?
Существительное – Да вот живу – живу, а для чего не знаю. Никакой пользы не приношу.
Глагол – Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.
Рассказчик – Шли, шли и встретили прилагательное, грустное, тихое.
Существительное – Что ты кручинишься, прилагательное, почему одиноко тут сидишь?
Прилагательное – Не к чему мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.
Глагол – Идем с нами счастье искать.
Рассказчик – Долго ли, коротко ли шли они – вдруг оказались в огромном городе Грамматика. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Их пригласили работать в Предложение.
- Как вы думаете, кем их взяли работать?
Задание.
Из слов составить предложение.
В, прыгают, ветвях, густых, белки, деревьев.
Разберите по членам предложения и частям речи.
VIII Задание на дом
Стр. 40, упр. 107.
IX Подведение итогов урока, выставление оценок.
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: Урок – спектакль «Части речи»
Учителя МКОУ Хрюгская СОШ
Магомедова Ф.А.
с. Хрюг
2013