СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Деепричастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Деепричастие. Обобщение изученого"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Деепричастие"»

Урок русского языка «Деепричастие. Обобщение» (7 класс)

Цель:

1.Обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Деепричастие».

2.Продолжить работу по формированию умений использовать деепричастия

в речи .

3.Воспитывать уважительное отношение к языку.

4.Развивать аналитическое и лингвистическое мышление, память, внимание..

Ход урока

Как выдумаете ребята, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Повторять правила). А зачем нужны правила? (Чтобы быть грамотным) А для чего нужны правила в жизни? (Создавая правила и законы, люди договорились жить вместе, ценя и уважая друг друга)

1.Орфоэпическая разминка

РжАвЕя, балУясь, ленЯсь, копИруя,

премирУя, запломбировАв, облегчИв,

откУпорив. Со взаимопроверкой.

2.Фронтальный опрос

  1. «Найди лишнее» Слайд.

  2. (Не)написав, (не)слушая, (не)домогая, (не)зная, (не)соглашаясь.

  3. (Не)годуя, (не)взлюбив, (не)досыпая, (не)понимая, (не)навидя.

  4. (Не)читая, (не)люблю, (не)поднимаясь, (не)уезжая, (не)сказав.

  5. (Не)скошено, (не)глядя, (не)спросив, (не)услышав, (не)умолкая.

Что мы повторили, выполнив это упражнение?

3.Лингвистически-речевой практикум. Слайд.

В одном из юмористических рассказов, иронизируя над неграмотностью пассажира, А.П. Чехов приводил следующую его запись в жалобной книге: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Какую ошибку допустил пассажир? Как её исправить?

Рабочий лист.

Войдя в класс, у меня зазвонил телефон.

Проехав по этой тропе километр, открывается чудный пейзаж.

Глядя на картину, настроение становится бодрым и весёлым.

4.Слайд. Что объединяет эти предложения?(деепричастия, фразеологизмы) Значение фразеологизмов. Необходимы ли знаки препинания ?

На слесаря нельзя было положиться, так как он работал спустя рукава.

Солдат каждый день приходил в казарму еле волоча ноги.

Нельзя сидеть сложа руки.

Чтобы чего-то достичь, нужно работать не покладая рук.

 

5.Рабочий лист.Прочитайте стихотворение «Лодорский водопад». Оно написано английским поэтом Робертом Саути (перевод Шмульяна А.П.).

Лодорский водопад

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

В чем необычность стихотворения?

(Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.)

Какие художественные приёмы для создания образа водопада использует поэт? Что они придают тексту?

(Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает нам услышать извержение водопада; преобладают шипящие звуки: шипя, шурша, морщинясь, дрожа; преобладание деепричастий подчеркивает динамику бурлящего потока).

Какие деепричастия преобладают? Почему?

6.Работа с текстом. Рабочий лист.

Прочитайте текст. Определите его тему. Озаглавьте.

Расставьте пропущенные знаки препинания.

Встречаясь со взрослыми или входя в помещение здоровайся первым. Здороваясь со старшими руки не протягивай подожди пока они сами этого не сделают. При этом сними фуражку или шапку и не надевай пока не пожмёшь руку. Подавая руку сними с неё перчатку немного наклонись вперёд. Кланяясь нагни только голову а не сгибайся пополам и не размахивай руками. Садясь в трамвай или автобус пропусти первой в двери свою спутницу.

1 вариант. Выполните морфологический разбор деепричастия встречаясь.

2 вариант. Выполните морфемный разбор деепричастия подавая. Запишите 3-4 однокоренных слова.

У доски двое.

7.Занимательный диктант.

Запишите четверостишие. Найдите деепричастия. От каких глаголов они образованы? Что их объединяет? Как образуются деепричастия от глаголов?

Холмы, вырастая и в сумерках тая,

И думу какую-то в складках тая,

О том и молчат, что совсем непростая,

Совсем непростая планета моя.

Л. Козырь

Вырастая – вырастать

Тая – таять

Тая  —таить

8. Исправь ошибки в морфологическом разборе..

ИТОГ УРОКА,


Состояние ученика, у которого был неудачный школьный день, который получил двойку, а возможно, и не одну, можно передать деепричастиями и деепричастными оборотами. Продолжите с помощью деепричастий и деепричастных оборотов начатое мною предложение. Он идет домой... (спотыкаясь на каждом шагу, горько вздыхая, хмурясь, мучаясь от мысли о встрече с родителями). А с каким настроением пойдёте после нашего урока вы? Расскажите об этом, продолжив такое предложение при помощи деепричастий и деепричастных оборотов. Я буду идти... (улыбаясь, подшучивая над товарищами, гордясь собой, подпрыгивая, предчувствуя радость родителей).



Домашнее задание. «Кто больше?»

Подберите к деепричастиям синонимы.

Защищая —  оберегая, обороняя, ограждая, охраняя.

Занимаясь— тренируясь, работая, упражняясь, трудясь.

Придумайте предложения о правилах поведения, используя данные деепричастия

Рабочий лист

Презентация











Семнадцатое декабря

Классная работа.

Обобщение по теме «Деепричастие».

1. Исправьте ошибки, записывая предложения в исправленном виде.

Войдя в класс, у меня зазвонил телефон.



Проехав по этой тропе километр, Елене открылся чудный пейзаж.



Глядя на картину, настроение Бориса становится бодрым и весёлым.




2. Прочитайте текст. Определите тему. Озаглавьте.

Расставьте пропущенные знаки препинания.


Встречаясь со взрослыми или входя в помещение здоровайся первым. Здороваясь со старшими руки не протягивай подожди пока они сами этого не сделают. При этом сними фуражку или шапку и не надевай пока не пожмёшь руку. Подавая руку сними с неё перчатку немного наклонись вперёд. Кланяясь нагни только голову а не сгибайся пополам и не размахивай руками. Садясь в трамвай или автобус пропусти первой в двери свою спутницу.

1 вариант. Выполните морфологический разбор деепричастия встречаясь.

2 вариант. Выполните морфемный разбор деепричастия подавая. Запишите 3-4 однокоренных слова.







3. Прочитайте стихотворение «Лодорский водопад». Оно написано английским поэтом Робертом Саути (перевод А.П. Шмульяна).

Лодорский водопад

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!


В чем необычность стихотворения?

Какие художественные приёмы для создания образа водопада использует поэт? Их функция в тексте.

Какие деепричастия преобладают? Почему?


Состояние ученика, у которого был неудачный школьный день, который получил двойку, а возможно, и не одну, можно передать деепричастиями и деепричастными оборотами. Продолжите с помощью деепричастий и деепричастных оборотов начатое мною предложение. Он идет домой... (спотыкаясь на каждом шагу, горько вздыхая, хмурясь, мучаясь от мысли о встрече с родителями). А с каким настроением пойдёте после нашего урока вы? Расскажите об этом, продолжив такое предложение при помощи деепричастий и деепричастных оборотов. Я буду идти... (улыбаясь, подшучивая над товарищами, гордясь собой, подпрыгивая, предчувствуя радость родителей).


Домашнее задание:

Подберите к деепричастиям не менее 3 синонимов.

Защищая - оберегая, …

Занимаясь– тренируясь, …

Составьте 2-3предложения о правилах поведения, используя эти деепричастия.

Карточка № 3

Произведи морфологический разбор деепричастия из предложения:

Отметив маршрут, туристы устроились на отдых.

Карточка № 4

Произведи синтаксический разбор предложения.

Стая журавлей, оглашая воздух резкими криками, тянулась к югу и медленно исчезала вдали.

Карточка № 5

Запиши, заменив один из глаголов-сказуемых синонимичной конструкцией.

Снег падал на землю и накрывал её пушистым ковром.

Карточка № 6

Спиши, расставляя знаки препинания. Обозначь графически деепричастия и деепричастные обороты.

Дождь ровно шумел по крыше и не усиливаясь затихал.

Догорая вечерняя заря посылает на землю прощальный луч.

Колыхаясь и переливаясь на солнце трава шумит, как море.

Но тихо дремлют кедры обвесив сучья вниз.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!