СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 7 классе по русскому языку на тему "Деепричастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 7 классе по русскому языку на тему "Деепричастие"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 7 классе по русскому языку на тему "Деепричастие"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Геройская средняя школа"

Сакского района Республики Крым









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



"ДЕПРИЧАСТИЕ"







урок/внеурочное занятие __ урок_____________________________________





предмет русский язык_____________________________________________





класс _7_______________________________________________________



Алиева Гульнар Сейтумеровна


Аннотация

  В данном  классе обучается 17 учеников: 8 мальчиков и 9 девочек. Возраст 12-13 лет . Класс ведет активный образ жизни, ученики всегда ставят перед собой цели, которых непременно достигают.  К моменту написания психолого-педагогической характеристики можно сказать, что коллектив класса достиг среднего уровня развития.

  Процент качества знаний по русскому языку в данном 56,2 %.Успеваемость-100% Из 17 учащихся «5 и 4» по предмету имеют 10 человек, таким образом,  уровень качества знаний в 7 классе средний. Ребята очень активные, участвуют в учебных и внешкольных мероприятиях. Являются призерами олимпиад по русскому языку.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин). Учебник «Русский язык. 7 класс», издательство «Просвещение», 2014.

Количество часов по учебному плану 140, общее количество часов в неделю - 4.

Данный урок рассчитан на 45 минут.

Вид урока: урок «открытия» новых знаний

Оборудование: мультимедийный комплекс, толковый словарь С.Ожегова, доска, книга, тетрадь.

Поставлены цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

Структура урока соответствует типу урока.Основным этапом является этап изучения новых знаний. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную деятельность школьников.



Пояснительная записка

На уроке были использованы следующие методы обучения:

  1. по виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

- наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа в тетради)

  1. по виду учебной деятельности:

  - проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной деятельности, повышения качества образования учащихся. На данном занятии использовались технологии:
- здоровьесберегающие технологии
- технологии коллективного сотрудничества
- технологии личностно-ориентированного образования
- компьютерные технологии.

Соблюдены были структурные компоненты урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
2. Устный опрос (повторение теоретического материала).
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.
5. Подведение итогов урока, рефлексия (итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены.
6. Дано домашнее задание.

Данный урок я рекомендую своим коллегам, так как благодаря применению различных приёмов, учащиеся заняты различными видами деятельностью. На уроке моя учительская роль сводилась к организации образовательной деятельности учащихся и качественному усвоению материала. Учащиеся взаимодействуют друг с другом, получают возможность получить оценку своей работе непосредственно на уроке.

Методическое обоснование урока: материал урока даёт возможность сформировать понятие о деепричастии как особой форме глагола (самостоятельной части речи), имеющей специфическую семантику, соединяющей морфологические категории глагола и наречия, с особой синтаксической функцией и ярко выраженной стилистической принадлежностью.

Цели урока реализовывались через использование презентации к уроку, организацию ситуации успеха и творчества. Развитие речи осуществлялось через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, при рецензировании ответов, через необходимость делать выводы после выполнения заданий.

Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей ( сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) реализовывалось во время объяснения и закрепления нового материала, выполнения самостоятельной работы.

На данном уроке главной для меня была задача, связанная с мотивацией школьников на овладение знаниями.

В содержании урока нашли отражение языковая, коммуникативная компетенции. Формирование языковой компетенции прослеживалось на этапе подготовки учащихся к изучению нового материала через повторение и актуализацию знаний, когда учащиеся вспоминали орфограммы, изученные раннее.

Все этапы урока взаимосвязаны, вытекают один из другого. Время для актуализации ранее изученного, для изучения нового материала, закрепления, распределено рационально, что сказалось на эффективности урока. На данном уроке наблюдалось наращивание трудности и повышение степени самостоятельности учащихся в работе при выполнении упражнений и заданий.

Компьютерные технологии использовались для повышения качества образования учащихся, а также для совершенствования системы преподавания. Кроме того, использование ИКТ подталкивает учащихся к овладению современными средствами информации, формирует информационные компетенции у учащихся, побуждает их к созданию собственных презентаций, дидактических материалов (карточки, тесты). А это ведет к самостоятельной исследовательской деятельности.


Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме «Деепричастие»

Цель: ознакомить учащихся с лексическим и грамматическим значениями деепричастий как особой формы глагола;выработать умение разграничивать основное и добавочное действие

Планируемые результаты обучения:

  • предметные: формирование практических навыков распознавания деепричастия, его грамматических, пунктуационных особенностей; умения различать причастия и деепричастия.

  • Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения текста ; владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, детальным);овладение приёмами отбора и систематизации материала; способность к передаче и преобразованию, сохранению и передачи информации, содержащейся в тексте.

  • личностные: формирование интереса к родному языку, ценностных ориентиров, мотивации к получению знаний.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

I.Организационный момент.

Ход урока.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какое ясное солнышко за окном, как природа радуется ему. Улыбнитесь друг другу, пусть урок пройдет организованно, весело, с пользой. Удачи вам, новых знаний

Эпиграфом к сегодняшнему уроку станут слова русского лингвиста Розенталя.

Слайд 1 «Деепричастия и деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность».    Д.Э.Розенталь                

Слайд 2. Выразительно прочитать текст

Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы переваривать ночную добычу, убралась с поляны лисица, оставив на снегу кружевной, хитро запутанный след.

Сорока ,чистившая на ветке ольховника чёрный острый клюв, вдруг повернула голову набок ,прислушалась ,присела готовая сорваться и улететь. Тревожно хрустели сучья. Кто-то большой, сильный молча шёл сквозь лес, не разбирая дороги. Затрещали кусты ,заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (Б.Полевой)

Слайд 3 Определите тему, основную мысль. Определите стиль текста, назовите его приметы.Какими средствами выразительности пользуется автор?

Слайд 4

  • Какие действия совершает сорока?

  • Какие слова похожи на глаголы?  Чем похожи на глаголы и чем отличаются? От каких слов зависят?

Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов.

II. Объяснение нового материала. Сообщаю, что деепричастие, тема нашего урока. Ученики определяют цели и задачи урока.

Слайд 5 Деепричастие = Дее + причастие } составное слово

Что нам уже знакомо? (причастие)
Что такое причастие?
Что может обозначать частица “дее”? К чему же будет причастно? (к действию)

2. Обратимся к справочному материалу.

Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.

Запишите второе и последнее предложение из текста.

Волки ушли в лесные чащобы переваривать ночную добычу, убралась с поляны лисица, оставив на снегу кружевной, хитро запутанный след. Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь.

Выполните частичный синтаксический разбор (по членам предложения). Взаимопроверка

Слайд 6 Какие вопросы вы задавали к деепричастию? (Что сделав? или как?)

На вопросы как? какой член предложения отвечает?(отвечает обстоятельство)Что есть у деепричастий? (зависимые слова)

Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.В предложении деепричастный оборот,как и деепричастие, является обстоятельством .

Сможем ли мы изменить деепричастие?(нет,оно не изменяется)

Найдите в тексе деепричастный оборот.(дети проговаривают)
От каких же слов зависит деепричастие? (от глаголов-сказуемых)
Ещё раз: что обозначает глагол? (действие)
Глагол обозначает основное действие, которое выполняет предмет.
Какое же действие обозначает деепричастие? (второстепенное, добавочное, дополнительное действие)

III. ФИЗПАУЗА (упражнения на релаксацию, упражнения для глаз)

IV. Закрепление Что обозначает глагол и деепричастие?

Глагол – основное действие.
Деепричастие – добавочное действие.

Слайд 7 Вывод:

1. Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом,и отвечает на вопросы что делая ?что сделав?

2. Деепричастие не изменяются.

3. В предложении деепричастие является обстоятельством.

Деепричастие и деепричастный оборот обычно выделяются на письме запятыми.

Например: Кто-то большой, сильный молча шёл сквозь лес, не разбирая дороги.

Деепричастия надо отличать от наречий и помнить, что наречие не выделяется на письме запятыми, а деепричастие выделяется. Отличать их надо по вопросам: наречие отвечает на вопрос КАК? Деепричастие отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? Например: Кто-то шёл МОЛЧА (молча – это наречие (как?) Кто-то шёл, НЕ РАЗБИРАЯ ДОРОГИ (НЕ РАЗБИРАЯ – это деепричастие (что делая?) Работа с учебником (чтение &22)

Слайд 8 Найти ошибку и записать в исправленном виде (работа в группах)

1.Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.(Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об этом людям.) 2.Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.(Когда мы рассматриваем картины, нас покоряет мастерство художника.) 3.Знакомясь с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.(Познакомившись с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.) Стало быть, каждый раз, конструируя деепричастный оборот, надо помнить о главном свойстве деепричастия: оно дополняет действие глагола и вместе с этим глаголом имеет одного и того же исполнителя, одного и того же актёра, действующее лицо (подлежащее).

V. Итоги урока. 

Учитель:1.Что такое деепричастие? 2.На какие глаголы отвечает деепричастие?

3.Какие признаки глагола имеет деепричастие? 4.Какие признаки наречия имеет деепричастие?

Слайд 10. Учитель просит учеников закончить некоторые из предложений

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я …2) Больше всего мне понравилось …

3) Самым интересным сегодня на уроке было …4) Самым сложным для меня сегодня было …5) Сегодня на уроке я почувствовал …6) Сегодня я понял …

7) Сегодня я научился …8) Сегодня я задумался ….

Выставление оценок.Домашнее задание &22,упр.153

Я считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.
В ходе урока дети закрепляли практические  умения находить деепричастия, ставить знаки препинания при них; совершенствовали  навыки  конструирования предложений с деепричастными оборотами; развивали  навыки связной монологической речи.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая  психологическая атмосфера урока.

Литература:

1.Нетрадиционные методы обучения русскому языку и литературе в 5-11 классах

Составитель И.И.Чеченкова, Симферополь 2000г

2.Занимательно о русском языке / В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.З.Розенталь

Ленинград «Просвещение»,1990г

3.Журнал «Русский язык и литература» №3, 2010 г

4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!