Открытый урок по теме «Гигиена и норма питания» в 9 классе
«Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
Цель: объяснить важность сбалансированного питания; познакомить с гигиеной питания.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представление о гигиенических условиях правильного питания;
Расширить представления учащихся об основных принципах полноценного и рационального питания.
Познакомить с режимом питания.
Развивающие:
Продолжить формирование навыков правильного питания;
Развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом образе жизни;
Развивать навыки самостоятельности и творческого мышления, умения работать с дополнительной литературой;
Овладеть приемами исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и находить решение.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся бережное, ответственное отношение к здоровью;
Воспитывать интерес к изучаемому предмету;
Воспитывать гигиенические навыки и культуру поведения во время приема пищи;
Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование: слайдовая презентация, таблицы, словарные слова, учебный видеоролик «Режим дня», учебник.
Ход урока:
I. Орг . момент
Здравствуйте. Садитесь. Открываем учебники и тетради.
II. Повторение, проверка д/з.
1. Допиши предложение.
Двенадцатиперстной кишкой называют-…………..
(начальный отдел тонкого кишечника)
2. Самая крупная железа в организме? Выбери правильный ответ.
- почки
- печень
- желудок
- двенадцатиперстная кишка.
3. Где находится печень?
4. какова роль печени в организме человека?
5. Что такое всасывание?
6. Что такое аппендикс?
III. Сообщение новой темы.
1. В качестве перехода к новой теме хочется познакомить вас с произведением древнего восточного анатома (специалист в области анатомии) Авиценна
В еде не будь до всякой пищи падок,
Знай точно время, место и порядок.
Спокойно, не спеша, без суеты
В день раза четыре питаться должен ты.
В дни жаркие, считаю, будет мудрым,
Горячей пищей насыщаться утром.
Питайся, если голод ощутил,
Еда нужна для поддержанья сил.
Зубами пищу измельчай всегда,
Полезней будет, впрок пойдет еда.
В компании приятной честь по чести
Есть следует в уютном чистом месте.
Тому на пользу мой совет пойдет,
Кто ест и пьёт достойно, в свой черед.
- о чем говорится в строках этого стихотворения?
ответы детей.
- какова тема нашего урока. мы узнаем посмотрев на слайд.
гигиена и норма питания.
- Записываем в тетрадку тему нашего : урока "Гигиена и норма питания"
Правила прима пищи.
1. Прочтение отрывка из произведения "Мертвые души"
– Щи, моя душа, сегодня очень хороши! – сказал Собакевич, хлебнувши щей и отвалив себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками – Эдакой нянь, продолжал он, обратившись к Чичикову, – вы не будете есть в городе, там вам черт знает что подадут!
За щами последовали свиные котлеты и разварная рыба, которые были превосходны.
– Возьмите барана – продолжал он, обращаясь к Чичикову – это бараний бок с кашей! Выдумали диету, лечить голодом! У меня все не так.
У меня когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, де съем в меру, как душа требует.
Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел все, обгрыз, обсосал все до последней косточки.
“Да – подумал Чичиков – у этого губа не дура!”
За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом с теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось комом в желудке. Этим обед и кончился. Но когда зашли в гостиную, там оказалось варенье – ни груша, ни слива, ни иная ягода.
“Пожалуйста, угощайтесь, – сказала хозяйка, – Это редька, вареная в меду!”
Учитель:
– Вы прослушали, как обедали Чичиков и Собакевич. Правильно ли они питались?
- Кто из вас прав мы узнаем чуть позже.
Здоровье человека во многом зависит от того чем и как он питаться. Пища человека должна быть разной и полноценной.
(Работа с учебником стр. 164)
2. Составление правил приема пищи.
- продукты растительного и животного происхождения;
- тщательно пережевывать пищу;
- пища не должна быть слишком горячей;
- нельзя злоупотреблять острыми продуктами;
- вредно питаться в сухомятку;
- употреблять овощи и фрукты
А , сейчас вернемся к началу урока, где мы выясняли правильно ли питаются Чичиков и Собакевич.
(Ответы детей)
Итог: обильное много жирного, белков нет, нет овощей и фруктов.
V. Физкультминутка (для глаз)
3. Беседа о полезной и вредной еде.
- Еда должна быть полезной и разнообразной, но многие из нас не всегда правильно питаются. Съедая вредные продукты.
- Выберите на слайде только вредные продукты.
- Молодцы, справились с заданием. Какой вред и опасность несут эти продукты мы узнаем из таблицы.
(Просмотр таблицы на слайде)
4. Работа в группах.
Исследовательская работа в парах.
Сейчас вам предстоит небольшая исследовательская работа. У вас на столах имеются обертки от пищевых продуктов. Вы должны ознакомится с ними, обратить внимание на состав различных пищевых добавок, входящих в состав продуктов, найти «Е» с кодом и по памятке определить: на сколько опасно или безопасно употребление данного продукта для человека.
5. Ученики в парах работают с обертками 4-5 минут и несколько человек представляют результаты исследований)
6. Учитель:
А теперь сделайте вывод, необходимо ли вам знать эту информацию и где она может вам пригодится.
VI.Режим питания.
Просмотр мультфильма.
- Какие правила питания вы смогли узнать из мультика?
(Работа в тетради)
- Есть в одно и тоже время;
- Ужинать за 2 часа до сна
- Питаться 4 раза в день
- Вредно питание в сухомятку.
VII. Аппетит.
- Что такое аппетит?
Аппетит – это ощущение и потребность в еде.
(просмотр картинок сервировка стола)
- Какая картинка вызвала у вас желание поесть?
Совершенно вено, аппетит вызывает разнообразная пища, салаты и конечно же красиво сервированный стол и не мало важное значение имеет состояние человека.
VIII. Нормы питания.
- В процессе труда человек расходует энергию. Затраченная энергия восполняется, питанием.
Расход энергии зависит от профессии человека, его возраста, образа жизни. Чем тяжелее физический труд, тем больше организм тратит энергии.
(слайды меню школьника)
Игра «Почему»
1. Почему в меню тракториста обязательно входит борщ или суп, котлета, сметана, а вменю служащего – отварная курица, салат, чай?
(тракторист выполняет тяжелую работу, затрачивает много сил, а труд служащего не требует больших физических сил)
2. Почему жители северных районов употребляют больше жирной пищи, чем жители юга?
(много сил уходит в виде тепла в окружающую среду)
(аппетит зависит от настроения).
IX. Подведение итогов.
Я хочу рассказать вам одну притчу.
Когда- то к доктору пришел больной с жалобой на боли в животе. Доктор спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то доктор прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, доктор ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»
- Вот так и вы, будете прежде чем внимательно смотреть, что вы едите.
X.Домашнее задание стр. 163-168.