СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме: "Исчерпаемые возобновимые ресурсы (Земельные, водные, биологические ресурсы планеты".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: "Исчерпаемые возобновимые ресурсы (Земельные, водные, биологические ресурсы планеты".»

14.12.2020.

План-конспект-урока в 10 классах

Тема: Исчерпаемые возобновимые ресурсы (Земельные, водные, биологические ресурсы планеты).

Цель: Дать понятие природные ресурсы и их классификация. Формировать представление о ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.

Задачи:

Образовательные: Дать понятие «Ресурсообеспеченность». Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.

Развивающие: Формировать умения давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов. Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида природных ресурсов, выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять географические конспекты.

Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе, развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды.

Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы.

Тип урока: изучение и закрепление нового материала. Урок – практикум.

Содержание урока

  1. Организационный момент.

А) Проверить готовность к уроку: наличие учебника, тетрадей, атласа, ручек, карандашей, калькулятора.

Б) Сообщение темы урока.

В) Формулирование с обучающимися задач урока.

Знакомство с планом урока 

2Изучение нового материала.

1. Виды природных ресурсов.

-Что такое природный ресурс? Все природные богатства, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности.

-Классификация природных ресурсов (Генетическая, экологическая). При изучении природных ресурсов мы будем пользоваться экологической (рис.23).

Земельные ресурсы относятся к природным. Земля – источник жизни.

2. Земельные ресурсы – это земная поверхность, пригодная для проживания человека и для любых видов хозяйственной деятельности. Земельные ресурсы характеризуются величиной территории и ее качеством: рельефом, почвенным покровом и комплексом других природных условий. Обеспеченность земельными ресурсами определяется мировым земельным фондом – совокупностью всех земель в пределах той или иной территории, подразделяемой по типу хозяйственного использования. Мировой земельный фонд составляет почти 13,5 млрд га.

Земельные ресурсы и почвенный покров – это основа всей живой природы и база для производства человеком продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Лишь 1/3 земельного фонда планеты – это сельскохозяйственные угодья (4,8 млрд га). Остальная территория суши – это земли под постройками и дорогами, горы, пустыни, ледники, болота, леса и т.д. В настоящее время в мире на пашни приходится около 28% всей площади сельскохозяйственных угодий (около 1,4 млрд га), и 70% (3,4 млрд га) используются в животноводстве (это луга и пастбища). 

В настоящее время наибольшими показателями площадей пахотных земель обладают США, Индия, Китай, Канада, Россия.

Немаловажное значение играет показатель обеспеченности пахотными землями на душу населения.

Обеспеченность пашней 1 жителя

Регион

Обеспеченность, га

Мир

0,23

Зарубежная Европа

0,28

Зарубежная Азия

0,14

СНГ

0,80

Северная Америка

0,65

Южная Америка

0,50

Африка

0,30

Австралия и Новая Зеландия    

1,88

По общей площади пастбищ лидируют следующие страны: Австралия, США, Китай, Бразилия, Аргентина, Россия.

На протяжении своего существования человечество постоянно пытается увеличить долю обрабатываемых земель, распахивая для этого степь, уничтожая леса, осушая болота. Несмотря на это, подушевой показатель обеспеченности обрабатываемыми землями снижается, не успевая за темпами роста населения. Активное воздействие человека на природу и земли ведет к деградации почвенного покрова. Например, в настоящее время антропогенное опустынивание охватило более 900 млн га.

3. Водные ресурсы

Водные ресурсы – поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы человеком. В более широком смысле – воды в трех состояниях и их распределение на Земле.

Большая часть пресных вод Земли находится в ледниках в твердом виде. При этом человеком в основном используются воды рек, озер. Максимальный расход воды имеют следующие реки: Амазонка, Конго, Янцзы, Ганг, Енисей. Мировое водопотребление за XX в. увеличилось примерно в 7 раз.

Главные потребители пресной воды:

1.     Сельское хозяйство.

2.     Промышленность.

3.     Электроэнергетика.

4.     Коммунально-бытовые службы.

К странам, наиболее обеспеченным водными ресурсами, относятся: Бразилия, Россия, США, Канада, Индонезия.

Больше всего водных ресурсов на душу населения приходится в Французской Гвиане (609 091 м3), Исландии (539 638 м3), Гайане (315 858 м3), Суринаме (236 893 м3), Конго (230 125 м3).

Важно отметить, что текучие воды обладают гидроэнергией, с помощью которой можно вырабатывать электроэнергию. Наибольшими значениями гидроэнергопотенциала обладают Азия и Африка, среди стран – Бразилия, Россия, Канада, Китай, Индия.

4. Биологические ресурсы

Биологические ресурсы – живые источники получения необходимых человеку материальных благ.

Биологические ресурсы:

1.     Растения.

2.     Животные.

3.     Грибы.

4.     Бактерии.

Данные ресурсы являются исчерпаемыми и возобновимыми. Среди них важное значение имеют лесные ресурсы. Главными показателями лесных ресурсов являются: лесная площадь, лесистость и запас древесины. Леса мира образуют на Земле два лесных пояса: северный и южный. Северный лесной пояс проходит через такие страны, как Россия, Канада, Финляндия, Швеция, США. Южный лесной пояс проходит по следующим странам: Бразилия, Конго, Нигерия, Индонезия, Малайзия, Таиланд. По обеспеченности лесными ресурсами выделяются Россия, Бразилия, Канада. К сожалению, в настоящее время происходит существенное сведение лесов.

5. Домашнее задание П.12, составить к/к .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!