СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме история России в 17 веке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Территория, население, государственное управление и экономическое развитие России в 17 веке при царе Алексее Михайловиче Романове.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме история России в 17 веке»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Хоронхойская средняя общеобразовательная школа»

671823, Республика Бурятия, Кяхтинский район, с. Хоронхой, улица Школьная,1а

Тел.: 95-2-26, [email protected]












Разработка урока (2 урока)

по истории России в 7 классе на тему:

«Россия в XVII веке»

(авторы учебника - Е.В. Пчелов, П.В. Лукин)















Учитель истории и обществознания:

Красикова Нина Гавриловна,

первая квалификационная категория







2019 год





Тема урока:

«Россия в XVII веке» - два урока.

Цель урока:

1. Формирование общих представлений о территории, населении, государственном управлении и экономическом развитии Российского государства в XVII веке;

2. Подвести учащихся к пониманию того, что становление абсолютизма произошло при Алексее Михайловиче Романове;

3. Развивать навыки работы с документами, их анализа, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия, делать выводы.

Программные требования:


Личностные результаты: Ответственное отношение к учению. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Принятие правил работы в группе. Умение согласовывать свои действия с членами группы. Познавательный интерес к истории России.


Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: умение работать с различными видами информации, анализировать и структурировать информацию, проводить сравнение, преобразовывать информацию из одного вида в другой, делать выводы.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, представлять и анализировать результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: умение представлять и сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, вступать в диалог, работать в группе, распределять функции между членами группы, планировать общие способы работы и формы представления её результатов


Предметные: Овладение понятийным аппаратом темы урока. Умение характеризовать территорию, население, административно-территориальное деление России в XVII в. На основе текста учебника и исторической карты. Умение определять изменения в управлении Российским государством во второй половине XVII в. Умение составлять схему управления России в указанное время. Умение сравнивать процессы становления абсолютизма в России и Западной Европе. Умение показывать на карте крупнейшие торговые пути, города и ярмарки, центры специализации сельскохозяйственного и промышленного производства.

Умение составлять план-перечисление особенностей экономического развития России в XVII в.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и термины: Сословно-представительная монархия, абсолютизм, Государев двор, Таможенный устав, мануфактура.

Планируемые результаты:

  • Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника.

  • Определение цели, задач, алгоритма дальнейшей деятельности. Распределение функций между членами групп.

  • Поиск информации для характеристики территории и населения, государственного управления, экономического развития России в XVII в. Составление блок - схемы управления России в XVII в.

  • Сопоставление процессов становления абсолютизма в России и Западной Европе.

  • Работа с исторической картой.

  • Составление плана-перечисления особенностей экономического развития страны в данное время.

  • Представление результатов работы групп. Формулирование общих выводов о развитии России в XVII в.

  • Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем

I. Этап урока - актуализация знаний предыдущего урока.

  • Вспомните тему нашего предыдущего урока

  • Нескольким учащимся даются тесты для проверки домашнего задания.

  • Два ученика работают в рабочих тетрадях по теме «Правление Алексея Михайловича».

  • Фронтальный опрос класса по предыдущей теме. (На экране портрет Алексея Михайловича).



  1. Назовите, какие черты характера Алексея Михайловича соответствуют его прозвищу «Тишайший», расскажите о его увлечениях?

  2. Объясните, как вы понимаете выражение «рачительный хозяин»?

  3. Охарактеризуйте личность воспитателя Алексея Михайловича, какова его роль в государственном управлении?

  4. Расскажите о причинах и поводе Соляного бунта? ( На экране картина «Соляной бунт».

  5. Какие требования выдвигали люди черных московских слобод?

  6. Расскажите об итогах Соляного бунта.

  7. Как вы думаете, почему в середине XVII века возникла необходимость принятия нового свода законов?

  8. Какие новые установления были закреплены Соборным уложением 1949 года? Что они меняли в положении населения?



  1. Этап урока – объяснение нового материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с территорией, населением, государственным управлением и экономическим развитием России в XVII веке.

ВЫ УЗНАЕТЕ:

  1. Какие территории вошли в состав России в XVII веке.

  2. Как формировался процесс абсолютизма в XVII веке.

  3. Каким образом формировалась Боярская дума, система приказов, власть на местах.

  4. Как формировалась российская армия в XVII веке.

  5. На втором уроке познакомитесь с экономическим развитием России в XVII веке.

НАУЧИТЕСЬ:

  1. Осуществлять отбор информации из текста.

  2. Составлять блок-схемы по каждому виду отобранной информации.

  3. Формировать заключение и делать выводы.

Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

1 часть урока - самостоятельная работа с текстом учебника и картами.

- Работа класса с картой и текстом раздела «Территория и население».

- Прочитайте первый раздел и самостоятельно, в краткой форме ответьте на вопросы: (на экране).

  1. Какие территории вошли в состав России в XVII веке?

  2. Плотность населения, численность.

  3. В каком направлении расширялась территория государства?

  4. Основной состав населения, города?

  5. Административное деление.



  • Проверка выполненной работы

  • Покажите по карте территории, которые были присоединены к России в XVII веке.

Территория расширялась за счет:

- Освоения новых земель (Сибирь).

- Присоединения Левобережной Украины.

- Население: более 10 миллионов человек.

- Плотность населения – незначительная.


Население:

- Сельское Городское (2%)

- Москва – население 200 тыс. человек


Административное деление:

- Уезды (более 200 уездов), центр - город

- Волости

- Станы

2 часть урока - составление блок - схемы «Государственное управление»

 - Ребята, вспомните, при каком царе и в каком году стали собираться Земские соборы, какую роль они играли в XVI веке, кто входил в состав Земских соборов, какие вопросы решали?



Стр 18. -  В 1549 году Иван IV повелел собрать в Москве представителей боярства, духовенства и служилых людей для обсуждения предложенных преобразований. Это был первый в истории России Земский собор — собрание представителей всех русских земель. В своем выступлении царь обвинил бояр в злоупотреблениях. Впрочем, Иван IV от гневных упрёков перешёл к делу: призвав всех к совместной работе, объявил о необходимости и начале реформ в стране.

В последующие годы на Земские соборы приглашались представители почти от всех слоев населения. Они собирались для решения наиболее важных государственных вопросов. Правда, прямых выборов на собор не происходило, его участники назначались властями.

- Как стала называться сложившаяся система управления?

На экране блок-схема: Сословно-представительная монархия.

Сословно-представительная монархия

в XVI веке


форма правления, при которой власть монарха ограничивается органами сословия









Монарх – самодержавец


Земский собор – решал особо важные государственные дела







- Однако, по мере укрепления царской власти, с середины XVII века Земские соборы собирались все реже, царская власть приобрела ничем неограниченный характер.

- В России начинается процесс становления абсолютизма - форма правления, при которой власть монарха не ограничена другими органами власти.

На экране блок-схема:

- Усилению власти самодержавия способствовали задачи (самостоятельно выписывают из учебника стр. 118

Абсолютизм XVII век.

форма правления, при которой власть монарха не ограничена другими органами власти.




Задачи:

- объединение всего общества,

-возвращение утраченных в годы Смуты земель,

- строительство масштабных оборонительных сооружений на юге,

- создание и обеспечение постоянной армии,

- организация крупной промышленности.








- В вопросах государственного управления царь советовался с Боярской думой, но состав Думы и число входивших в нее лиц определялся самим монархом.

- На экране блок – схема.

- Читаем стр.119, вместе с учениками находим нужные аргументы, сокращаем и выписываем в блок-схему (состав думы, по каким качествам попадали в Думу, вспоминаем значение слова местничество, кто из талантливых людей входил)

Боярская дума





Состав:

- состав Думы определял сам монарх,

- число лиц не было постоянным (от нескольких десятков до сотни),

- бояре попадали по знатности, а не по деловым качествам,

- на высшие должности на основе системы местничества,

- при Алексее Михайловиче в Думу входили талантливые государственные деятели: А. Л. Ордин - Нащекин, А.С. Матвеев.





Государев двор-


высшая часть дворянства


- во главе стояли самые родовитые представители знати,

-из их числа производились все назначения на важные посты в системе управления и войска.














3 часть урока – составление блок-схемы «Органы управления»


- Для укрепления царской власти развивается система приказов и укрепляется власть на местах.

-

- На экране блок – схема



Органы управления конец XVII века






Власть на местах


- сосредоточилась в руках воевод (направляли в города и уезды на 2-3 года, обеспечивали государственным жалованием)

- Воеводам подчинялись выборные из местного населения губные и земские старосты.

- Во второй половине 17 века воеводская власть постепенно подавила местное земское выборное самоуправление.


Система приказов:


- к концу XVII столетия их уже несколько десятков,

- приказ Тайных дел (был временным, занимался надзором за Боярской думой)

- Разрядный приказ

(занимался определенной областью управления)

- Поместный приказ (занимался отдельными территориями)

- Каждый приказ являлся одновременно и судом.

- Растет число приказных людей (к концу 17 века около трех тысяч)




4 часть урока - самостоятельная работа с блок – схемой «Армия»


Армия





- Регулярной армии в России в XVII веке не было.

- Основу составляло конное дворянское ополчение.

- « Служилые по Отечеству» - в мирное время жили в своих вотчинах и поместьях.

- « Служилые по прибору» - стрельцы, пушкари, составляли постоянное войско.

- «Даточные люди » - во время войны осуществляли набор из крестьян и посадского населения, в основном обслуживали войско.

- В 1630 году правительство приступило к созданию полков нового (иноземного) строя – это был прообраз будущей регулярной армии.

- Служба была пожизненной.

- В состав русского войска входили ополчения различных народов - (татар, башкир, чувашей, а так же отряды донских казаков).


  1. Этап урока – закрепление изученного материала.

- За счет каких территорий идет расширение Российского государства?

- Дайте определение понятию абсолютизм.

- Что из себя представляла структура центральной власти в XVII веке?

- Сделайте выводы о значении Думы и Земского собора в управлении страной в XVII веке.


  1. Этап урока – рефлексия.

- Что нового узнали сегодня на уроке?


  1. Этап урока – домашнее задание.


- Доделать блок-схему «Армия»

- Прочитать стр.116 – 124, ответить на вопросы (1- 2 стр. 130)

- Сообщение об А. Л.Ордин – Нащекине.

2 урок. «Экономика»


- Сообщение об А. Л.Ордин – Нащекине.

Можно разделить класс на две группы:

- 1 группа готовит сообщение разделов «Сельское хозяйство, домашние промыслы и ремесло»

- 2 группа готовит сообщение «Торговые отношения и развитие мануфактур»


  1. Сельское хозяйство составляет основу экономики.


  1. Суровые природные и климатические условия – все это оказывало отрицательное воздействие на развитие страны в целом.

  2. В XVII веке осваиваются присоединенные ранее земли, в том числе Поволжья и Сибири.

  3. Развивается дворянское землевладение.

  4. Идет процесс специализации земель в зависимости от природных условий региона:

- в Поволжье и Черноземье – зерно,

- на севере и северо-западе, верхней Волге – лен и конопля,


II. Домашние промыслы и ремесло.


  1. В Москве мастера 250 специальностей.

  2. Металлургия – в Туле и Серпухове.

  3. Деревянные изделия – в Твери, Москве, Калуге.

  4. Кожа – в Поволжье.

  5. Ювелирное дело – в Великом Устюге.

  6. Соль – в Соли – Вычегодкой, Соли – Галичской и в Прикамье.

  7. Скотоводство – в Поволжье.

  8. Меха – Сибирь.


III. Торговые отношения.

  1. Торговля связывала многие регионы страны.

  2. Большое значение приобрели ярмарки:

- Макарьевская – на Волге, у стен монастыря святого Макария,

- Ирбитская - на Урале

- Тихвинская – Тихвин

3) В 1653 году введен Таможенный Устав (единая торговая пошлина 5% с цены)

4) Торговля с Западной Европой и странами Востока, но Россия была отрезана от морей (Архангельск – единственный порт, только в течение нескольких месяцев шла навигация, играл огромную роль в торговле с Англией и Голландией).

5) С восточными странами Персия (Иран), Индия – велась торговля по Каспийскому морю через Астрахань, торговали даже с Китаем.

6) Новоторговый устав – установил высокие пошлины для купцов - иностранцев. Вывозили – в основном сырье и полуфабрикаты, а ввозили – сукно, металлы, оружие, порох.

7) Мануфактуры – крупные промышленные предприятия, основанные на ручном производстве и разделении труда:

- первые возникли в XIV веке – Пушкарский двор,

- к концу XVII века – около 30 мануфактур,

- были казенными и частными,

- много основано иностранными купцами,

- много мануфактур в металлургии (Тула),

- использовался вольнонаемный труд и принудительный труд

крестьян – приписные крестьяне.

8) Экономика страны развивалась, но в целом ее натуральный характер оставался.


- Ответы учащихся по группам, комментарии учителя, добавления.


Рефлексия.

- Какие явления в России XVΙI века дают основания говорить о наступлении Нового времени?

- Что нового узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание:

- Стр.124 – 131, прочитать ответить на вопросы (3 - 5)

- Таблица на стр.131.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!