№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Мотивация к учебной деятельности | Учитель: Повторяйте за мной: Мы внимательные! Мы умные! Мы добрые! Мы отлично учимся! Всё у нас получится. Настроились на плодотворную работу и сели | Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, рисуют настроение, делают записи в тетрадях | УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2 | Определение темы и целей урока | Екатерина Серова «Подснежник» (работа в группе) Выглянул подснежник В полутьме лесной – Маленький разведчик, Посланный весной. Пусть ещё над лесом Властвуют снега, Пусть лежат под снегом Сонные луга. Прочитайте стихотворение? Определите тему? Какие средства выразительности использует автор? Выпишите слова-эпитеты, образованные суффиксальным способом. Какие части речи выступили в роли эпитетов? (прил и прич) Какие орфограммы чаще встретились? (н-Нн) Продолжите ряд причастий с н-нн Какие орфограммы перед вами? Что объединяет их?Почему мы их так распределили? - Итак, попробуйте сформулировать тему урока (правописание Н и НН в суффиксах отглагольных и отыменных прилагательных и полных страдательных причастий) - Поставьте цели урока | Формулируют тему и цель урока, работают с оценочным листом. (Приложение) | УУД: Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование). |
3 | Актуализация знаний | -
К доске приглашаются 2 человека: -
Вставить пропущенные буквы, рассказать о правописании Н и НН в прилагательных: Серебря..ый, лебеди..ый, кожа..ый, клюкве..ый, революцио..ый. -
Определить глагол, от которого образовано прилагательное, указать его вид: Жареный, сушёный, кошеный, пуганый, посажёный ЛЗ слова !!!!!!!!!!! -
Верно-неверно -верно ли, что у причастия признаки прилагательного и глагола? ДА - у причастия 2 разряда? ДА - настоящего времени не имеет причастие? НЕТ -верно ли ,что причастия образуются только суффиксальным способом?ДА | Работают в паре, придумывают и записывают слова, а затем осуществляют проверку по слайду, оценивают работу в паре. | Регулятивные (контроль, коррекция знаний). Познавательные (наблюдение, поиск информации). |
4 | Выявление проблемы и определение пути выхода из неё. | -
Проверяем работу учащихся у доски. -
?? сравните прилагательные 1 и 2 ученика и ответьте на вопрос: от каких частей речи могут образовываться прилагательные (от существительных и глаголов). (введение понятия «отглагольные прилагательные») Да, прилагательные второй группы, образованные от глаголов так и называются «отглагольные прилагательные» -
?? Давайте теперь сравним их написание с причастиями . ?? Что вы заметили? (у прилаг. Н, у причастий НН). Можете ли сейчас объяснить это написание? Какая возникает проблема (как отличить отглагольные прилагательные от причастий, чтобы правильно писать Н или НН) Давайте наметим путь решения нашей проблемы: -
Понаблюдать за словами, -
сравнить их -
и сделать вывод. | Выполняют упр. | Познавательные (формулирование проблемы) Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняется путь решения проблемы). |
5. | Повторение темы | -
Реализация построенного проекта по группам. (Карточки-подсказки для выбора своего варианта ответа лежат на столах) Каждая группа получает задания для наблюдения. Необходимо проанализировать и сделать выводы. По ходу выводов коллективно заполняем таблицу правописания Н и НН Исследовательская работа: 1 группа. От какого глагола образовано слово? Определите вид глагола. Есть ли приставка в глаголе, от которого образовано причастие? Сделайте вывод. Решенный, вареная, брошенный, вязаный, крашеный, купленный. 2 группа. Обозначьте разницу в выделенных словах. Сделайте вывод. ломаная линия – сломанная игрушка путаный рассказ – запутанная история крашеная доска – раскрашенная картинка 3 группа. Определите разницу между парами словосочетаний. Выделите суффикс. Есть ли приставка в причастии? Сделайте вывод печеный картофель – печенный в золе картофель вяленая рыба – вяленная на солнце рыба стриженые волосы – коротко стриженные волосы 4 группа. Выделите суффиксы. Что объединяет все слова? Сделайте вывод. Маринованные огурцы, асфальтированная улица, тренированные мышцы, комбинированное платье. -
Вывод каждой группы, составление таблицы. Н | НН | если прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида (не имеющих приставок, кроме не-): вареный (варить), вязаный (вязать), крашеный (красить) | если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида: решенный (решить), брошенный (бросить), купленный (купить) | если прилагательные не имеют при себе зависимого слова: печеный картофель, вяленая рыба, стриженые волосы, квашеная капуста | если причастия образованы от приставочных глаголов: сломанная, запутанная, раскрашенный | | если причастия имеют при себе зависимое слово: печенный в золе картофель, вяленная на солнце рыба, коротко стриженные волосы, квашенная мамой капуста | | если прилагательные образованы от глаголов с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова-: Маринованные огурцы, асфальтированная улица, тренированные мышцы, комбинированное платье | | Дети участвуют в диалоге, исследуют примеры, оценивают правильность выполнения работы, делают вывод. Проверяют себя по учебнику. | Проблемная постановка темы УУД: Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняется роль окончаний в предложении). Познавательные (наблюдение, поиск информации). |
6. | Первичная проверка понимания нового материала | -
Составьте алгоритм действия при выборе Н или НН. (работа в парах) (карточки подсказки) 1 сильный ученик за доской -
Определить вид глагола, от которого образовано причастие (отглагольное прилагательное) -
Если сов. вида – пиши НН, -
Если нес.вида – посмотри, есть ли приставки или зависимое слово. -
Если да – пиши НН -
Если нет – пиши Н (кроме слов на –ова, -ева) -
В словах на –ова. –ева, - пиши НН (искл. кованый, жеваный) -
Объяснить выбор Н или НН (Корзина ) Коллективная работа. Комментированное письмо. (по 1 человеку объясняют) 1б -
Купле..ый банан 6. Нареза..ый хлеб -
Реза..ый батон 7. Сорва..ый подснежник -
Маринова..ый лук 8. Броше..ый мяч -
Поджаре..ый бекон 9. Некраше..ый забор -
В духовке пропече..ый кекс 10. Фарширова..ый перец | Составляют алгоритм действий при работе с орфограммой, комментируют выбор Н или НН. | Познавательные (анализируют примеры, выделяя нужные орфограммы) Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы) |
7. | Физминутка | Проводит физминутку. | Выполняют физминутку | |
8. | Закрепление знания | Буквенный диктант в перфокартах(пишем только Н или НН) 1Резаные овощи, 2очищенный банан, 3жаренный на костре, 4фаршированный перец, 5вареный картофель, 6испеченный пирог, 7мороженые фрукты, 8некипяченое молоко, 9замороженная рыба, 1Н, 2 НН, 3 НН, 4 НН, 5 Н, 6 НН, 7 Н, 8 Н, 9 НН, 0-5 1-2- 4 3-4-3 | Работают с примерами. Участвуют в работе с буквенным диктантом. | Коммуникативные (постановка вопроса). Работа в группах Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова) Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы) |
9. | Контроль усвоения материала | Работа с текстом «Найди ошибки и исправь» (тексты на столах) Мы вошли в лес освещеный лучами зимнего солнца. Расчищенная дорожка вела к реке. Мы часто останавливались, пораженые красотой зимнего. На заснеженой, никем не потревоженной тропе белоснежным ковром лежали сугробы. Березы покрылись серебрянным инеем, сверкающим на солнце. Очень красивы были клены, одетые в белые шубы. Задание: Как вы озаглавите текст? Какова его тема? Определить тип речи (описание), стиль (художественный). - Выписать слова с пропусками. Определить знаки препинания. -Найдите предложение с пропущенным знаком препинания. (1-е) -Выпишите его и выполните синтаксический разбор. | Работают с текстом, Самостоятельно выполняют работу. | Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) |
10. | Рефлексия | – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. -
“А” – Задания были мне были понятны, я легко справился. -
“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила. -
“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны. (Буквы лежат на столе) | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Познавательные (рефлексия деятельности) Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Личностные (самоопределение, самооценка) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) |
11.. | Домашнее задание | Выберете для себя одно наиболее понравившееся задание: -
Упр 215 2. Напишите лингвистическую сказку на тему «Почему причастие с Н перешло в разряд отглагольных прилагательных? » 3.Составьте словарный диктант из 15 словосочетаний на тему н-нн | Записывают домашнее задание | Личностные |