Тема урока: «Нашествие персидских войск на Элладу»
Класс: 5
Продолжительность занятия – 45 минут
Тип урока: комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового
материала)
Цели урока: -завершить изучение истории героической борьбы греческих полисов
с державой персов;
- показать героическую борьбу греческих полисов с державой персов
на примере ФермопИльского сражения и Саламинской битвы;
- продолжить формирование умений правильно показывать на карте
исторические объекты, работать с историческим документом,
выполнять задания индивидуально и в паре;
- воспитывать чувство патриотизма, интерес к личности Фемистокла
и Леонида, любовь и интерес к предмету история.
Задачи урока: образовательная – познакомить учащихся с переломными
событиями в истории греко-персидских войн;
развивающая – развивать картографические и хронологические
умения, умения работать с текстом документа,
анализировать материал;
воспитательная – продолжить воспитание чувства патриотизма на
примерах проявления греками героизма при
защите своей Родины.
Оборудование: Учебник А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История
Древнего мира», карточки с заданиями, карта «Древняя
Греция. V век до н.э.», презентация «Нашествие персидских
войск на Элладу», ПК, мультимедийный проектор, экран.
Новые слова: Фемистокл, триера, Коринфский перешеек, Ксеркс, Леонид,
Фермомильский проход, о.Саламин.
Слайд1
Эпиграф: Начинается урок.
Он, ребята, будет впрок.
Много предстоит узнать,
Постарайтесь всё понять!
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята.
Слайд 2. Сегодня мы отправимся в морское путешествие в историю Древнего мира на военном корабле- триера. Вы готовы к путешествию? (Да)
Вперёд (звонок)
II. Актуализация знаний.
Слайд 3. Ребята, у каждого на парте лежат пронумерованные рабочие листы и корабельный журнал. В корабельный журнал выставляем полученные баллы за работу в рабочих листах. Рабочий лист №1-«карта навигации» . В карту вы должны записывать дату, сражение и результаты сражения, мимо которых будем проплывать.
Слайд 4.На горизонте вижу первую остановку- Марафонская битва. Первое сражение. Вы уже познакомились с этой битвой на прошлом уроке. Поэтому закрепим раннее полученные знания по данной теме в виде теста. Берём рабочий лист №2 и решаем тест, после того как выполните, поменяйтесь с соседом своими знаниями (листами), проверьте и оцените работу!
Слайд 5. Тест (Рабочий лист №2)
«Победа греков над персами в Марафонской битве»
1. Главными врагами греков в V веке до н.э. были:
А) дорийцы В) персы
Б) ассирийцы Г) русские
2. Какой персидский царь задумал подчинить себе Грецию:
А) Дарий II В) Дарий I
Б) Хаммурапи Г) Кир
3. В каком году произошла знаменитая Марафонская битва:
А) в 469 г. до н.э. В) в 490 г. до н.э.
Б) в 479 г. до н.э. Г) в 480 г. до н.э.
4. Какое слово в греческом языке означает «военачальник»:
А) атлет В) стратег
Б) архонт Г) ареопаг
5. Какой город отважился на борьбу с персами и прислал на
подмогу Афинам тысячу воинов:
А) Фивы В) Спарта
Б) Платеи Г) Коринф
6. Как звали афинского стратега в Марафонской битве:
А) Феаген В) Милон
Б) Мильтиад Г) Полидам
7. Построение греческого войска называется:
А) туменом В) легионом
Б) фалангой Г) клином
8. Итог битвы при Марафоне:
А) персы победили
Б) персы перестали считаться непобедимыми
В) гибель персидского флота
Г) отказ персов от завоевания греческих земель
Слайд 6. Ответы: 1- В, 2- В, 3- В, 4- В, 5- Б, 6-Б, 7- Б, 8- Б.
Заполнили «Карту навигации», а теперь отправляемся дальше в путь. Держим курс на получение новых знаний.
III. Изучение новой темы.
Благодаря своему мужеству, храбрости, силе воли греки одержали победу над персами в Марафонской битве, развеялся миф о непобедимости персов. Как вы думаете персы приняли своё поражение или нет? Может быть они с новыми силами решат напасть на Элладу?» (Да, они решили продолжить нападение на Грецию и её города)
Слайд 7. Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Тема урока: «Нашествие персов на Элладу»)
План урока
1. Подготовка эллинов к новой войне, вторжение персов в Элладу.
2. Бой в Фермопильском ущелье.
3. Саламинское сражение.
Слайд 8. Обратите внимание на экран. Перед вами учебная задача, на которую вы должны найти ответ в течение нашего путешествия и ответить в конце урока.
Учебная задача: Почему маленькая Греция смогла одержать победу над Персидской державой?
Слайд 9. Следующая остановка – Эллада
Афиняне гордились победой в Марафонской битве. Но впереди были новые бои с персами. Это понимали лишь некоторые, и среди них был Фемистокл- вождь демоса. Слайд 10. Под его руководством греки вновь начали готовиться к войне. Фемистокл выступил в народном собрании и убедил всех в том, что опорой демократии является флот. Афиняне прислушались к его мнению и за короткий срок построили 200 триер. (Триера –мелкосидящий корабль с тремя рядами вёсели и парусами)
Паруса играли вспомогательную роль, их убирали перед боем. Скорость развивала18 км/ч. Была подвижна, способна делать резкие повороты, проходить через узкие проливы, не сев на мель и не задев подводных камней. На таком судне было 180 гребцов из афинских бедняков. Фемистокол также убедил греков в том, что для борьбы с персами нужно объединиться. 30 греческих государств создали союз, чтоб обороняться от персов. Слайд 11. И вот в 480г. до н.э. сын Дария Ксеркс повёл свои войска на Элладу. Узкий пролив Геллиспонт отделял Европу от Азии. Здесь Ксеркс приказал построить мост, но поднялась буря и мост был разрушен. В гневе Ксеркс приказал отрубить головы строителям моста, а сам приказал построить новый мост. По новому мосту персы семь суток переправлялись на противоположный берег. А это время греки занимались своими делами.
Слайд 12. Следующая остановка по курсу- ФермопИльское ущелье. Второе сражение.
Здесь будем работать с историческим документом- рабочий лист № 3. Группами по 4 человека. Вам нужно прочитать документ, посовещаться друг с другом и ответить на вопрос. (Поделить вопросы по группам)
Слайд 13. Огромное персидское войско вторглось на территорию Северной Греции. Серьёзное столкновение с неприятелем произошло у греков в 480 году до нашей эры в Фермопильском проходе, который отделял Северную Грецию от Средней Греции. Объединённое греческое войско возглавил спартанский царь Леонид. Греки заняли Фермопильское ущелье и преградили путь персам. Ксеркс послал в лобовую атаку главные силы персидского войска, но греки не отступали. Персы понесли большие потери. Ксеркс трижды вскакивал с трона в страхе за своё войско. Все попытки персов овладеть Фермопильским ущельем кончались неудачей. На третий день к Ксерксу пришёл местный житель и за награду показал обходную тропу. Ксеркс обрадовался и послал своих воинов в тыл грекам – защитникам Фермопил. Эллины заметили идущий вражеский отряд. Царь Леонид приказал всем отступать, а сам вместе с 300 спартанцами остался прикрывать отход греческих отрядов. 300 спартанцев в бою с персами проявили мужество и героизм. Спартанцы с царём Леонидом сражались до тех пор, пока не погибли все. Завладев Фермопилами, персы двинулись в Среднюю Грецию.
Слайд 14. Вопросы:
1группа. Кто возглавил греческое войско, преградившее путь персам в ФермопИльском ущелье? (царь Леонид)
2 группа. Почему персам удалось победить греков в ФермопИльском ущелье? (Потому что к Ксерксу пришел местный житель и за награду показал обходную тропу, ведущую через горы в тыл защитникам Фермопил)
3группа. Какой подвиг совершили 300 спартанцев? ( Царь Леонид остался с тремястами спартанцами на верную смерть, в то время как основному войску приказал отступать, прикрывая их)
4группа. Каковы итоги этого сражения? (Подвиг трёхсот спартанцев спас греческое войско от разгрома, но победа была за персами)
Молодцы справились с заданием.
Физминутка
Слайд 15. Курс держим на остров Саламин. Третье сражение.
Фильм. На этом острове мы посмотрим отрывок из фильма «Саламинское сражение» и ответим на вопросы. Внимание на экран.
Так закончилось Саламинское сражение. Ксеркс, потеряв надежду победить, оставил в Греции часть своей армии, а сам возвратился в Азию.
Слайд 16. А греки, чей флот теперь господствовал в прибрежных водах Аттики, собрали новые армии и вскоре в 479 году до н.э. нанесли персам ещё сокрушительное поражение в битве при Платеях. Греки в тяжёлой борьбе отстояли свою независимость, спасли Родину от врага. Эта была последняя битва в нашем путешествии, заполняем последнюю строку «Карты навигации». Давайте её проверим и оценим. Слайд 17.
Карта навигации «Греко-персидские войны»
Дата | Сражение | Результаты сражения |
490 г. до н. э. 480 г. до н. э. 480 г. до н. э. 479 г. до н. э | Марафонская битва Бой в Фермопильском ущелье Саламинское сражение Битва при Платеях | Победа греков Победа персов Победа греков Победа греков |
IV. Закрепление изученного на уроке.
Хоть немножечко устали,
Силу знаний показали,
Ну, ещё один шажок,
Закрепим мы урок.
Слайд 18.Для этого нам понадобится рабочий лист №4. Перед вами текст с пропущенными словами. Необходимо вписать за место пропусков слова и даты. После того как выполните, поменяйтесь с соседом своими рабочими листами, проверьте и оцените работу!
Марафонская битва была в_______ году до н.э. Битва завершилась победой______________ войска.
В Фермопильском ущелье в _______ году до н.э. Битва завершилась победой______________ войска.
В Саламинском проливе в_______ году до н.э. афинским флотом командовал стратег ______________.
Слайд 19. В начале нашего путешествия была поставлена учебная задача:
Почему Греция - небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств - сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (доблесть и мужество греков;
Объединение сил в борьбе с персами (создание союза)
Талант греческих стратегов
Преимущество греческого флота, природных условий)
Кто сможет ответить?
Молодцы! На этом наше путешествие заканчивается и урок тоже подходит к концу, оцените, пожалуйста свою работу на уроке.
V. Рефлексия Слайд 20.
Сегодня на уроке
я узнал…………………….
мне понравилось…………
для меня было трудно……
мне было интересно………
мне запомнилось………….
меня удивило……………...
В своём корабельном журнале суммируйте все заработанные вами баллы и переведите в оценку. Слайд 21
Оценки за урок я поставлю в журнал. А сейчас откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. Каждый из вас выберет себе домашнее задание по уровню сложности.
VI. Домашнее задание: Слайд 22
I уровень: пересказ П.35; вопросы к параграфу, выучить таблицу- карту навигации (приклеить в тетрадь)
II уровень: написать рассказ от имени грека о любой битве (по выбору)
Слайд 23. Ребята спасибо за внимание, мне понравился наш сегодняшний урок и ваша работа.