СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме «Нашествие персидских войск на Элладу».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме «Нашествие персидских войск на Элладу».»

Тема урока: «Нашествие персидских войск на Элладу»

Класс: 5

Продолжительность занятия – 45 минут

Тип урока: комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового

материала)

Цели урока: -завершить изучение истории героической борьбы греческих полисов

с державой персов;

- показать героическую борьбу греческих полисов с державой персов

на примере ФермопИльского сражения и Саламинской битвы;

- продолжить формирование умений правильно показывать на карте

исторические объекты, работать с историческим документом,

выполнять задания индивидуально и в паре;

- воспитывать чувство патриотизма, интерес к личности Фемистокла

и Леонида, любовь и интерес к предмету история.

Задачи урока: образовательная – познакомить учащихся с переломными

событиями в истории греко-персидских войн;

развивающая – развивать картографические и хронологические

умения, умения работать с текстом документа,

анализировать материал;

воспитательная – продолжить воспитание чувства патриотизма на

примерах проявления греками героизма при

защите своей Родины.

Оборудование: Учебник А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История

Древнего мира», карточки с заданиями, карта «Древняя

Греция. V век до н.э.», презентация «Нашествие персидских

войск на Элладу», ПК, мультимедийный проектор, экран.

Новые слова: Фемистокл, триера, Коринфский перешеек, Ксеркс, Леонид,

Фермомильский проход, о.Саламин.

Слайд1

Эпиграф: Начинается урок.

Он, ребята, будет впрок.

Много предстоит узнать,

Постарайтесь всё понять!

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята.

Слайд 2. Сегодня мы отправимся в морское путешествие в историю Древнего мира на военном корабле- триера. Вы готовы к путешествию? (Да)

Вперёд (звонок)

II. Актуализация знаний.

Слайд 3. Ребята, у каждого на парте лежат пронумерованные рабочие листы и корабельный журнал. В корабельный журнал выставляем полученные баллы за работу в рабочих листах. Рабочий лист №1-«карта навигации» . В карту вы должны записывать дату, сражение и результаты сражения, мимо которых будем проплывать.

Слайд 4.На горизонте вижу первую остановку- Марафонская битва. Первое сражение. Вы уже познакомились с этой битвой на прошлом уроке. Поэтому закрепим раннее полученные знания по данной теме в виде теста. Берём рабочий лист №2 и решаем тест, после того как выполните, поменяйтесь с соседом своими знаниями (листами), проверьте и оцените работу!

Слайд 5. Тест (Рабочий лист №2)

«Победа греков над персами в Марафонской битве»

1. Главными врагами греков в V веке до н.э. были:

А) дорийцы В) персы

Б) ассирийцы Г) русские

2. Какой персидский царь задумал подчинить себе Грецию:

А) Дарий II В) Дарий I

Б) Хаммурапи Г) Кир

3. В каком году произошла знаменитая Марафонская битва:

А) в 469 г. до н.э. В) в 490 г. до н.э.

Б) в 479 г. до н.э. Г) в 480 г. до н.э.

4. Какое слово в греческом языке означает «военачальник»:

А) атлет В) стратег

Б) архонт Г) ареопаг

5. Какой город отважился на борьбу с персами и прислал на

подмогу Афинам тысячу воинов:

А) Фивы В) Спарта

Б) Платеи Г) Коринф

6. Как звали афинского стратега в Марафонской битве:

А) Феаген В) Милон

Б) Мильтиад Г) Полидам

7. Построение греческого войска называется:

А) туменом В) легионом
Б) фалангой Г) клином

8. Итог битвы при Марафоне:

А) персы победили

Б) персы перестали считаться непобедимыми
В) гибель персидского флота
Г) отказ персов от завоевания греческих земель

Слайд 6. Ответы: 1- В, 2- В, 3- В, 4- В, 5- Б, 6-Б, 7- Б, 8- Б.

Заполнили «Карту навигации», а теперь отправляемся дальше в путь. Держим курс на получение новых знаний.

III. Изучение новой темы.

Благодаря своему мужеству, храбрости, силе воли греки одержали победу над персами в Марафонской битве, развеялся миф о непобедимости персов. Как вы думаете персы приняли своё поражение или нет? Может быть они с новыми силами решат напасть на Элладу?» (Да, они решили продолжить нападение на Грецию и её города)

Слайд 7. Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Тема урока: «Нашествие персов на Элладу»)

План урока

1. Подготовка эллинов к новой войне, вторжение персов в Элладу.
2. Бой в Фермопильском ущелье.
3. Саламинское сражение.



Слайд 8. Обратите внимание на экран. Перед вами учебная задача, на которую вы должны найти ответ в течение нашего путешествия и ответить в конце урока.
Учебная задача: Почему маленькая Греция смогла одержать победу над Персидской державой?

Слайд 9. Следующая остановка – Эллада

Афиняне гордились победой в Марафонской битве. Но впереди были новые бои с персами. Это понимали лишь некоторые, и среди них был Фемистокл- вождь демоса. Слайд 10. Под его руководством греки вновь начали готовиться к войне. Фемистокл выступил в народном собрании и убедил всех в том, что опорой демократии является флот. Афиняне прислушались к его мнению и за короткий срок построили 200 триер. (Триера –мелкосидящий корабль с тремя рядами вёсели и парусами)

Паруса играли вспомогательную роль, их убирали перед боем. Скорость развивала18 км/ч. Была подвижна, способна делать резкие повороты, проходить через узкие проливы, не сев на мель и не задев подводных камней. На таком судне было 180 гребцов из афинских бедняков. Фемистокол также убедил греков в том, что для борьбы с персами нужно объединиться. 30 греческих государств создали союз, чтоб обороняться от персов. Слайд 11. И вот в 480г. до н.э. сын Дария Ксеркс повёл свои войска на Элладу. Узкий пролив Геллиспонт отделял Европу от Азии. Здесь Ксеркс приказал построить мост, но поднялась буря и мост был разрушен. В гневе Ксеркс приказал отрубить головы строителям моста, а сам приказал построить новый мост. По новому мосту персы семь суток переправлялись на противоположный берег. А это время греки занимались своими делами.

Слайд 12. Следующая остановка по курсу- ФермопИльское ущелье. Второе сражение.

Здесь будем работать с историческим документом- рабочий лист № 3. Группами по 4 человека. Вам нужно прочитать документ, посовещаться друг с другом и ответить на вопрос. (Поделить вопросы по группам)

Слайд 13. Огромное персидское войско вторглось на территорию Северной Греции. Серьёзное столкновение с неприятелем произошло у греков в 480 году до нашей эры в Фермопильском проходе, который отделял Северную Грецию от Средней Греции. Объединённое греческое войско возглавил спартанский царь Леонид. Греки заняли Фермопильское ущелье и преградили путь персам. Ксеркс послал в лобовую атаку главные силы персидского войска, но греки не отступали. Персы понесли большие потери. Ксеркс трижды вскакивал с трона в страхе за своё войско. Все попытки персов овладеть Фермопильским ущельем кончались неудачей. На третий день к Ксерксу пришёл местный житель и за награду показал обходную тропу. Ксеркс обрадовался и послал своих воинов в тыл грекам – защитникам Фермопил. Эллины заметили идущий вражеский отряд. Царь Леонид приказал всем отступать, а сам вместе с 300 спартанцами остался прикрывать отход греческих отрядов. 300 спартанцев в бою с персами проявили мужество и героизм. Спартанцы с царём Леонидом сражались до тех пор, пока не погибли все. Завладев Фермопилами, персы двинулись в Среднюю Грецию.


Слайд 14. Вопросы:

1группа. Кто возглавил греческое войско, преградившее путь персам в ФермопИльском ущелье? (царь Леонид)

2 группа. Почему персам удалось победить греков в ФермопИльском ущелье? (Потому что к Ксерксу пришел местный житель и за награду показал обходную тропу, ведущую через горы в тыл защитникам Фермопил)

3группа. Какой подвиг совершили 300 спартанцев? ( Царь Леонид остался с тремястами спартанцами на верную смерть, в то время как основному войску приказал отступать, прикрывая их)

4группа. Каковы итоги этого сражения? (Подвиг трёхсот спартанцев спас греческое войско от разгрома, но победа была за персами)

Молодцы справились с заданием.

Физминутка

Слайд 15. Курс держим на остров Саламин. Третье сражение.

Фильм. На этом острове мы посмотрим отрывок из фильма «Саламинское сражение» и ответим на вопросы. Внимание на экран.

Так закончилось Саламинское сражение. Ксеркс, потеряв надежду победить, оставил в Греции часть своей армии, а сам возвратился в Азию.

Слайд 16. А греки, чей флот теперь господствовал в прибрежных водах Аттики, собрали новые армии и вскоре в 479 году до н.э. нанесли персам ещё сокрушительное поражение в битве при Платеях. Греки в тяжёлой борьбе отстояли свою независимость, спасли Родину от врага. Эта была последняя битва в нашем путешествии, заполняем последнюю строку «Карты навигации». Давайте её проверим и оценим. Слайд 17.

Карта навигации «Греко-персидские войны»

Дата

Сражение

Результаты сражения

  1. 490 г. до н. э.

  2. 480 г. до н. э.

  3. 480 г. до н. э.

  4. 479 г. до н. э

Марафонская битва

Бой в Фермопильском ущелье

Саламинское сражение

Битва при Платеях

Победа греков

Победа персов

Победа греков

Победа греков

IV. Закрепление изученного на уроке.

Хоть немножечко устали,

Силу знаний показали,

Ну, ещё один шажок,

Закрепим мы урок.

Слайд 18.Для этого нам понадобится рабочий лист №4. Перед вами текст с пропущенными словами. Необходимо вписать за место пропусков слова и даты. После того как выполните, поменяйтесь с соседом своими рабочими листами, проверьте и оцените работу!

Марафонская битва была в_______ году до н.э. Битва завершилась победой______________ войска.

В Фермопильском ущелье в _______ году до н.э. Битва завершилась победой______________ войска.

В Саламинском проливе в_______ году до н.э. афинским флотом командовал стратег ______________.


Слайд 19. В начале нашего путешествия была поставлена учебная задача:

  1. Почему Греция - небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств - сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (доблесть и мужество греков;

Объединение сил в борьбе с персами (создание союза)

Талант греческих стратегов

Преимущество греческого флота, природных условий)

Кто сможет ответить?

Молодцы! На этом наше путешествие заканчивается и урок тоже подходит к концу, оцените, пожалуйста свою работу на уроке.

V. Рефлексия Слайд 20.

Сегодня на уроке
я узнал…………………….

мне понравилось…………
для меня было трудно……
мне было интересно………
мне запомнилось………….

меня удивило……………...

В своём корабельном журнале суммируйте все заработанные вами баллы и переведите в оценку. Слайд 21

Оценки за урок я поставлю в журнал. А сейчас откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. Каждый из вас выберет себе домашнее задание по уровню сложности.

VI. Домашнее задание: Слайд 22

I уровень: пересказ П.35; вопросы к параграфу, выучить таблицу- карту навигации (приклеить в тетрадь)

II уровень: написать рассказ от имени грека о любой битве (по выбору)


Слайд 23. Ребята спасибо за внимание, мне понравился наш сегодняшний урок и ваша работа.