- познакомить ребят с условиями выбора гласной перед н в полных и кратких страдательных причастиях;
- повторить правописание причастий.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организационный момент. | Один поэт сказал: «Считай, ты потерял день, в какой не улыбнулся». А чтобы он не был потерянным, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, мысленно пожелайте успехов. Успех – это: У - умение учиться и работать С - сотрудничество П - преодоление трудностей Е – единство Х - хорошее настроение Все эти составляющие необходимы для нашего урока. Я вам желаю хорошего настроения, улыбок и успеха. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут находчивость, внимание и смекалка. Сегодня мы с вами продолжаем увлекательное путешествие по стране Морфология – одной из самых красивых и богатых стран в мире. | Приветствуют учителя | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и знаний и деление на группы смешанного состава. Проверить уровень полученных ранее знаний по теме | Каково грамматическое значение причастия? Обозначает признак предмета по действию Какие признаки глагола есть у причастия? Вид, время, возвратность Какие признаки прилагательного есть у причастия? Род, число, падеж Какова синтаксическая роль причастий? Полные причастия – определения, краткие – сказуемое У вас на столах лежат схемы, посмотрите на них. Об образовании какой части речи они говорят? Подберите из предложенных слов примеры к вашей схеме. А теперь объединитесь в группы по цвету ваших карточек. (на карточках разного цвета записаны причастия : желтые – дейс. Наст.вр, красн – страд. Прош вр., зеленые- стр. наст. Вр., синие – дейст. Пр.вр.) Работа у доски (индивидуально) Помните сказку про Золушку? Какое задание дала ей злая мачеха, уезжая на бал? Сегодня я буду в роли этой мачехи. Распредели причастия в указанные корзины Слышимый, выстоявший, решающий,, изучаемый, роющий, защищаемый, строивший, читаемый, вылетевший, кормящий, движимый, тающий, решающий, гонящий, ненавидящий, терпящий, слышавший. Пока Золушка занята своими делами, вы в своей группе образуйте от данных глаголов причастия в соответствии с предложенными схемами Создать, засеять, построить увидеть.(фронтальная проверка) Проверяют задание Золушка представители соответствующих групп | Мозговой штурм Один ученик у доски. Выполняют работу в тетрадях | Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. Проверка функциональной читательской грамотности | Карточки какого цвета у нас остались? Как вы думаете, о каких причастиях мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Посмотрите на таблицу. - Как бы вы назвали тему урока? (Образование страдательных причастий прошедшего времени) - Какую цель для себя поставите?(1. Научиться образовывать страдательные причастия прошедшего времени;Узнать условия выбора гласной в страдательных причастиях прошедшего времени;Научиться употреблять в речи страдательные причастия прошедшего времени. Запись числа и темы урока От данных глаголов Создать, засеять, построить увидеть образуйте страдательные причастия прошедшего времени Как образуются причастия прошедшего времени? От чего зависит их образование? (Таблица на доске) А какую гласную мы напишем? Достаточным ли количеством знаний мы обладаем? Где мы можем пополнить свой запас знаний? Работа с учебником. Открываем учебник на стр.. 135 и с помощью основного теоретического материала восстанавливаем текст. А сейчас каждая группа получит свое задание. Зеленые. Посмотрите на текст и попробуйте его восстановить, пользуясь материалами учебника. Чтобы образовать страдательные причастия прошедшего времени, нужно выделить основу… или основу… и добавить суффикс…, если основа заканчивается на…, или суффикс…, если основа заканчивается на…, или суффикс…, если основа заканчивается на… - Вывод: от чего зависит написание гласной у страдательных причастий прошедшего времени? -Желтые. Составьте по аналогии с вашими, пользуясь материалами учебника, схему образования страдательных причастий прошедшего времени на ноутбуке. Синие. Составьте по аналогии с вашими, пользуясь материалами учебника, схему образования страдательных причастий прошедшего времени, используя бумажные геометрические фигуры. - А теперь от данных глаголов, пользуясь схемой, образуйте страдательные причастия прошедшего времени. - Какие гласные перед НН написали? Проверяем. Кто допустил ошибки? - Молодцы, кто справился с заданием и выполнил верно. | Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока Работают с деформированным текстом... | Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
4. Изучение нового материала. Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать | Работа по учебнику. - Как будем рассуждать, применяя данное правило? Работа с упражнением 184 – комментированное письмо. Обратите внимание на рубрику « Говорим правильно». Прочитайте слова, обращая внимание на орфоэпические пометки. Запомните их произношение. | Учащиеся работают по учебнику, проверяют полученные знания | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь умение соотносить свои действия с планируемым результатом. |
5. Физминутка. | Организует смену деятельности. - Давайте отдохнем и проверим, как вы умеете отличать прилагательные от причастий. Итак, прилагательные – работают руки, причастия – работают ноги. Кожаный пиджак (р) , иллюстрированный журнал(н), полосатый шарф(р), хорошее желание (р) , медлительная походка(р), желеющие листья (н), улыбающееся солнышко (н) | Выполняют физкультминутку | Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний. Проверка функциональной читательской грамотности. | Самостоятельная работа с взаимопроверкой Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. Просмотр…нный альбом; задерж…нный на работе; наполн…нный сосуд; взвеш…нный товар; запачк…ный грязью; усе…нное поле; застрел…нный в упор; рекомендов…нная литература; слыш…нная когда-то сказка; купл…нная в магазине вещь; располож…нные рядом дома; изобрет…нный прибор Обменяйтесь работами и выполните проверку. Нет ошибок – 5 1-2 ошибки -4 3-4 ошибки – 3 5 ощибок - 2 Работа с текстом. Упр 189 Попробуем прочитать текст. Почему не получается? Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени и прочтите текст. Определите стиль речи, тип речи, тему и основную мысль текста. Тест по теме с самопроверкой | Работают с текстом. От данных глаголов образуют страдательные причастия прошедшего времени. Выполняют тестовые задания | Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им . Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей, умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения извлечение необходимой информации из текст |
7. Готовимся к ОГЭ | | Вставляют пропущенные буквы Определяют границы причастного оборота Находят грамматические ошибки | Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им . Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей, умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения извлечение необходимой информации из текст |
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке | - Что нового вы узнали на уроке? - Как определить какую гласную писать п еред -н- в полных и кратких страдательных причастиях? - Чему научились? | Решают тест, проверяют по ключу Обсуждение того, что узнали на уроке, чему научились. | Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке | Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн» | Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание. | Параграф 24 учить. Упр 189 задание 3 | Записывают д.з. в дневник | Регулятивные: принимают учебную задачу |