Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Савченская основная общеобразовательная школа


Подготовил:
учитель математики
Потапова А.А.
Дата: 22.02.2018
План урока
Время: 950 – 1030
Класс: 5 класс
Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Вид урока: урок-совершенствование.
Учебно-методическое обеспечение:
Математика 5 класс С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.
Математика. 5 класс. Дидактические материалы. К учебнику С.М. Никольского
Тесты по математике. 5 класс. К учебнику Никольского С.М. «Математика. 5 класс».
Математика. 5 класс. Электронное приложение к учебнику С.М. Никольского.
Раздаточный материал.
Программное обеспечение урока: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектор, Microsoft PowerPoint 2010.
Формы, применяемые на уроке: индивидуальная, фронтальная, с использованием ИКТ.
Методы, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические.
Цели:
Образовательные:
приобщить обучающихся к разнообразным формам и методам повторения материала;
контроль и оценка знаний, умений и навыков, обобщение и систематизация знаний обучающихся по темам, связанных с основным свойством дроби и приведением дробей к новому знаменателю;
Развивающие:
развивать внимание, зрительную память, логическое мышление, математическую речь, смекалку, умение самооценивать и анализировать свои ошибки;
развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;
Воспитательные:
воспитывать активность стремления к учебе, уважение друг к другу;
формирование умения осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль;
формирование умения рационально планировать работу;
формирование представления о компьютере как о средстве обучения.
воспитание организованности, сосредоточенности, внимательности, положительного отношения к учёбе;
расширение общего кругозора.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявить интерес к повторению изученных тем;
- проявить желание применить на практике свои знания;
- уметь излагать свои мысли;
- адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Метапредметные:
• Познавательные УУД:
- продолжить формирование умения находить НОД, НОК, часть от целого, целое, зная его часть и приводить дроби к общему знаменателю.
• Регулятивные УУД:
- самостоятельно ставить новые учебные задачи с помощью вопросов о неизвестном;
- выполнять учебные задания в соответствии с целью;
- соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом, планировать собственную деятельность.
• Коммуникативные УУД:
- умение формулировать высказывание, мнение;
- умение обосновывать и отстаивать свое мнение;
- согласовывать позиции с классом/учителем и находить общее решение;
- грамотно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные:
- закрепить знания, умения и навыки, связанные с основным свойством дроби, сокращением дробей и приведением дробей к новому знаменателю;
Структура урока систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Организационный момент
Актуализация знаний и фиксирование затруднений
Создание плана по разрешению затруднений
Реализация выбранного плана
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Исследовательская работа
Этап рефлексии
Итоги урока
Ход урока
Организационный момент (1 мин)
Вступление учителя: эмоциональный настрой, мотивация учащихся.
- Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Все ли готовы к уроку?
Обучающиеся отвечаю на вопрос.
-Открываем тетради, подписываем число, классная работа.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений (10 мин)
- Сегодня, как Вы уже знаете, у нас необычный урок. Поэтому я пригласила Валерию. Сегодня она будет Вашим старшим помощником, независимым экспертом. Кроме того, она подготовила для нас сюрприз, который тесно связан с темой урока, но это позже, а сейчас давайте вспомним то, что мы изучали на прошлых уроках. Что мы изучали?
Обучающиеся отвечаю на вопрос.
(Понятие дроби. Равенство дробей. Задачи на дроби. Приведение дробей к общему знаменателю).
- Давайте посмотрим, как это было. (Видеоролик)
- Сегодня на уроке мы попробуем, вспомним все, что проходили ранее, вытащим из тайников нашей памяти все ценное и расшевелим мозговые извилинки, решая интересные задания.
(Слайд № 3 - «План урока»)
Учитель обсуждает план урока с классом.
А сейчас давайте посмотрим фрагмент из мультфильма «Апельсин».
- Какой фрукт делили звери? (Апельсин)
- Из чего он состоит? (Из долек)
- Сколько разных зверей делили апельсин (5)
(еж, чиж, утята, котята и бобр)
(Слайд №4)
Задание №1. Записать какая часть апельсина досталась каждому из зверей.
Задание №2. Используя основное свойство дробей, объясните, почему верно равенство.
а)
=
; б)
=
; в)
=
;
г)
=
; д)
=
; е)
=
.
Задание №3. Решите задачи:
а) В книге 160 страниц. Вика прочитала
книги. Сколько страниц прочитала Вика?
б) В кассе было 450 рублей. Сколько денег осталось в кассе, когда истратили
всех денег?
(Слайд №5)
Задание №4. Найдите:
а)
от 80; б)
от 60; в)
от 77;
г)
от 24; д)
от 18; е)
от 16.
Задание №5. Привести к наименьшему общему знаменателю дроби:
а)
и
; б)
и
; в)
и
;
г)
и
; д)
и
; е)
и
.
Выполнить проверку. Учитель контролирует процесс.
Результаты внести в лист самооценки
Создание плана по разрешению затруднений (3 мин)
(Слайд № 6)
Если возникли трудности с выполнением заданием №1 необходимо повторить теоретический материал п. 4.1 на страницах 163-165 и повторно закрепить материал на практике путем решения заданий. (Слайд № 14)
Если возникли трудности с выполнением заданием №2 необходимо повторить теоретический материал п. 4.2 на страницах 168-170 и повторно закрепить материал на практике путем решения заданий. (Слайд № 15)
(Слайд № 7)
Если возникли трудности с выполнением заданий № 4 и №5, необходимо повторить теоретический материал п. 4.3 на страницах 173 – 174 и повторно закрепить материал на практике путем решения задач. (Слайд № 17)
Если возникли трудности с выполнением задания № 5, необходимо повторить теоретический материал п. 4.4. на страницах 177-178 и повторно закрепить материал на практике путем решения заданий. (Слайд № 19)
Реализация выбранного плана (7 мин)
(Слайд № 14)
Повторение темы «Понятие дроби»
– обыкновенная дробь
-
Задание 1. Определите, какая часть фигуры закрашена?
а) б) в)
г) д) е)
Задание 2. Определите, какая часть фигуры не закрашена?
(Слайд № 15)
Повторение темы «Равенство дробей»
Основное свойство дроби:
Если числитель и знаменатель умножить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.
Если числитель и знаменатель дроби имеют общий множитель, то дробь можно сократить на этот множитель, т.е. разделить на него и числитель, и знаменатель. Получится равная ей дробь.
Если числитель делится на знаменатель, то дробь равна частному от деления числителя на знаменатель.
(Слайд № 16)
Задание 1.Вставьте число, чтобы равенство было верным
= 
а) 4; б) 1; в) 6; г) 8.
Задание 2. Используя основное свойство дробей, объясните, почему верно равенство.
а)
; б)
; в)
;
г)
; д)
; е)
.
Задание 3. Найдите дробь с числителем 25, равную 
(Слайд № 17)
Повторение темы «Задачи на дроби»
Правило 1.
Если часть целого выражена дробью, то чтобы найти эту часть, можно целое разделить на знаменатель и результат умножить на ее числитель.
Правило 2.
Если часть искомого целого выражена дробью, то, чтобы найти это целое, можно данную часть разделить на числитель дроби и результат умножить на ее знаменатель.
(Слайд № 18)
Задание 1. Урок длится 40 минут. На решение задач затратили 2/8 урока. Сколько времени осталось?
Задание 2. В вазе лежат 15 фруктов, из них 4 банана, 5 апельсинов и 6 мандаринов. Какую часть составляют бананы от всех фруктов?
Задание 3. На ветке сидели воробьи. Когда третья часть воробьев улетела, то их осталось 6. Сколько воробьев было на ветке первоначально?
(Слайд № 19)
Повторение темы «Приведение дробей к общему знаменателю»
Правило:
Чтобы привести дроби к общему знаменателю, надо:
а) подобрать наименьший общий знаменатель или найти НОК для знаменателей;
б) найти для каждой дроби дополнительный множитель (разделить наименьший общий знаменатель на знаменатели данных дробей);
в) умножить числитель и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный множитель.
(Слайд № 20)
Задание 1. Приведите к наименьшему общему знаменателю пары дробей:
а)
и
; б)
и
; в)
и
; г)
и
.
Задание 2.
а) привести дробь
к знаменателю 60;
б) привести дробь
к знаменателю 10;
в) привести дробь
к знаменателю 44.
Задание 3. Приведите дроби к общему знаменателю
а)
и
; б)
и
; в)
и
; г)
и
.
(Слайд № 8)
Физкультминутка (1 мин)
Если дроби сократимы - хлопают в ладоши, если нет – топают ногами.
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.
(Слайд № 9)
Самостоятельная работа с проверкой по эталону (5 мин)
Задание № 6. Сократите дроби:
а)
; б)
; в)
; г)
; д)
; е)
.
Задание №7. Решите задачу:
Миша прочитал 56 страниц книги, что составляет
всей книги. Сколько страниц в книге?
Задание № 8. Выберите дробь, равную 
а)
; б)
; в)
; г)
; д)
.
Задание №9.
а) привести дробь
к знаменателю 45;
б) приведите дробь
к знаменателю 28;
в) привести дробь
к знаменателю 9.
(см. Приложение 1)
(Слайд № 10)
После выполнения заданий, выполнить проверку. Учитель контролирует процесс.
Результаты внести в лист самооценки
Исследовательская работа (5 мин)
- На уроках математики часто рассматриваются примеры с обыкновенными дробями. Но мне захотелось рассказать Вам немного больше, а именно, чтобы Вы узнали историю возникновения обыкновенных дробей, а также где и как используются дроби в нашей жизни.
Слово Валерии.
Выступление Куравкиной Валерии (см. Приложение 2).
- Изучив историю возникновения дробей, и определив области применения дробей, надеюсь, Вы узнали много нового и интересного.
- Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. Старайтесь, как можно реже «попадать в дроби».
(Слайд № 11)
- Открываем дневники, записываем домашнее задание: повторить п.4.1 - 4.4, задания на листочке (см. Приложение 3).
Дети записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы.
Рефлексия (2 мин)
- Сегодня на уроке вы все хорошо работали. Молодцы! Вы узнали что – то новое для себя? Теперь я и хочу узнать: было ли вам интересно, что Вам понравилось на уроке и хорошо ли вы усвоили урок? А также:
Достигли ли мы поставленной цели?
Все ли пункты плана урока мы успели выполнить?
Что Вы сегодня узнали?
Что было интересно, а что не очень?
Ученики отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, мысли.
- Оцените, пожалуйста, свой вклад в работу класса, используя лист самооценки (см. Приложение 4).
Учитель дает качественную характеристику класса. Оценивает работу каждого ученика. Выставление оценок.
Итоги урока (1 мин)
(Слайд № 12)
Закончить наш урок хотелось бы словами Льва Николаевича Толстого: «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Мне хочется пожелать Вам, чтобы Ваш числитель стремился к знаменателю.
(Слайд № 13)
Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок!
Приложение 1.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Задание № 6. Сократите дроби: а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) . Задание №7. Решите задачу: Миша прочитал 50 страниц книги, что составляет всей книги. Сколько страниц в книге? Задание № 8. Выберите дробь, равную  а) ; б) ; в) ; г) ; д) . Задание №9. а) привести дробь к знаменателю 45; б) приведите дробь к знаменателю 28; в) привести дробь к знаменателю 9. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Задание № 6. Сократите дроби: а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) . Задание №7. Решите задачу: Миша прочитал 50 страниц книги, что составляет всей книги. Сколько страниц в книге? Задание № 8. Выберите дробь, равную  а) ; б) ; в) ; г) ; д) . Задание №9. а) привести дробь к знаменателю 45; б) приведите дробь к знаменателю 28; в) привести дробь к знаменателю 9. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Задание № 6. Сократите дроби: а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) . Задание №7. Решите задачу: Миша прочитал 50 страниц книги, что составляет всей книги. Сколько страниц в книге? Задание № 8. Выберите дробь, равную  а) ; б) ; в) ; г) ; д) . Задание №9. а) привести дробь к знаменателю 45; б) приведите дробь к знаменателю 28; в) привести дробь к знаменателю 9. |
Приложение 4.
Лист самооценки ____________________________________
№ п\п | Критерии оценивания | Оценка |
Всё получилось | Не совсем всё получилось | Не получилось (почему) |
1 | Задание №1 | | | |
2 | Задание №2 | | | |
3 | Задание №3 | | | |
4 | Задание №4 | | | |
5 | Задание №5 | | | |
6 | Задание №6 | | | |
7 | Задание №7 | | | |
8 | Задание №8 | | | |
9 | Задание №9 | | | |
| Оцени свой вклад в работу класса. |  |
Приложение 2.
Выступление Куравкиной Валерии
Дроби в жизни людей
Слайд 1. Дроби в жизни людей
Слайд 2. План доклада
Мой доклад состоит из следующих этапов:
Результаты исследования;
История возникновения обыкновенных дробей;
Дроби в повседневной жизни человека;
Обыкновенные дроби в профессиональной деятельности человека;
Заключение.
Тема исследования: «Дробь». В исследование приняли участие 17 человек, среди них ученики, учителя и родители. Возрастная категория 7+.
Слайд 3. Результаты исследования.
На данном слайде показано процентное соотношение ответов на вопрос: Какие ассоциации у Вас вызывает слово "Дробь"?
41% - математика
18% - охота
12% - танцы
6% -барабанная дробь
6% - стук зубов от холода
6% - спорт
12% - прочие ответы
Слайд 4. Здесь показано, что на вопрос «Что такое дробь?» 88% ответили, что дробь – это часть целого, а 12% ответили, что это заряд для патрона. А на вопрос «Какое действие заменяет дробная черта?» 100% ответили, что дробная черна это знак деления.
Слайд5. Также 100% ответили что число, находящиеся над дробной чертой называется числителем, а число, находящиеся под дробной чертой называется знаменателем.
Слайд 6. История возникновения обыкновенных дробей
Дроби появились в результате дележа добычи после охоты и при необходимости измерения длины, площади, объёма, времени и т.д
Результат измерений не всегда удавалось выразить натуральным числом, приходилось учитывать и части употребляемой меры.
Слайд 7. Изображение дробей в Древнем Египте
На этом слайде показано, как изображали дроби в древнем Египте
Слайд 8. Первым дробную черту и слово дробь ввёл итальянский математик Леонардо Пизанский в 1202 году, а названия «числитель» и «знаменатель» ввел греческий монах, ученый, математик 13 века - Максим Плануд.
Слайд 9. Изображение дробей в Древнем Китае
В Древнем Китае вместо дробной черты использовали точку.
Слайд 10.
На слайде показаны варианты записи современных обыкновенных дробей. 


Записывать дроби как сейчас стали арабы.
Слайд 11. Дроби в Древней Руси
В первых учебниках математики (в 7 веке) дроби так и назывались — «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять». Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Следующей дробью была треть.
Слайды 12-13. Дроби в повседневной жизни людей
- «половина»
- «треть»
- «четверть»
- «полтрети»
- «полчети»
– «полполтрети
Ребята, как Вы думаете где можно встретить дроби, кроме урока математики? (дети отвечают)
Давайте посмотрим несколько вариантов
дробь зубами от холода;
нумерация домов;
танец;
барабанная дробь;
магазин;
кулинария.
Слайды 14- 16. Обыкновенные дроби в профессиональной деятельности человека
Ребята, как Вы думаете в каких профессиях можно встретиться с дробями? (дети отвечают)
Давайте посмотрим вместе.
Швейное дело (длина рукава и длина штанины); Назовите свои примеры
Строительство; Назовите свои примеры
Спорт; Назовите свои примеры
Образование: Назовите свои примеры
Интересная информация: Что касается дробей в музыке, то Древнегреческий философ Пифагор (570 г. до н. э.), один из самых первых установил связь музыки и математики. Он создал учение о звуке. Пифагор связал длительность звучания нот с дробями. Выполняя сложение и вычитание дробей люди стали указывать размер такта.
Слайд 17. Заключение
Закончить свое выступление хочется словами древнеримского политика и философа - Цицерона “Без знания дробей никто не может признаваться знающим арифметику!”
Слайд 18. Спасибо за внимание!
Приложение 3.
Домашнее задание
Приложение 5
Аннотация к уроку
Время: 950 – 1030
Класс: 5 класс
Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Вид урока: урок-совершенствование.
Учебно-методическое обеспечение:
Математика 5 класс С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.
Математика. 5 класс. Дидактические материалы. К учебнику С.М. Никольского
Тесты по математике. 5 класс. К учебнику Никольского С.М. «Математика. 5 класс».
Математика. 5 класс. Электронное приложение к учебнику С.М. Никольского.
Раздаточный материал.
Программное обеспечение урока: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектор, Microsoft PowerPoint 2010.
Формы, применяемые на уроке: индивидуальная, фронтальная, с использованием ИКТ.
Методы, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические.
Цели:
Образовательные:
приобщить обучающихся к разнообразным формам и методам повторения материала;
контроль и оценка знаний, умений и навыков, обобщение и систематизация знаний обучающихся по темам, связанных с основным свойством дроби и приведением дробей к новому знаменателю;
Развивающие:
развивать внимание, зрительную память, логическое мышление, математическую речь, смекалку, умение самооценивать и анализировать свои ошибки;
развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;
Воспитательные:
воспитывать активность стремления к учебе, уважение друг к другу;
формирование умения осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль;
формирование умения рационально планировать работу;
формирование представления о компьютере как о средстве обучения.
воспитание организованности, сосредоточенности, внимательности, положительного отношения к учёбе;
расширение общего кругозора.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявить интерес к повторению изученных тем;
- проявить желание применить на практике свои знания;
- уметь излагать свои мысли;
- адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Метапредметные:
• Познавательные УУД:
- продолжить формирование умения находить НОД, НОК, часть от целого, целое, зная его часть и приводить дроби к общему знаменателю.
• Регулятивные УУД:
- самостоятельно ставить новые учебные задачи с помощью вопросов о неизвестном;
- выполнять учебные задания в соответствии с целью;
- соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом, планировать собственную деятельность.
• Коммуникативные УУД:
- умение формулировать высказывание, мнение;
- умение обосновывать и отстаивать свое мнение;
- согласовывать позиции с классом/учителем и находить общее решение;
- грамотно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные:
- закрепить знания, умения и навыки, связанные с основным свойством дроби, сокращением дробей и приведением дробей к новому знаменателю;
3) факторы, обеспечившие результативность урока;
а) характеристика системы упражнений;
На уроке использованы устные и различные письменные и творческие упражнения.
б) формы организации познавательной деятельности;
Формы, применяемые на уроке: индивидуальная, фронтальная, с использованием ИКТ.
Методы, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические.
в) ресурсы урока – компоненты УМК, дидактический, раздаточный материал, электронные образовательные ресурсы; межпредметные связи
Наличие самостоятельной работы, творческого задания на уроке с последующей самопроверкой. Использованы межпредметные связи (химия, физика, музыка, история, география, информатика)
г) показатели результативности урока:
активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока;
обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других;
обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.
Учащиеся быстро включились в учебную деятельность.
Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные, дружественные. Ребята данного класса владеют диалогической формой общения, умеют слышать и слушать другого.
Я считаю, что урок цели достиг. Дети усвоили основную информацию по теме «Приведение дробей к общему знаменателю»
Выбранный тип урока и форма проведения урока себя оправдали.
Приложение 6.
Самоанализ урока
по тему: «Приведение дробей к общему знаменателю»
Уважаемые коллеги, меня зовут Потапова Александра Александровна, и сегодня я давала урок математики в 5-м классе по теме: «Приведение дробей к общему знаменателю».
Это был 3 урок по данной теме, поэтому тип урока: систематизация знаний (общеметодологической направленности)
На уроке мною были использованы словесные, наглядные и практические методы.
Я не озвучивала детям четкие задачи, но на уроке я должна была:
Образовательные:
приобщить обучающихся к разнообразным формам и методам повторения материала;
контроль и оценка знаний, умений и навыков, обобщение и систематизация знаний обучающихся по темам, связанных с основным свойством дроби и приведением дробей к новому знаменателю;
Развивающие:
развивать внимание, зрительную память, логическое мышление, математическую речь, смекалку, умение само - оценивать и анализировать свои ошибки;
развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;
Воспитательные:
воспитывать активность стремления к учебе, уважение друг к другу;
формирование умения осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль;
формирование умения рационально планировать работу;
формирование представления о компьютере как о средстве обучения.
воспитание организованности, сосредоточенности, внимательности, положительного отношения к учёбе;
расширение общего кругозора.
Для достижения этих задач я использовала различного рода задания, придуманные мной, а так же позаимствованные из учебника ЭОР, которые помогали в достижение цели на протяжении всего урока.
Выполнение заданий происходило коллективно и самостоятельно, но я лишь корректировала и направляла действия моих учеников.
Упражнения в основном выполнялись индивидуально, но также мной использовались такие формы работы, как фронтальная (при устном опросе) и коллективная.
На уроке была налажена доброжелательная комфортная обстановка. Четко прослеживалась обратная связь «учитель-ученик». Урок проходил в хорошем темпе. Учащиеся показали неплохой уровень усвоения знаний, а так же то, что они способны работать как всем классом, так и индивидуально. Каждый ребенок в зависимости от подготовки, от своих способностей, запаса знаний принимал участие в выполнении групповых и индивидуальных заданий. На уроке дети были активны.
Я считаю, что урок достиг поставленных задач.
Хотя не обошлось и без ошибок.
Я немного не уложилась во временные рамки урока…
Из-за волнения были допущены и некоторые речевые ошибки…