СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Память и совесть - самое святое в человеке" по "Легенде о Манкурте"  из романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день..."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Память и совесть - самое святое в человеке" по "Легенде о Манкурте"  из романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день..."

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Память и совесть - самое святое в человеке" по "Легенде о Манкурте"  из романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день..."»



«Согласовано»

Зав.учебно-методическим кабинетом


«Утверждаю»

Заместитель директора

по учебной работе






Открытый урок на тему: Память и совесть - самое святое в человеке.

(по «Легенде о манкурте» из романа Чингиза Айтматова

«И дольше века длится день…»)
Монолог

Группа 1015 «Б», І курс.

Преподаватель: Махатова К.Б.



«Рассмотрен» на заседании ПЦК «ООД»

Протокол № __ от "___" ______ 20______г.

Председатель __________________





Актобе,2021г.

 

Приложение 35 к приказу №130

от 06 апреля 2020 года



ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН


Память и совесть - самое святое в человеке.

(по «Легенде о манкурте» из романа Чингиза Айтматова

«И дольше века длится день…»)
Монолог


Наименование модуля /дисциплины «Русский язык и литература»

Подготовил педагог Махатова К.Б.
"26"мая 2021 года

   

1. Общие сведения

      Курс, группы І, 1015 «Б»

      Тип занятия УУНЗ

2. Цели, задачи

2.1 Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:

Узнают о жизни и творчестве Ч.Айтматова, его работе над романом «И дольше века длиться день...», об идейной роли «Легенды о манкурте» в романе. Смогут овладеть разными видами и стратегиями чтения в зависимости от цели и задач; находить монолог в тексте.

3. Оснащение занятия

3.1 Учебно-методическое оснащение, справочная литература

Учебник «Русский язык и литература» 11 класс, ІІ часть, Чек-лист.

3.2 Техническое оснащение, материалы

Презентация урока, платформа ZOOM, EduPage.


4. Ход занятия

І. Орг.момент.

ІІ. Опрос домашнего задания:

  1. Повторение темы по вопросам.

  2. Кластер «Жизнь и творчество Ю.Домбровского»

ІІІ. Объяснение нов.темы+закрепление:

Вопрос: В чем смысл жизни?

Эпиграф урока: Тот день, когда я перестану беспокоиться и мучиться, искать и волноваться, будет самым тяжелым днем в моей жизни... Ч.Т.Айтматов.

1.Что вы знаете о Чингизе Айтматове и его творчестве? Заполните кластер.

2.Конспект о жизненном и творческом пути.

3.О романе «И дольше века длиться день...»

4.Главные герои романа.

5.Словарная работа.

6.Анализ работы над произведением.

7.Заполнение сюжетно-композиционно таблицы.

8.Кульминация романа.

9.Работа по содержанию, соотнесите цитаты и комментарии.

10.Вывод по «Легенде о манкурте»

11. Работа по роману «На пути к пониманию текста»

12. Найдите в тексте монолог матери и прочитайте.

13. Что такое МОНОЛОГ.

5.Рефлексия по занятию

Заполнение кластера.

     

6. Домашнее задание

Написать сочинение на тему: "О чем заставила меня задуматься легенда о манкурте из романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день".


*Данные пункты поурочного плана являются обязательными. Преподаватель имеет право внести дополнительные элементы с учетом особенностей предмета и потребностей обучающихся.

















Здравствуйте!

Прежде чем начать урок, я хочу обратить внимание на чек-лист.Каждый из вас будет выставлять свои баллы и в конце урока отправите.

Опрос дом.задания.

И так обратите внимание на следующий слайд.

1.Узнаете? Кто изображен на портрете? Юрий Осипович Домбровский /1909-1987/ Что еще вы знаете об этом замечательном писателе? Русский советский прозаик, поэт, литературный критик; археолог, искусствовед, журналист

Рос в семье интеллигентов: отец-известный адвокат, мать-кандидат биологических наук

2.Как попал Ю.Домбровский в Алма-Ату? В 1933 году был осужден и выслан в Алма-Ату на 3 года

3.Сколько раз был судим и за что? 3 раза, В 1933 году был осужден В 1936 году-арест за растрату казенных денег

В марте 1949 года – очередной арест за антисоветскую деятельность

4.Какова основная тема его творчества? Основная тема творчества – противостояние тоталитарного общества и индивидуального человека с его нравственными и моральными ценностями.

5.На какие периоды можно разделить творчество Домбровского? 2, Казахстанский /1937-1955/ Московский 1956-1978 .

6.Из скольких книг /как называются/ состоит наследие Ю.Домбровского?



7.Расскажите об образе Алма-Аты в произведениях писателя

“Хранитель древностей” называют алмаатинским романом.

Образ Алма-Аты – значимый элемент композиции романа “Хранитель древностей”

Первый из писателей “ввел” этот город в мировую художественную литературу.

Так говорил сам писатель: “Необычайный город, столь не похожий ни на один город в мире ”

ІІ. А теперь покажите ваши кластеры о жизни и творчестве писателя.





Ребята, А теперь ответьте на вопрос: В чем смысл жизни?

Правильно в памяти – помнить свое прошлое, т.е. историю своего народа, своей семьи. Оставить после себя хороший след.

люди разделяются на две половины: на тех, кто живет, проживая свой день так, как получится, а иногда даже не зная, как и чем его занять.

И на тех, кто хоть иногда задумывается, а что же он оставит после себя, какой след.

В чем смысл жизни? На этот вопрос существует множество ответов. Потому что и вопрос этот существует не первую тысячу лет.

Смысл жизни в одиночку не ищут, он находится не внутри нас, а вне.

И самый простой ответ на него состоит в том, чтобы оставить после себя добрый след. Это не тот след, который оставляет за собой моторная лодка или большой корабль. Это реальный след навсегда. Самое страшное- жизнь, прожитая бесследно.



А теперь переходим к новой теме!

Запишите число тему нашего урока.

На уроке Вы узнаете:

  • о жизни и творчестве Ч.Айтматова, его работе над романом «И дольше века длиться день...»,

  • об идейной роли «Легенды о манкурте» в романе.

  • Вы сможете:

- сможете овладеть разными видами и стратегиями

чтения в зависимости от цели и задач; находить

монолог в тексте.

- раскрыть нравственную сторону повествования.

Эпиграф урока: Тот день, когда я перестану беспокоиться и мучиться, искать и волноваться, будет самым тяжелым днем в моей жизни... Ч.Т.Айтматов

Как вы понимаете эти строки?

Что вы знаете о Чингизе Айтматове и его творчестве? Заполните кластер. /

А теперь изучите текст и подготовьте вопросы. Задаете вопросы и отвечаете на этот вопрос.

Сейчас поговорим о романе «И дольше века длиться день...»

Дебютный роман Чингиза Айтматова иллюстрирует самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний человека, по мнению автора, — отнятие у живого человека его памяти. К ней же относится и забвение народом своих культурных традиций, что непременно приводит к его упадку.

Параллельно путешествию главного героя и его моральной деградации, при соприкосновении с современной цивилизацией, Чингиз Айтматов демонстрирует, как эти действия отражаются на самом народе, — родной деревне Едигея.

История создания

«И дольше века длится день» — это не только строка из знаменитого стихотворения Бориса Пастернака «Единственные дни», но и дебютный роман русско-киргизского писателя Чингиза Айтматова. Впервые произведение было издано в 1980 году, в журнале «Новый мир». Затем публиковалось под названием «Буранный полустанок». Потребовали более упрощенное, "соцреалистическое" название - и тогда явился на свет "Буранный полустанок", в "роман-газетном" варианте с литературными купюрами мест, показавшихся идеологически сомнительными. Шел я на это скрепя сердце, выбирая наименьшее из зол. Главным было опубликовать книгу. 

В 1990 году, в дополнение к основному роману, вышла повесть «Белое облако Чингисхана», которое впоследствии стало частью главного произведения. В начале 2000-х роман стал вновь выходить под именем «И дольше века длится день».

Описание произведения


В центре сюжета — небольшой железнодорожный разъезд, расположенный в глухой степи средней Азии. Местные жители ведут здесь спокойную, размеренную жизнь. Единственная связь с внешним миром — разъезд, на котором время от времени проносятся громыхающие поезда.

Начинается произведение с описания переезда, где читатель знакомится с главным героем романа — Едигеем, который везет тело своего мудрого друга Казангапа на древнее родовое кладбище, дабы исполнить последнюю волю умершего и отдать дань заветам предков.

Прибыв на место, герой обнаруживает, что на месте кладбища, на прахе многих поколений народа Едигея, построен ракетный полигон. Те, кто задумал и осуществил его строительство, были далеки от того, чтобы уважать чужие могилы и уж тем более традиции. На обнесенный колючей проволокой космодром, Едигея не пускают.  Так и начинается повествование романа, органично переплетающегося с древними притчами и легендами.

Главные герои


Едигей Буранный — главный герой романа. Всю свою жизнь он работает на заброшенном железнодорожном полустанке. Будучи персонажем, полностью связывающим свою жизнь с окружающей действительностью, он видит своей судьбой, своим предназначением всеобщее благо. Поэтому полностью готов взять на себя ответственность не только за свои действия, но и за все происходящее вокруг. Всеми своими действиями и желаниями стремится сохранить в мире гармонию и добиться того, чтобы никому в мире не было плохо.

Казангап — друг Едигея. Главный мудрец всего села, из-за чего его знали не только местные жители, но и близлежащих деревень.

Каранар — верблюд Едигея, которого он воспитал и который сопровождает его на протяжении всего пути. Вместе с Едигеем объединяют в себе свое природно-родовое миропонимание, столько тесно переплетающееся с мифологией средней Азии.


Анализ произведения Структура

Роман удивительным образом сочетает в себе черты магического реализма, глубокое повествование и философские раздумья, которые сопровождают читателя на протяжении всего произведения.

Сюжет развивается плавно, поэтому всего можно выделить четыре главных уровня:

Первый знакомит читателя с главным героем романа, описывает похороны Казангапа и окружающую природу.

Второй уровень, как раз в стиле магического реализма, начинает развиваться параллельно с первым. Здесь Едигей впервые знакомиться с чуждой для себя цивилизацией, прибывает на место древнего родового кладбища, на котором теперь построен Космодром.

На третьем уровне читатель знакомится с легендами о манкуртах, древними притчами и сказаниями. Проводится параллель между реальностью и мифологией. Показывается переход от традиций к современности, через строительство космодрома на древнем родовом кладбище.

Четвертый уровень повествует о дальнейшей судьбе Едигея и всей деревни по возвращению в родные края. Основное действие здесь разворачивается в послевоенные годы.

Заключение

Так, всего за несколько этапов, на протяжении которых читатель знакомится с мифологией средней Азии, Айтматов иллюстрирует изменение моральных нравов общества и закат народа через уход и отказ от традиционных ценностей своей культуры.

А теперь перейдем к словарной работе.

  • Легенда”- слово из латинского языка, один из прозаических жанров фольклора.

  • Манкурт-человек, лишенный памяти и расудка, тот, кто забыл свое имя, мать, родину...

Легенда-сюжетный жанр. Но сюжет ее обычно не развернут в сложное повествование, в ней мало эпизодов, чаще всего один

Ребята, вы познакомились с содержанием Легенды о манкурте предварительно.

Прежде чем приступить к анализу Легенды о манкурте, повторим содержание романа. Ведь легенда идейная сторона романа...



Рассмотрим сюжетно-композиционную опору к роману.

Все события произошли в один день: умирает Казангап близкий друг Едигея. Едигей настоящий труженник, воплощающий нравственное начало жизни. Для него важно исполнить последнюю волю друга. Он человек слова. Ему присуще такие качества, как доброта, совесть, сострадание.

Едигею противопоставлен образ Сабитжана, сына Казангапа. Он приезжает на похороны отца спешит похоронить и забыть. Не задумывается над последней воле отца похоронить на родовом кладбище. Сабитжан-человек добровольно ставший манкуртом. Он лишен нравственных критериев и перестает быть человеком. По Айтматову Сабитжан добровольно ставший Манкуртом.





Кульминацией развития этой темы в романе древняя легенда о манкурте. Она рассказывает о матери, не поверившей в гибель своего сына.

Найман-ана отправляется на поиски сына Жоламана, находит его, но его превратили в манкурта-человека не помнящего прошлого. Этот получеловек лишенный памяти, своим руками убивает родную мать.

Место гибели матери названо Ана-бейит-материнский упокой. Это родовое кладбище. На этом месте расположился Космодром-место встречи времен.

А теперь будем работать по содержанию легенды о манкурте с помощью дневника двойной записи.Проследим, как раскрывается глубина чувств: безмерная любовь матери к своему сыну. Даны цитаты и комментарии /они расположились в разброс/ вам нужно только показать правильный вапиант цифровом и буквенном варианте Например: А-5

Ребята, отсюда вывод “Легенда о манкурте” является гимном материнской любви и проклятием людям, посмевшим поднять руку на самое святое – память человека.

Следущие вопросы и задания для самопроверки на сколко вы внимательны как читатели.

На пути к пониманию текста Время работы-2 мин. Всего-4б.

1.

Опираясь на прочитанное, запишите

1 аргумент в поддержку Найман-Ана в поиске сына

1 аргумент в поддержку людей,

которые не стремились спасти

или выкупить манкурта



3. Определите эпизод текста, где для матери важно, чтобы ее сын вспомнил имя свое, имя отца.

Ребята, люди хранили истории своей семьи, составляли родословное древо. Семья, которая знает историю своих предков их жизнь. Это нравственно богатая семья, в ней чтут традиции, заботятся о старших.

Задание: найдите в тексте монолог матери и прочитайте.

2 б. Время работы-2мин.

Куда легче снять пленному голову или причинить любой другой вред для устрашения духа, нежели отбить человеку память, разрушить в нем разум, вырвать корни того, что пребывает с человеком до последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, уходящим вместе с ним и недоступным для других. Но кочевые жуаньжуаны, вынесшие из своей кромешной истории самый жестокий вид варварства, посягнули и на эту сокровенную суть человека. Они нашли способ отнимать у рабов их живую память, нанося тем самым человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний. Не случайно ведь, причитая по сыну, превращенному в манкурта, Найман-Ана сказала в исступленном горе и отчаянии:

«Когда память твою отторгли, когда голову твою, дитя мое, ужимали, как орех клещами, стягивая череп медленным воротом усыхающей кожи верблюжьей, когда обруч невидимый на голову насадили так, что глаза твои из глазниц выпирали, налитые сукровицей страха, когда на бездымном костре сарозеков предсмертная жажда тебя истязала и не было капли, чтобы с неба на губы упала, – стало ли солнце, всем дарующее жизни, для тебя ненавистным, ослепшим светилом, самым черным среди всех светил в мире?... »

Итак дайте описание монолога.

  • Монолог

  • (от греч. monos — один и logos — слово, речь) — в литературном произведении речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик.

Имеется несколько видов монолрга. А монолог , который мы прочитали. Как можно назвать?

Монолог-плач.

А теперь закончим наш кластер, который мы начинали в начале урока.

Покажите что у вас получилось. Зачитайте.

Домашнее задание: написать сочинение на тему: "О чем заставила меня задуматься легенда о манкурте из романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день".

А теперь посчитайте свои баллы и отправьте мне на ватсап с вашими выполненными заданиями за урок.



Спасибо вам за урок, до свидания!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!