СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме: "Понятие дроби" для 5 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Понятие дроби. Обыкновенная дробь.

  1. Смирнова Феруза Фахридиновна   МОУ Вербилковская СОШ Учитель математики
  2. Математика
  3. 5 класс
  4. Понятие дроби.  Обыкновенная дробь. Урок №1
  5. «Математика 5» Никольский С.М.,  Потапов М.К. и др. 
  6. Цель урока: сформировать  понятие дроби и подготовить учащихся к  изучению сравнения дробей и  арифметических действий  с  ними
  7. Планируемые результаты:

Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность  мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;  

Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах;

Предметные: развивать  умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); развивать представления о числе.

  1. Тип урока: открытие новых знаний
  2. Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, историко-математический   материал, раздаточный материал  для групповой работы.
  4. Структура и ход урока

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: "Понятие дроби" для 5 класса»

Понятие дроби. Обыкновенная дробь Учитель математики МОУ Вербилковская Сош – Смирнова Феруза Фахридиновна  1

Понятие дроби. Обыкновенная дробь

Учитель математики

МОУ Вербилковская Сош – Смирнова Феруза Фахридиновна

1

Давным -давно…  Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части , т.е. дробить , чтобы поделиться с кем-нибудь .    Так получаются ДРОБИ .  Помните, как было в детском мультфильме : «Мы делили апельсин,  Много нас, а он один… Приведите свой жизненный пример деления одного целого предмета на части.  Интересно, а в древности знали про дроби ? 2

Давным -давно…

Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части , т.е. дробить , чтобы поделиться с кем-нибудь .

Так получаются ДРОБИ .

Помните, как было в детском мультфильме :

«Мы делили апельсин,

Много нас, а он один…

Приведите свой жизненный пример

деления одного целого предмета на части.

Интересно, а в древности знали про дроби ?

2

 В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел.  «Если ты захочешь делить  единицу, математики  высмеют тебя  и не позволят это делать» , -  писал основатель афинской Академии Платон. Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон  Александрийский.   3

В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел.

«Если ты захочешь делить

единицу, математики

высмеют тебя

и не позволят это делать» , -

писал основатель

афинской Академии Платон.

Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон

Александрийский.

3

   Даже Пифагор, который трепетно  относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями. 4

 

Даже Пифагор, который трепетно

относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями.

4

Хочу всё знать и уметь   – А как половину записать цифрами?  Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту.     – На сколько равных частей разделили полоску? ( На 2 части )  Запишем число 2 под чертой вот так: . Черту называют дробной ,     а  число, записанное под чертой – знаменателем.    Закрасьте одну часть  красным  цветом .     – Сколько частей закрасили  красным  цветом?  (1 часть)  Запишем число 1 над дробной чертой вот так:   Число, записанное над чертой, называют числителем.    ВЫВОД:  красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски   ( на практике обозначает половину некоторой величины) 5

Хочу всё знать и уметь

А как половину записать цифрами?

Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту.

На сколько равных частей разделили полоску? ( На 2 части )

Запишем число 2 под чертой вот так: . Черту называют дробной ,

а число, записанное под чертой знаменателем.

Закрасьте одну часть красным цветом .

Сколько частей закрасили красным цветом? (1 часть)

Запишем число 1 над дробной чертой вот так:

Число, записанное над чертой, называют числителем.

ВЫВОД: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски

( на практике обозначает половину некоторой величины)

5

Обыкновенные дроби Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель , знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной. Назовите числитель и знаменатель  каждой дроби 6

Обыкновенные дроби

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой – числитель , знайте,

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую, непременно,

Надо звать обыкновенной.

Назовите числитель и знаменатель

каждой дроби

6

Изображение дробей  в Древнем Египте  7

Изображение дробей в Древнем Египте

7

В Древнем Китае вместо черты использовали точку  8

В Древнем Китае вместо черты использовали точку

8

Дроби в Древней Руси ½ - «половина», «пол» ⅓ - «треть» ¼ - «четверть» ⅙ - «полтрети» ⅛ - «полчети» ⅟ 12  –  «пол-полтрети»  В древней Руси дроби называли   долями  или  ломаными числами .   9

Дроби в Древней Руси

½ - «половина», «пол»

⅓ - «треть»

¼ - «четверть»

⅙ - «полтрети»

⅛ - «полчети»

⅟ 12 – «пол-полтрети»

В древней Руси дроби

называли   долями  или  ломаными числами .  

9

 Индия    Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель - снизу и не писали дробной черты . 10

Индия

Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель - снизу и не писали дробной черты .

10

Арабская письменность А записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы. 11

Арабская письменность

А записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы.

11

 Первым дробную черту  ввёл итальянский  математик  Леонардо Пизанский  (Фибоначчи)  в 1202 году 12

Первым дробную черту

ввёл итальянский

математик Леонардо Пизанский

(Фибоначчи) в 1202 году

12

Физминутка  Одолела нас дремота,  Шевельнуться неохота.  Ну-ка, делайте со мною  Упражнение такое:  Раз – поднялись, потянулись,  Два – нагнулись, разогнулись,  Три – в ладоши три хлопка  Головою три кивка. 13

Физминутка

Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Раз – поднялись, потянулись, Два – нагнулись, разогнулись, Три – в ладоши три хлопка Головою три кивка.

13

 ЗАПОМНИТЕ !   … называют рациональными числами, обыкновенными дробями или короче – дробями числитель дробная черта знаменатель  (на сколько разделили) Знаменатель не равен нулю! 14

ЗАПОМНИТЕ !

называют рациональными числами, обыкновенными дробями или короче

дробями

числитель

дробная черта

знаменатель (на сколько разделили)

Знаменатель не равен нулю!

14

 При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)  Например: - одна пятая;   - две шестых;   - восемьдесят три  сто пятьдесят вторых 15

При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)

Например: - одна пятая;

- две шестых;

- восемьдесят три

сто пятьдесят вторых

15

 Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.  Прочитайте дроби. Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби?  16

Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.

Прочитайте дроби. Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби?

16

 Решите задачу:  Шустрый мышонок Джерри успел взять кусок сыра и вернулся ещё за сыром, но не тут-то было… Какую часть сыра взял мышонок, и какая часть сыра досталась Тому? Какую часть сыра составляет каждый кусок ?  Сверим ответы:  1) ; 2) ; 3) ; ; . 17

Решите задачу:

Шустрый мышонок Джерри успел взять кусок сыра и вернулся ещё за сыром, но не тут-то было…

Какую часть сыра взял мышонок, и какая часть сыра досталась Тому?

Какую часть сыра составляет каждый кусок ?

Сверим ответы: 1) ; 2) ; 3) ; ; .

17

Запишите в виде обыкновенной дроби  Две седьмых Четыре девятых Одна сотая Шесть восьмых Три двадцать пятых Половина Проверка: 18

Запишите в виде обыкновенной дроби

  • Две седьмых
  • Четыре девятых
  • Одна сотая
  • Шесть восьмых
  • Три двадцать пятых
  • Половина

Проверка:

18

Закрашенная часть каждой фигуры обозначена дробью .  Если дробь записана верно , то хлопайте;  если дробь записана неверно , то топайте. 19

Закрашенная часть каждой фигуры обозначена дробью . Если дробь записана верно , то хлопайте; если дробь записана неверно , то топайте.

19

Решите задачу: 1 . Сколько в сутках часов?   2 . Какая часть суток пройдёт, если будильник будет показывать: а)  1 час , б)  3 часа , в)  5 часов , г) 11часов  ?                 1 .  24 часа суток; а)  1 ч – суток;  в)  5 ч –  суток; суток; г)  11 ч  –  б)  3 ч – 20

Решите задачу:

1 . Сколько в сутках часов?

2 . Какая часть суток пройдёт, если будильник будет показывать:

а) 1 час , б) 3 часа , в) 5 часов , г) 11часов ?

1 . 24 часа

суток;

  • а) 1 ч –

суток;

в) 5 ч –

суток;

суток;

г) 11 ч –

б) 3 ч –

20

Рефлексия  Выбери утверждение:  Все понял, могу помочь другим Запомню надолго Все понял Могу, но нужна помощь Ничего не понял 21

Рефлексия

Выбери утверждение:

  • Все понял, могу помочь другим
  • Запомню надолго
  • Все понял
  • Могу, но нужна помощь
  • Ничего не понял

21

 Домашнее задание П. 4.1., № 733, 738. Вкусное задание:  1) Купи мандарин или апельсин.  Раздели его на дольки, посчитай, сколько  всего долек? Угости своих родных и не забудь записать, какую часть фрукта получил каждый, и какая часть досталась тебе. 2) Купи большую шоколадку.  Раздели её на дольки, посчитай,  сколько всего долек?  Угости своих родных и не забудь записать, какую часть шоколадки получил каждый, и какая часть досталась тебе.  22

Домашнее задание

П. 4.1., № 733, 738.

Вкусное задание:

1) Купи мандарин или апельсин.

Раздели его на дольки, посчитай, сколько

всего долек? Угости своих родных и не забудь записать, какую часть фрукта получил каждый, и какая часть досталась тебе.

2) Купи большую шоколадку.

Раздели её на дольки, посчитай,

сколько всего долек?

Угости своих родных и не забудь записать, какую часть шоколадки получил каждый, и какая часть досталась тебе.

22


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!