УМК | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: физическая география России: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 4 – е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016. – 344 с.: ил., карт. – (Инновационная школа) |
Цель | Создание условий для классификации природных комплексов России |
Ключевые слова | Природный комплекс, ландшафт, компоненты природы, зональный комплекс, природный район, природная зона |
Оборудование | Настенная карта «Природные зоны России», географические атласы, магнитная схема «Природный комплекс», набор заданий |
Технологии | ИКТ, личностно – ориентированный подход, словесно – диалоговый. |
УУД | Предметные УУД: Давать определения терминам по тематике урока: описывать взаимное влияние компонентов природного комплекса друг на друга, классифицировать природные комплексы России, выявлять и называть природные комплексы России и их особенности; оценивать особенности природных комплексов России; давать характеристику ПЗ России, читать и анализировать тематические карты; Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять термины и понятия; строить логически обоснованные рассуждения; составлять описания на основе достоверных источников информации, классифицировать объекты. Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выбирать средства достижения цели в группе, планировать учебную деятельность, оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. Коммуникативные УУД: Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, понимать позицию другого, различать речи другого мнения; создавать устные и письменные тексты для решения задач общения. Личностные УУД: Понимание целостности мира и многообразия взглядов на него; понимание и осознание особенностей природных комплексов России; использование знаний о природных комплексах в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья, принятие правил проведения открытого урока. |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма взаимодействия | Формирование УУД |
Организационный момент | Здравствуйте, меня зовут Макарова Любовь Семёновна – я учитель ЧСОШ САН, нас любезно пригласили в вашу школу. Дежурный, кто отсутствует? Причины? Обучение самовнушению: Это начало нового года и традиционно по праздникам желают всего хорошего. Пожелаем сами себе успехов в учебе, ведь «Успех в учебе сегодня – успех в дальнейшей жизни». | Я хочу себе пожелать успехов …. | Индивидуально Работа со дежурным | ЛУУД. Осознавать свои черты характера, работать над собой. ЛУУД. Понимание и принятие правил поведения на уроке |
2. Постановка учебной задачи | Создание ситуации успеха Задание1. Посмотрите на фото, Какой географический термин объединяет данные рисунки? -Как вы определили, что это природный комплекс? Дайте определение термина «Природный территориальный комплекс». Нас будут интересовать ПК России Значит, мы определились с темой урока. | Один ребенок говорит свое мнение, другие контролируют. Перечисляют признаки природного комплекса ПК России | | Предметные УУД: Давать определения терминам по тематике урока |
Формулировка учебной задачи Что мы хотим узнать о ПТК? Нам необходимо поставить перед собой цели! Задаём вопросы о ПТК? На доске О взаимосвязи рельефа и климата. -А как климат и рельеф влияет на воды? В свою очередь океаны дают влагу (с поверхности испаряется много влаги). Реки образуют речные долины. - Приведите примеры влияния климата на почвы. Рельеф также влияет на растения и животных: в горах обитают снежный барс, горный баран. В горах наблюдается высотная поясность. Климат и рельеф заставляют изменяться другие компоненты коренным образом. Влияние других компонентов выражено менее ярко – почв, растительного и животного мира. Изменение одного компонента приводит к изменению других компонентов. Значит, все компоненты на любом участке поверхности Земли находятся во взаимосвязи и образуют природно-территориальный комплекс или проще природный комплекс. | Из каких компонентов состоят ПТК? Как взаимодействуют компоненты друг с другом? Какие есть виды ПТК? Как они называются? Какие есть характерные черты у ПТК? Горы задерживают осадки, на южных склонах раньше тает снег. Ливни и талые воды образуют овраги, ветер образует дюны, барханы и т.д Избыточное увлажнение приводит к образованию болот, густой речной сети, а рельеф влияет на скорость течении и направления течения рек, котловины озер (В разных климатических поясах различные виды почв. Черноземы поглощают больше солнечных лучей, чем другие типы почв, сильнее прогреваются и нагревают воздух). | Фронтально | Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; Предметные УУД: Описывать взаимное влияние компонентов природного комплекса друг на друга. |
Решение учебной задачи | Организация поиска учебной задачи. Составим план наших действий: | План действий: Классификация ПТК Характеристика природных зон России Оценка особенностей ПТК России | Фронтально | РУУД: выбирать средства достижения, планировать свою деятельность, ПУУД: выдвижение гипотез, анализировать КУУД: доказывать свое, слушать других |
Организация учебного диалога Задание 2. Составим классификацию ПТК Контроль: соотнесение с текстом – образцом (в учебнике) Задание 3. Обозначьте на контурной карте ОДНУ природную зону. Контроль: по тематической карте | Два ученика составляет её | Фронтально Индивидуально | Предметные УУД: Давать определения терминам по тематике урока: классифицировать природные комплексы России, выявлять и называть природные комплексы России и их особенности; |
Моделирование и словесная формулировка нового понятия ПЗ вы изучаете с начальных классов Задание 4. Подпишите названия природных зон в тетради | | фронтально | Предметные УУД: давать характеристику ПЗ России, оценивать особенности природных комплексов России; читать и анализировать тематические карты; |
Применение открытого понятия (способа действия) Задание 5. Выполните задание из ВПР Контроль: тематическая карта и учитель | В тетрадях | Индивидуально | Предметные УУД: читать и анализировать тематические карты; |
Рефлексия | Организация самооценки понимания Тестовые задания дать. - Что вас заинтересовало? - Какие вопросы у вас возникли? ДОБАВИТЬ! Вопросы по слайдам | | Фронтально | |
Организация самооценки деятельности Ответили ли мы на вопросы? Выполнили ли мы план? - Какие задания тебе понравились? - Что вызвало затруднение? - За что себя можешь похвалить? - Над чем еще надо поработать? | Из каких компонентов состоят ПТК? Как взаимодействуют компоненты друг с другом? Какие есть виды ПТК? Как они называются? Какие есть характерные черты у ПТК? План действий: Классификация ПТК Характеристика природных зон России Оценка особенностей ПТК России | | |
| Домашняя работа Ответить письменно на сложные вопросы Составить свои вопросы по теме Сообщение на тему: Как животные и растения приспосабливаются к различным природным климатическим условиям? Рисунок природы | | Индивидуально | |