СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Путешествие в созведие Существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обощающий урок по теме "Имя существительное" в 5 классе (по программе "Школа 2100" Бунеева Р. Н., Бунеевой Е. В.)

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Путешествие в созведие Существительных"»

Открытый урок русского языка в 5 «б» классе

Тема урока: Путешествие в созвездие Существительных

Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное», научить детей применять свои знания в необычной учебной ситуации;

развивать орфографическую зоркость, знания основных разделов «Имени существительного»;

воспитывать в детях любовь к Родине, её людям, прививать интерес к родному языку.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Подготовительный этап

Учитель: Эта часть речи – самая представительная, самая существенная. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от неё образуется прилагательное. Это ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение). Это важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Человек с рождения смотрит на мир и хочет знать и назвать всё то, что его окружает. Эта часть речи называет людей, животных, растения, предметы, явления действительности.

- Так о какой же части речи идёт речь?

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в созвездие Существительных.

Ключ на старт. Чтобы ракета полетела, нужно включить зажигание. Для этого давайте вспомним:

1. Какое грамматическое значение имеет имя существительное? (предмет)

2. Что такое «предмет» в грамматике? (это то, о чём можно спросить «кто это?» или «что это?»

3. Какие морфологические признаки имеет имя существительное? (род, число, падеж)

4. В предложении имена существительные чаще всего бывают какими членами предложения? (подлежащим или дополнением)

- Вы успешно справились с этим заданием. Ракета взлетела.

3. Применение знаний по теме

- Полёт нормальный. 1-ая остановка на планете «Род».

Работа в группах (4 группы)

Задание: Предложенные слова на карточках нужно распределить в 3 группы: женский, мужской и средний род.

-На что указывает род? (в какой форме нужно поставить прилагательное или глагол, который с ним согласуется)

Помощь, здоровье, умница, звезда, шоссе, космос, задира, кофе, путешествие, непоседа, корабль, ракета, невежа, Родина, друг, созвездие.

(Эксперты проверяют правильность выполнения задания)

- У каких существительных вы не смогли определить род? (умница, непоседа, задира, невежа)

- Почему? (т. к. это существительные общего рода. Они обозначают как лиц мужского, так и женского пола)

- Значение какого слова вы затрудняетесь объяснить? (невежа)

- Где вы можете найти значение непонятного вам слова? (в толковом словаре)

Эксперты находят значение слова в толковом словаре:

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Часто путают со словом «невежда». Невежда – малообразованный человек.

- Полёт нормальный. На нашем пути метеорный поток падежей.

Послушайте предложение и выпишите из него все существительные. Определите падеж.

Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца.

(Дети выписывают имена существительные и определяют падеж. Проверяет тот, кто быстрее справился)

Задание: Составьте предложение из слов, выпишите существительные и определите их падеж.

- Почему набор этих слов нельзя назвать предложением?

На просторной равнине у дороги стояла белая берёза.

Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку.

Леса моросили дождём облетевшей росы.

Озеро около берегов засыпано ворохами жёлтых листьев.

(Эксперты проверяют правильность выполнения задания)

- Мы преодолели это препятствие. Летим дальше. Выход в открытый космос.

Физминутка.

- Как определить склонение имени существительного?

(На доску поместить таблички с окончаниями каждого из склонений)

Задание: Соберём звёзды и привезём на Землю.

(Выходят 4 человека, по 1-ому из группы)

Задание: Берём звёздочку, читаем слово, определяем склонение.

От улыбки, дом, молодёжь, деревней, в окно, дичь, берёза, о Родине, в школу, в марте, цветок, товарищ, ключ, ночью, в тетради, дочь, радость.

- Что можно сказать о таких существительных, как пальто (с. р.), кафе (ср. р.), кенгуру (м. р.), мадам (ж. р.)? (несклоняемые имена существительные, которые не изменяются по падежам и имеют только одну форму)

- А теперь назовите 10 существительных на -мя? (бремя, время, стремя, семя, племя, пламя, знамя, темя, вымя, имя)

- Какое ещё слово нужно отнести к этим словам? (путь)

- Какие это слова? (разносклоняемые, т. к. имеют окончания разных склонений)

- Полёт продолжается. Следующая остановка на планете «Угадай – ка».

- Какие существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными?

Задание: Я называю вам слово. Если существительное одушевлённое, то вы делаете хлопок.

Робот, компьютер, изобретатель, диск, кассета, дерево, цветок, труп(н), кукла(н), человек, насекомое, мертвец(о), животное.

- Почему вы допустили ошибки? Оказывается, у одушевлённых имён существительных во мн. ч. форма Р. п. совпадает с формой В. п., а у неодушевлённых имён существительных форма И. п. совпадает с формой В. п.

- Мы с вами оказались на планете «Роботов».

Они подготовили нам испытание. Нам нужно его преодолеть, чтобы лететь дальше.

Задание: Вам нужно выполнить задание и сформулировать правило, которое вам помогло выполнить задание.

  1. Цветоч…к, клубоч…к, сухар…к, ключ…к, ореш…к, ларч…к, ковр…к, листоч…к, ёж….к, овраж…к, комар…к, внуч…к, зонт…к.

  2. Сбор…ик, извоз…ик, сбор…ик, груз…ик, мой…ик, газет…ик, разнос…ик, смен…ик, набор…ик, лёт…ик, ракет…ик, набор…ик.

  3. Плющ…м, душ…й, друж…к, сестриц…й, пловц…м, рубаш…нка, калач…м, песоч…к, кож…й, ерш…м, девч…нка.

  4. Карандаш?, мыш?, много туч?, доч?, малыш?, около дач?, брош?, мимо рощ?, ключ?, ветош?, нож?, камыш?.

(Эксперты проверяют правильность выполнения задания)

- Летим дальше. Остановка на планете «Размышляй-ка».

Задание: Найти лишнее слово и вычеркнуть его. Кто быстрее?

(Каждой группе дать разные слова)

  1. Мама, кошка, брат, Байкал.

  2. Школа, А. С. Пушкин, «Мурзилка», Россия.

  3. «Москвич», москвич, великан, герой.

  4. Санкт – Петербург, Антон, «Волга», Волга.

- Почему вы решили, что эти слова лишние? Какое правило вы должны помнить?

- Пора отправляться обратно. Чтобы выбрать правильный путь домой, нам нужно выполнить задание.

Задание: Запишите предложение, найдите имена существительные и подчеркните их как члены предложения.

Негромкая музыка лилась с белой палубы в огне алого шёлка.

- Мы вернулись на Землю. Чтобы рассказать о нашем путешествии, мы выполним с вами морфологический разбор имени существительного (в огне).

(Если останется время, выполняем это задание на доске)

4.Подведение итогов

Написать сочинение-миниатюру на тему «Путешествие в космос»

  1. Рефлексия.

На смайликах показать своё настроение.