Тема | Растения |
Цель темы | Создать творческую атмосферу для изучения и формирования знаний об особенностях растений, и их отличии от других живых организмов. |
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
Характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, определять термин «спора». Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека | Познавательные УУД Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации. Регулятивные УУД Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. | Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию; формирование познавательных интересов и мотивации к изучению биологии. |
Основные понятия, термины | Опорные: хлорофилл, хлоропласты,автотрофы, гетеротрофы, слоевище, спора. Новые: флора ,голосеменные, покрытосеменные |
Ресурсы | Пономарева И. Н., Корнилова О.А. и др. Биология: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы.- М.: “Вентана – Граф”, 2012 Презентация « Растения» |
Методы и формы обучения | Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач); Дополнительные: словесные, наглядные; практические ( поиск информации, составление схем); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение). Форма-групповая, парная. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент | Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу. Здравствуйте, ребята! Вы любите преодолевать трудности? – Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. – Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. – Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? – Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке? Перед вами оценочный лист. Возьмите и подпишите его, и отметьте свое настроение рисунком. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. |
Актуализация опорных знаний и умений, фиксация затруднений. | Выдвигает проблему, сообщает тему урока. Мы продолжаем путешествовать по царствам природы. Давайте теперь посмотрим, что находиться перед вами на столе, что это все объединяет (гербарии, цветы в горшках, тетради, деревянные предметы). Что общего у всех этих предметов? Назовите тему урока. | Записывают тему себе в тетрадь | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
Изучение нового материала | Как отличить растения от других организмов? Работа с немой схемой Выясним, какой признак объединяет все растения в одно царство? Где на нашей планете Земля можно встретиться с растениями.
Все растения разнообразны по внешнему виду и по местам произрастания. и всё же специалисты – ботаники находят всё новые и новые ещё не известные науке. Чтобы легче разобраться во всём многообразии растений, их разделили на группы Но как вы думаете, на основании чего растения будут определенны в ту или иную группу? Из предложенных гербариев определите группы Царства растений. Работа по группам по плану: I группа изучает отдел Водоросли II группа изучает отдел Мохообразные IIIгруппа изучает отдел Папоротникообразные IVгруппа изучает отдел Голосеменные Vгруппа изучает отдел Покрытосеменные | Работа с рабочими тетрадями, подписывают основные части клетки. Работа с учебниками стр. 46. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Регулятивные: постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, давать определение понятиям. |
Закрепление нового материала | Дайте обоснованный ответ. - Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это? - В реке растёт кубышка жёлтая. К какому отделу растений относится? Почему? - Какое растение, растёт на стволах деревьев в лесу с северной стороны? Почему так решили? - Хвощ полевой растёт на кислых почвах, которые требуют известкования, для увеличения урожая на них. Найдите его на рисунках. Объясните своё решение. - Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения? | Устные ответы учащихся | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
Домашнее задание (инструктаж по выполнению) | Основное §11 выучить. Ответить подготовить письменный ответ на опрос №4 стр. 51. Приготовить проект о наиболее интересном вам растении. | | |
Рефлексия | Продолжи любое высказывание: -Сегодня я узнал о …; - Меня удивило,…; -Работая в группе, я понял,… | Выполняют прием « недописанный тезис». | Личностные УУД: Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |