Конспект открытого урока по биологии в 5 «Б» классе.
Тема «Значение растений в природе и для жизни человека»
Дата проведения: 16.03.2014 г. Учитель: Искрина Г.А.
Цели урока: повторить признаки живых организмов, выявить отличительные и характерные признаки растений, повторить основные группы растений, определить значение растений в природе и жизни человека; продолжить формирование логического, системного мышления; продолжить формирование бережного отношения к природе.
Задачи урока:
Образовательные: сделать выводы о значении растений в природе и для жизни человека, расширить представления учеников о живой природе.
Развивающие: развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.
Воспитательные: формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе.
На уроке формируются компетентности учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема вызов – осмысление - размышление. Стратегией урока является основной прием - кластер. На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт – чтение с маркировкой текста.. Форма работы – в группах. Основной принцип урока – принцип взаимодоверия и взаимопомощи.
Оборудование: таблицы с изображением различных растений, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Стадия вызова. Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает.
Мы все читаем равно в ней,
Но кто, читая, понимает…
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке в центре нашего внимания будут различные живые организмы, относящиеся к одному из царств живой природы, а что это за царство вы должны угадать. Загадки (учащиеся по первым буквам отгадок собирают слово, являющееся ключевой темой урока; учитель показывает слайд к каждой отгадке):
Полевой цветок народный, для гадания пригодный, (ромашка)
Вкусны - оближешь пальчики- оранжевые мячики.
Но только в них я не играю, а неизменно их съедаю, (апельсины)
Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки, А кора тонка, красна! Та красавица –(сосна)
Вот печальная картина: затянула пруд весь .. .(тина)
Её всегда в лесу найдёшь - пойдём гулять и встретим: стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем, (ель)
Голубой лужок, голубой бережок, голубеет всё вдали - какие цветы зацвели? (незабудка)
Очень часто под водою, словно согнута бедою Вся печальна, молчалива, узколиста плачет...(ива)
А вот этот злак похож на пшеницу и на рожь.
Но в колоске один цветок - так будь внимательней, знаток, (ячмень)
Соединим первые буквы ответов и получилось слово: РАСТЕНИЯ - царство Растений
Мы с вами изучили самые разные группы растений теперь давайте их вспомним и отобразим все многообразие растительного мира в виде схемы:
Водоросли Мхи Папоротники
РАСТЕНИЯ.
Голосеменные Покрытосеменные
(учащиеся выходят к доске и записывают потом проверяют по слайду)
Растений большое количество, а для чего они нужны?
Работа в парах. Учащиеся в тексте учебника стр.88 находят значение растений, обсуждают.
А) в природе:
очищают воздух от пыли, вредных химических соединений
служат пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники
являются средой обитания для животных
служат убежищем для ценных животных и птиц
участвуют в образовании почвы
вырабатывают фитонциды - летучие бактерицидные вещества
способствуют понижению температуры воздуха
снижают действие ветра и шума
Б) в жизни человека:
В зелёной поликлинике лесной
Сестрою милосердия в халате
Наклонится берёзка надо мной...
Я буду пить дыханье майских ёлок,
Весенний лес всем сердцем обойму,
И старый дуб, как старый кардиолог,
Продлит мне жизнь...( приготовление лекарств)
Физкультминутка:
Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры учитель может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.
Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.
Растительный покров нашей планеты образован, прежде всего дикорастущими растениями – ни расту без участия человека. И культурными, которые выведены человеком (пищевые, кормовые, технические, декоративные, лекарственные).
Далее ребятам предлагается заполнить таблицу «З-Х-У» («Знаю - Хочу знать - Узнал» )
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
III Подведение итого.
Вывод: без растений жизнь на нашей планете невозможна. Многие виды живых организмов уже исчезли с "лица" Земли, другим угрожает вымирание. Сохранить и воссоздать благоприятные природные условия для жизни растений - вот одна из главных задач человечества.
Рефлексия.
1. (первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
И оставшееся время предложить детям отгадать загадки:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
Каждой весной лапы еловые
Старые лампы меняют на новые. (Шишки)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
Что за дерево, ответьте:
Всю весну, когда цветет,
Самый вкусный мед на свете
Щедро пчелам раздает? (Липа)
Колюч, как еж,
А красив, как роза. (Шиповник)
IV. Домашнее задание.
Стр. 88-90 учебника.