СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Значение растений в природе и для жизни человека".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока в 5 классе по теме "Значение растений в природе и для жизни человека".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Значение растений в природе и для жизни человека".»

Конспект открытого урока по биологии в 5 «Б» классе.

Тема «Значение растений в природе и для жизни человека»

Дата проведения: 16.03.2014 г. Учитель: Искрина Г.А.

Цели урока: повторить признаки живых организмов, выявить отличительные и характерные признаки растений, повторить основные группы растений, определить значение растений в природе и жизни человека; продолжить формирование логического, системного мышления; продолжить формирование бережного отношения к природе. 

Задачи урока:
Образовательные: сделать выводы о значении растений в природе и для жизни человека, расширить представления учеников о живой природе.

Развивающие: развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.

Воспитательные: формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе.

На уроке формируются компетентности учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема вызов – осмысление - размышление. Стратегией урока является основной прием - кластер. На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт – чтение с маркировкой текста.. Форма работы – в группах. Основной принцип урока – принцип взаимодоверия и взаимопомощи.

Оборудование: таблицы с изображением различных растений, презентация.

Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Стадия вызова. Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает.
Мы все читаем равно в ней,
Но кто, читая, понимает…

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке в центре нашего внимания будут различные живые организмы, относящиеся к одному из царств живой природы, а что это за царство вы должны угадать. Загадки (учащиеся по первым буквам отгадок собирают слово, являющееся ключевой темой урока; учитель показывает слайд к каждой отгадке):

  1. Полевой цветок народный, для гадания пригодный, (ромашка)

  2. Вкусны - оближешь пальчики- оранжевые мячики.
    Но только в них я не играю, а неизменно их съедаю, (апельсины)

  3. Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки, А кора тонка, красна! Та красавица –(сосна)

  4. Вот печальная картина: затянула пруд весь .. .(тина)

  5. Её всегда в лесу найдёшь - пойдём гулять и встретим: стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем, (ель)

  6. Голубой лужок, голубой бережок, голубеет всё вдали - какие цветы зацвели? (незабудка)

  7. Очень часто под водою, словно согнута бедою Вся печальна, молчалива, узколиста плачет...(ива)

  8. А вот этот злак похож на пшеницу и на рожь.
    Но в колоске один цветок - так будь внимательней, знаток, (ячмень)

Соединим первые буквы ответов и получилось слово: РАСТЕНИЯ - царство Растений

Мы с вами изучили самые разные группы растений теперь давайте их вспомним и отобразим все многообразие растительного мира в виде схемы:

Водоросли Мхи Папоротники

РАСТЕНИЯ.

Голосеменные Покрытосеменные

(учащиеся выходят к доске и записывают потом проверяют по слайду)

Растений большое количество, а для чего они нужны?

Работа в парах. Учащиеся в тексте учебника стр.88 находят значение растений, обсуждают.

А) в природе:

  • обогащают воздух кислородом

  • поглощают углекислый газ

  • очищают воздух от пыли, вредных химических соединений

  • служат пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники

  • являются средой обитания для животных

  • служат убежищем для ценных животных и птиц

  • участвуют в образовании почвы

  • вырабатывают фитонциды - летучие бактерицидные вещества

  • способствуют понижению температуры воздуха

  • снижают действие ветра и шума

Б) в жизни человека:

  • служат пищей

  • сырьё для различных отраслей промышленности

В зелёной поликлинике лесной
Сестрою милосердия в халате
Наклонится берёзка надо мной... 
Я буду пить дыханье майских ёлок, 
Весенний лес всем сердцем обойму, 
И старый дуб, как старый кардиолог,

Продлит мне жизнь...( приготовление лекарств)

  • изготовление бумаги

  • изготовление одежды

  • украшают жизнь и приносят радость.

Физкультминутка:

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры учитель может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

Растительный покров нашей планеты образован, прежде всего дикорастущими растениями – ни расту без участия человека. И культурными, которые выведены человеком (пищевые, кормовые, технические, декоративные, лекарственные).

Далее ребятам предлагается заполнить таблицу «З-Х-У» («Знаю - Хочу знать - Узнал» )


Знаю

Хочу знать

Узнал





Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

III Подведение итого.


Вывод: без растений жизнь на нашей планете невозможна. Многие виды живых организмов уже исчезли с "лица" Земли, другим угрожает вымирание. Сохранить и воссоздать благоприятные природные условия для жизни растений - вот одна из главных задач человечества.


Рефлексия.

  • Используя материал сегодняшнего урока, учащимся нужно сформулировать как можно больше ответов на вопрос: «За что я хочу сказать спасибо растениям?»

  • Составление синквейна:

1. (первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

И оставшееся время предложить детям отгадать загадки:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом – 
Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)

Каждой весной лапы еловые 
Старые лампы меняют на новые. (Шишки)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

Что за дерево, ответьте:
Всю весну, когда цветет,
Самый вкусный мед на свете
Щедро пчелам раздает? (Липа)

Колюч, как еж,
А красив, как роза. (Шиповник)

IV. Домашнее задание.

Стр. 88-90 учебника.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!