Конспект открытого урока по математике в 3 б классе
по теме «Решение задач»
Тема: Решение задач (Уроки повторения и обобщения изученного)
Цели: 1. Закреплять представления о понятии «доля».
2. Формировать представления об алгоритме нахождения числа по его доле.
3. Продолжать подробно рассматривать решение задач на нахождение доли от числа.
4. Рассматривать решение задач на нахождение числа по его доле.
5. Развивать умение находить значения выражений с двумя переменными при заданном значении переменных.
6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
План урока:
I. Актуализация знаний.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.(1 мин.)
2. Минутка чистописания.(1мин.)
3. Устный счет. Фронтальная работа.(10 мин)
3.1. Математический диктант.
3.2. Решение задач.
II. Формулирование темы и целей урока.( мин.)
III. Выбираем задания и тренируемся.
1. Работа с учебником. Работа в парах. Устно.( мин.)
2. Работа у доски и самостоятельная работа. Примеры.( мин.)
3. Решение задач. Работа в парах.( мин.)
3.1. Задача № 4 стр.84.
Физминутка (1 мин.)
3.2. Задача в конверте. Фронтальная работа.
4. Самостоятельная работа. ( мин.)
5. Работа с заданием в учебнике. Устно. Фронтальная работа. ( мин.)
IV. Итог урока.( мин.)
Рефлексия.( мин.)
V. Домашнее задание.( мин.)
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
1. Организационный момент. (Слайд 1)
- Ребята, у нас сегодня гости.- Поприветствуйте их. – Садитесь.
- К нам на урок пришли герои фильма «Тайна третьей планеты» Алиса Селезнева и ее друзья. (Слайд 2). Они приготовили для нас интересные и познавательные задания.- Для выполнения заданий нужно быть внимательным и активным.
2. Минутка чистописания.
-Итак, первое задание Алисы и ее друзей. ( Слайд 3).
– Кто мне скажет, какое сегодня число? (28 ноября)
– Что вы можете сказать о числе 28?
(Число 28– двузначное, записано с помощью цифр – 2 и 8, соседи 27и 29. В числе 28 всего 28 единиц, из них 8 отдельных единиц и 2 десятка. Число 28 можно заменить суммой разрядных слагаемых 20 и 8.)
-Откройте тетради.
- Запишите число, классная работа, соблюдая правила посадки при письме. (Слайд 4.1.)(и на доске)
– Продолжим работать. Какие двузначные числа можно составить с помощью цифр 2 и 8 ? (22,28,82,88) – Запишите эти числа в порядке возрастания. (Слайд4.2.)и на доске.
3. Устный счет. Фронтальная работа. (Слайд 5)
3.1. Математический диктант.
- Алиса и ее друзья приготовили нам небольшой математический диктант.
-Найдите значения выражений и запишите ответы строчку:
сумма чисел 33 и 67; (33+67=100)
частное чисел 48 и 12;(48:12= 4)
произведение 14 и 5; (14∙5=70)
разность 54 и 40; (54-40=14)
сумму чисел 25 и 5 разделить на 2;(25+5):2=15)
увеличь число 18 на 3; (18+3=21)
во сколько раз 42 больше 6?(42:6=7)
делимое 45, частное 5. Чему равен делитель?(45:5=9)
произведение чисел 72. Один из множителей равен 8. Чему равен другой множитель?(72:8=9)
найдите 1 от 20; 1 от 9
2 3
-Взаимопроверка.
-Птица Говорун и робот Сева предлагают вам обменяться тетрадями, взять карандаши и проверьте друг у друга работы. – Напоминаю, у кого ни одной ошибки – поставьте 5, одна- две ошибки – 4, 3 и более -3.
3.2.Решение задач.
- Отложили тетради, поработаем устно.
- Ребята, давайте вспомним, как находить долю от числа и число по его доле, прорешав эти небольшие задачи. (Слайд 6.1)
- Длина полоски 15 см. Отрезали 1/5 часть её длины. Сколько сантиметров полоски отрезали? ( 15:5 = 3 см)
- (3см)
-Как считали?
-15:5
- Что находили?(Долю от числа)(Слайд 6.2)
-Как находим? (Чтобы найти долю от числа надо число разделить на количество долей) (Слайд 6.3)
Длина ½ полоски равна 9 см. Чему равна длина всей полоски? (9см∙2 =18 см)
- (18см)
-Как считали?
- 9см∙2
- Что находили?(Число по доле) (Слайд 6.4)
-Как находим? (Чтобы найти неизвестное число по его доле, надо долю этого числа умножить на число долей )
(Слайд7.1.)
Найдите ¼ от 48, 72, 88, 96, 56, 64 (Слайд7.2.) (12, 18, 22,24,16)
-Как считали?
- Действием деления.
(Слайд7.3.)
1/10, ½, 1/6, 1/15, 1/3, 1/25, 1/7 (Слайд7.4.)
( 1/25, 1/15, 1/10, 1/7, 1/6, ½)
-Как решали?
(Чем больше число долей, тем меньше каждая доля)
- Птица Говорун и робот Сева вами довольны.
II. Формулирование темы и целей урока.(Слайд 8)
- А вот Громозека – друг Алисы предлагает нам заглянуть в учебник.
- Откройте учебник на странице 84.
- Окиньте взглядом разворот учебника.
- Какие задания нам предстоит выполнить? (Решать примеры и задачи, составлять выражения).(Слайд 9)
- Какова тема нашего урока? (Решение задач.)
III. Выбираем задания и тренируемся.
1. Работа у доски и самостоятельная работа.
Задание № 3, с. 84 ( 1-ый столбик).
- Алиса и ворона Дуня предлагают поработать у доски.
- Выполним задание 3 на странице 83 первый столбик. - У доски будет работать ……
+ 12) : 6 + 16 ∙ 3 =56 ( у доски 2 ученика – порядок действий и решение)
вариант 97 – 6 ∙ (11+5) + 99 =100
2 вариант (33 + 39) : 6 ∙5 – 42 =18
Проверяем. (Слайд 10)
Самоопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями. – Возьмите карандаши и проверьте по слайду.
2. Решение задач. Работа в парах.
-Следующие задания робота Севы можно решить в парах.
2.1. Задача № 4, с. 84. (Слайд 11)
- Возраст Дуни с лет, а домашнего робота Севы d лет.
- Поставьте вопросы к составленным выражениям.
(с:d Во сколько раз Сева старше Дуни. (Слайд 12.1)
c-d На сколько лет Сева старше Дуни?
с+d Каков общий возраст вороны Дуни и робота Севы?)
- Найдите значения этих выражений. (Слайд 12.2)
При с = 84, d=12
84:12 = 7 (один ученик у доски)
84-12 = 72 (один ученик у доски)
84+12 =96 (один ученик у доски)
Физминутка (Слайд 13)
Мы считали, отвечали,
А теперь все дружно встали.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Влево, вправо повернёмся,
И друг другу улыбнёмся.
2.2. Задача в конверте.
-Папа Алисы приготовил для нас задачу.
-Для украшения подарочных коробок приготовили 45 дм ленты. Пятнадцатая часть ленты запуталась и ее отрезали. Сколько дециметров ленты осталось?
Учитель:
-Что известно?
-Что нужно узнать?
- Как будем находить? - Можем сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему? (не знаем, сколько отрезали)
- Можем узнать? (да)
-Как узнаем? (45:15 = 3l дм)
- А теперь можем ответить на вопрос задачи? (да)
-Как? (из 45 - 3 )
- Сколько получилось действий? (два)
-К доске выходит ……. и запишет решения задачи с пояснением.
________________________________________
45: 15=3(дм) – отрезали.
45-3=42(дм) – осталось.
Ответ:42 дециметра ленты осталось.
3.Самостоятельная работа.
- Алиса и ее друзья приготовили для вас задания для самостоятельной работы.
- На столах у вас лежат карточки и листочки. – Подпишите листочки и выполните задания по вариантам.
Задача № 6 на странице 86.
Решите задачу.
Задание на сравнение.
Сравните.
1 1 ; 1 1; 1 1; 1 1; 1 1; 1 1
2 4 6 3 2 12 3 4 6 12 2 3
- Сдайте работы.- Передайте….
4.Работа с учебником. Фронтальная работа. Устно.
Домашний робот Сева предлагает вам следующие задания в учебнике.
Резерв. Задание № 7 , с. 85.
- Дуня помогла сложить Севе вещи в шкаф. По какому признаку она это сделала? (по форме)
Резерв. Лабиринт. Задание № 10 (на слайде)
-Пройдите лабиринт. - Число в центре – произведение трех чисел в воротах.
Запишите: 2 ∙ 2 ∙ 6 = 24
IV. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу.- Алиса и ее друзья вами довольны.
Рефлексия.
- Чему учились сегодня на уроке? (решать задачи)
- Какие задачи решали? (на нахождение доли числа и числа по его доле)
- У вас на столах конверты – подарки от Алисы и ее друзей. – Откройте конверты.
-Выберите тот кружочек, который охарактеризует вашу деятельность сегодня на уроке.
-Я довольна вашей работой. – За работу на уроке следующие учащиеся получили отметки…….
V. Домашнее задание.(на слайде)
Зад. № 5 на стр.84
- Урок окончен. (на слайде)
Резерв:
Задание № 9, с. 85.
1-й способ (1 · 2 + 3) · 4 · 5 = 100
2-й способ 1 · (2 + 3) · 4 · 5 = 100
3-й способ (1 + 23 – 4) · 5 = 100
Задание № 8, с. 85.
(Решение основано на том, что магическая сумма равна сумме всех чисел магического квадрата, делённой на 3. После этого магический квадрат без труда восстанавливается)
Для первого квадрата магическая сумма равна:
(7 + 8 + 4 + 6 + 11 + 5 + 12 + 10 + 9) : 3 = 24.
Для второго квадрата магическая сумма равна:
(17 + 18 + 20 +16 + 21 + 22 + 14 + 15 + 19) : 3 = 54.
Ответ:
– Сравните:
67 * 76 4 дм 5 см * 46 см
38 * 39 1 м * 100 см
45 * 35 2 дм * 10 см
– Сколько задач решили вместе Катя, Петя и Вова, если Катя решила 6 задач, Петя – на 3 задачи больше, а Вова в 3 раза больше, чем Петя?
– Разбейте фигуры на группы. Найдите отрезки, из которых можно составить прямоугольник.
Конспект открытого урока по математике в 3 б классе
по теме «Решение задач»
Тема: Решение задач (Уроки повторения и обобщения изученного)
Цели: 1. Закреплять представления о понятии «доля».
2. Формировать представления об алгоритме нахождения числа по его доле.
3. Продолжать подробно рассматривать решение задач на нахождение доли от числа.
4. Рассматривать решение задач на нахождение числа по его доле.
5. Развивать умение находить значения выражений с двумя переменными при заданном значении переменных.
6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
План урока:
I. Актуализация знаний.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.(1 мин.)
2. Минутка чистописания.(1мин.)
3.1. Индивидуальная работа. (по карточкам). (10 мин)
3.2. Устный счет.
II. Формулирование темы и целей урока.(1 мин.)
III. Выбираем задания и тренируемся.
1. Работа с учебником. Работа в парах. (3мин.)
2. Работа у доски и самостоятельная работа. (7 мин.)
3. Работа с выражением. Работа в парах.(7 мин.)
Физминутка (1 мин.)
4. Решение задач. Работа в парах.(10 мин.)
5. Работа с заданием в учебнике. Устно. Фронтальная работа.
6. Работа с заданиями на сравнение долей. Самостоятельная работа. (7 мин.)
IV. Итог урока.(1 мин.)
Рефлексия.(1 мин.)
V. Домашнее задание.(1 мин.)
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
1. Организационный момент.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок!
Подравнялись, подтянулись,
Сели тихо, улыбнулись.
- К нам на урок пришли герои фильма «Тайна третьей планеты» Алиса Селезнева и ее друзья. (на слайде) Они приготовили для нас интересные и познавательные задания.- Для выполнения заданий нужно быть внимательным и активным.
2. Минутка чистописания.
-Итак, первое задание Алисы и ее друзей. ( на слайде).
– Кто мне скажет, какое сегодня число? (28 ноября)
– Что вы можете сказать о числе 28?
(Число 28– двузначное, записано с помощью цифр – 2 и 8, соседи 27и 29. В числе 28 всего 28 единиц, из них 8 отдельных единиц и 2 десятка. Число 28 можно заменить суммой разрядных слагаемых 20 и 8.)
-Откройте тетради.
- Запишите число, классная работа, соблюдая правила посадки при письме. (на слайде)и на доске.
– Продолжим работать. Какое двузначное и трехзначное число можно составить с помощью цифры 2? (22, 222 ) – Запишите эти числа через одну клеточку вправо до конца строки. (на слайде)и на доске.
- Отложили тетради, поработаем устно, выполнив следующие задания Алисы и ее друзей. - А несколько человек будут работать по карточкам. –Задания различные по степени трудности.
3.1. Индивидуальная работа.(по карточкам).
– Сравните:
67 * 76 4 дм 5 см * 46 см
38 * 39 1 м * 100 см
45 * 35 2 дм * 10 см
– Сколько задач решили вместе Катя, Петя и Вова, если Катя решила 6 задач, Петя – на 3 задачи больше, а Вова в 3 раза больше, чем Петя?
г) – Разбейте фигуры на группы. Найдите отрезки, из которых можно составить прямоугольник.
3.2. Устный счет. Фронтальная работа. (на слайде)
Длина полоски 15 см. Отрезали 1/5 часть её длины. Сколько сантиметров полоски отрезали? ( 15:5 = 3 см)
Длина ½ полоски равна 9 см. Чему равна длина всей полоски? (9см∙2 =18 см)
Длина отрезка 6 см. Это составляет ½ длины второго отрезка. Найдите длину второго отрезка. (6см∙2 =12 см)
Масса арбуза 9 кг. Найдите массу 1/3 части арбуза.(9:3=3 см)
Найдите ¼ от 48, 72, 88, 96, 56, 64 (12, 18, 22,24,16)
Расположите в порядке возрастания:
1/10, ½, 1/6, 1/15, 1/3, 1/25, 1/7 ( 1/25, 1/15, 1/10, 1/7, 1/6, ½)
II. Формулирование темы и целей урока.
- Громозека – друг Алисы предлагает нам заглянуть в учебник.
- Откройте учебник на странице 84.
- Окиньте взглядом разворот учебника.
- Какие задания нам предстоит выполнить? (Решать примеры и задачи, составлять выражения)
- Какова тема нашего урока? ( Повторение изученного.)
- Обратите внимание на задания, которые можно выполнить в парах.
III. Выбираем задания и тренируемся.
-Алиса и ее инопланетный друг предлагают нам следующие задания проработать в парах.
1. Работа в парах.
Задания № 1, 2, с. 84.
- Прочитайте. Обсудите в парах и подготовьте ответы на вопросы.
-Проверяем.
Задание 1.
-Назовите по два натуральных числа, при делении которых на 7 в остатке может получиться 2,5,0 ( 9, 16; 12, 37; 7, 0)
- Может ли при делении на 10 в остатке получиться 9,11,8,10? (9,8 – может, 11,10 – не может, т.к остаток должен быть меньше делителя. )
2. Работа у доски и самостоятельная работа.
Задание № 3, с. 84 ( 1-ый столбик).
- Алиса и ворона Дуня предлагают поработать у доски.
- Выполним задание 3 на странице 83 первый столбик. - У доски будет работать ……
Проверяем. (на слайде)
- Второй столбик выполним самостоятельно.
- Выполняем.
Взаимопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями. – Возьмите карандаши и проверьте по слайду. (На слайде).-
3. Решение задач. Работа в парах.
-Следующие задания гнома Вени можно решить в парах.
Задача № 4, с. 84.
- Возраст Дуни с лет, а домашнего робота Севы d лет.
- Поставьте вопросы к составленным выражениям.
(с:d Во сколько раз Сева старше Дуни.
c-d На сколько лет Сева старше Дуни?
с+d Каков общий возраст вороны Дуни и робота Севы?)
- Найдите значения этих выражений.
При с = 84, d=12
84:12 = 7
84-12 = 72
84+12 =96
Физминутка
Мы считали, отвечали,
А теперь все дружно встали.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Влево, вправо повернёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Задачи № 6, с. 84
-Папа Алисы приготовил для нас задачи.
- Прочитайте обе задачи.
- Что вы заметили? (похожие данные)
- Что обозначают эти данные?
- В чём отличие?
( В первой задаче надо найти ¼ часть от 16, а во второй задаче 16 таблеток – это только ¼ часть все таблеток).
Одинаково ли будут решаться задачи? (Нет)
- Вспомните, как найти часть от числа.
- Как найти число по его известной части?
- Решите задачи.
- Рассмотрим задачу (а).
- О ком говорится в задаче?
-Что известно?
- Что нужно узнать?
- Как узнаем?
Условие на слайде. (Круговая диаграмма)
Запись решения учеником у доски:
16 : 4 = 4 (дн.)
Ответ: 4 дня.
Проверка решения по слайду.
- Рассмотрим задачу (б).
- О ком говорится в задаче?
-Что известно?
- Что нужно узнать?
- Как узнаем?
Условие на слайде.
Запись решения учеником у доски:
16 ∙ 4 = 64 (т.)
Ответ: 64 таблетки.
Проверка решения по слайду.
4.Фронтальная работа. Устно.
Домашний робот Сева предлагает вам следующие задания.
Задание № 7 , с. 85.
- Дуня помогла сложить Севе вещи в шкаф. По какому признаку она это сделала? (по форме)
Самостоятельная работа.
Сравните.
1 1 ; 1 1; 1 1; 1 1; 1 1; 1 1
2 4 6 3 2 12 3 4 6 12 2 3
-Сверьте с правильными ответами. – Оцените свою работу.
Лабиринт. Задание № 10 (на слайде)
-Пройдите лабиринт. - Число в центре – произведение трех чисел в воротах.
IV. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу.- Алиса и ее друзья вами довольны.
–За работу на уроке следующие учащиеся получили отметки…….
Рефлексия.
- Чему учились сегодня на уроке? (
- Какие задачи решали? ( на нахождение доли числа и числа по его доле)
- Всё ли получалось?
- Над чем ещё надо поработать?
-У вас на столах конверты – подарки от Алисы и ее друзей. –Откройте конверты.
-Выберите тот кружочек, который охарактеризует вашу деятельность сегодня на уроке.
V. Домашнее задание.(на слайде)
Зад. № 5 на стр.84
- Урок окончен. (на слайде)
Резерв:
Задание № 9, с. 85.
1-й способ (1 · 2 + 3) · 4 · 5 = 100
2-й способ 1 · (2 + 3) · 4 · 5 = 100
3-й способ (1 + 23 – 4) · 5 = 100
Задание № 8, с. 85.
(Решение основано на том, что магическая сумма равна сумме всех чисел магического квадрата, делённой на 3. После этого магический квадрат без труда восстанавливается)
Для первого квадрата магическая сумма равна:
(7 + 8 + 4 + 6 + 11 + 5 + 12 + 10 + 9) : 3 = 24.
Для второго квадрата магическая сумма равна:
(17 + 18 + 20 +16 + 21 + 22 + 14 + 15 + 19) : 3 = 54.
Ответ:
– Сравните:
67 * 76 4 дм 5 см * 46 см
38 * 39 1 м * 100 см
45 * 35 2 дм * 10 см
– Сколько задач решили вместе Катя, Петя и Вова, если Катя решила 6 задач, Петя – на 3 задачи больше, а Вова в 3 раза больше, чем Петя?
– Разбейте фигуры на группы. Найдите отрезки, из которых можно составить прямоугольник.
Цели урока:
познакомить с новой единицей измерения времени – сутки;
закрепить представление о временной последовательности событий;
закрепить знания о ранее изученных единицах измерения времени;
развивать внимание, зрительную и слуховую память, сообразительность, умение говорить грамотно, используя математические термины, логическое мышление, интерес к математике;
воспитывать чувство взаимовыручки, самостоятельность и дисциплинированность.
Оборудование: учебник “Математика” 3 класс. Часть 1. М.: Баласс, модель циферблата (у всех детей), текст пословицы, иллюстрации Московского Кремля, Кремлёвских курантов, тест «Проверь себя», схема с цифрами для учащихся и для работы у доски, карточки для индивидуальной работы, запись боя Кремлёвских курантов, презентация.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
1.Организационный момент. (на слайде)
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок!
Подравнялись, подтянулись,
Сели тихо, улыбнулись.
- К нам на урок пришли герои фильма «Тайна третьей планеты» Алиса Селезнева и ее друзья. (на слайде) Они приготовили для нас интересные и познавательные задания.- Для выполнения заданий нужно быть внимательным и активным.
2. Минутка чистописания.
– Ребята, кто мне скажет какое сегодня число? (22 ноября)
– Что вы можете сказать о числе 22?
(Число 22– двузначное, записано с помощью одной цифры – 2 , соседи 21и 23. В числе 22 всего 22 единицы, из них 2 отдельных единицы и 2 десятка. Число 22 можно заменить суммой разрядных слагаемых 20 и 2.)
- Запишите число, классная работа. (на слайде)и на доске.
– Продолжим работать. Какое однозначное и двузначное число можно составить с помощью цифры 2? (2,22) – Запишите эти числа. (на слайде)и на доске
3.Устный счет.
- Отложили тетради, поработаем устно, выполнив задания Алисы и ее друзей. - А несколько человек будут работать по карточкам.
3.1.Индивидуальная работа.(8 уч.)
к. Найдите значения выражений удобным для вас способом.
1) 13 ∙ 3 + 19 ∙ 3 2) 13 ∙ 4 + 12 ∙ 4
16 ∙ 5 – 14 ∙ 5 4) 28 ∙ 2 + 17 ∙ 2
5-8 к. Вычислите.
1) 91 : 7 ( 39 + 29) : 4
2) 80 : 5 63 : ( 3 ∙ 7)
3) 64 :4 ( 90 – 5) : 5
9-10 к. Составьте задачи по краткой записи и решите их.
1) 7 ящ. – 49 кг 2) 2 букета – 30 гвоздик
? ящ. - 70 кг ? б. - 90 гвоздик
3.2.Фронтальная работа. (на слайде)
- Мы запомнили все враз:
60 минуток – это …(час)
- Я твержу сестре Анюте:
60 секунд в … ( 1 минуте)
Урок математики начинается в 13 ч 40 мин. Он будет продолжаться 40 мин. в котором часу он закончится?
1/2 часа? ( 30 минут) (60:2)
1/3 года? мес. (4 месяца) (12:3)
1/6 часа? минут (10 минут) (60:6)
2 мин = ….с (120 секунд) (60+60)
- (Работа с моделью часов) - Пользуясь моделью часов, покажите время:
4 часа 45 минут 7 часов 20 минут
«Без четверти девять», «четверть второго»,
«Половина двенадцатого», «половина после семи».
- Переведите (на доске) (один ребенок у доски)
1 мин 3 с = … с (60+3=63с)
1 час 23 мин = … мин (60+23=83мин)
1 год = …месяцев (12 мес.)
1 месяц = … дней (30, 31,28,29 дней)
3 дня = …ч. (не знают) (72ч)
- Почему это задание вызвало у вас затруднение?
(Нужно знать, сколько часов содержится в дне и ночи)
-Что больше, 15 часов или сутки? (не знают)
-Почему не сможем ответить?
-(Не знаем, сколько часов в сутках).
II. Сообщение нового.
1. Фронтальная работа
- Есть такое выражение «День и ночь – сутки прочь»(на слайде)
- Что оно значит? (День сменяется ночью). - Что такое сутки? (общая продолжительность дня и ночи).
- Сформулируйте тему нашего урока «Единица времени – сутки» (на слайде).
Цель нашего урока: познакомиться с новой единицей времени.
-Для достижения цели нашего урока поработаем с макетом часов. Сколько цифр на часах?(12) Маленькая стрелка часов – часовая. Она проходит от одной большой чёрточки до другой за один час. Большая стрелка – минутная. Она проходит от одной маленькой чёрточки до другой за 1 минуту.
- А какая стрелка не всегда может встретиться в часах?(секундная)
Сколько часов отсчитывает часовая стрелка, проходя один круг? (12)Два круга? (? ,……24)
За сутки часовая стрелка дважды обходит циферблат.
1 сутки = 24 часа (на слайде)
Су́тки — единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. Сутки состоят из дня и ночи.
2. Работа в парах. Работа с учебником.
-Зная это, Алиса и гном Веня приготовили для вас задания в учебнике.
Задание № 1, с. 92
– Друг Алисы гном Веня в течение дня сделал несколько рисунков. - Какое время показывают стрелки механических часов на рисунках Вени. (на слайде)
9.10 или 21.10 , 5.45 или 17.45 , 11.20 или 23.20
– Можете ли вы сказать, глядя на рисунки, утром или вечером они сделаны? (нет)
- Когда начинается новый день? (0 часов, 0 минут – полночь)
(на слайде)
_ А вы знаете, что 2 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны – Кремлёвские куранты. Они расположены на Кремлёвской башне в Москве на Красной площади. Ежечасно торжественно и величаво раздаётся их бой. К нему прислушиваются люди всего мира. И нет ни одного человека, который бы не знал мелодичный и волнующий бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля.
– Давайте послушаем бой Кремлёвских курантов. (запись)
Куранты бьют 12 раз – день закончен, и секундная стрелка с первым шагом вперёд по циферблату начинает отсчёт нового дня. Через 12 часов – Куранты снова бьют 12 раз – это полдень – прошла половина суток и через 12 часов – полночь – сутки прошли. Часовая стрелка сделала два оборота по циферблату.
3. Работа со схемой в оранжевой рамке.
– Посмотрите на схему в рамке учебника (стр. 92). (на слайде)
-Сутками называют любой промежуток времени в 24 часа. – Например, от8 часов утра одного дня до 8 часов утра следующего дня проходит время, равное суткам.
– Если ваши сутки начнутся в 7 часов (вы проснулись в это время), то когда они закончатся? (в 7 часов следующего дня)
III. Первичное закрепление.
Фронтальная работа (устно).
- Прочитайте задание в учебнике к № 2 на стр. 92.
– Как по-разному можно прочитать время на данных часах?
а)3ч25 мин, 11ч55мин,10ч50мин;
б)15ч25мин, 23ч55мин, 22ч50мин;
№ 3, стр. 93
– Возьмите модель циферблата и покажите время, изображённое на электронных часах из упражнения 3.
13.50 ; 7.50 ; 19.30 ; 16.40 ;
Физминутка от Алисы и Громозеки.
Сколько дней в неделе
Столько мы похлопаем
Сколько месяцев в году
Столько руки подниму.
Сколько месяцев зимой,
На левой прыгаем с тобой.
Сколько месяцев весной,
На правой прыгаем с тобой.
Сколько летом отдыхаем
Мы глазами поморгаем.
Месяцы осенние. Сначала все присели,
Потом обратно встали,
Головкой покачали.
IV. Выбираем задания и тренируемся.
- Следующие задания для вас приготовили Алиса и робот Сева.
-Запишем в тетрадях.
Самостоятельная работа в парах.
Задача № 4а, с. 93 (Учащиеся используют модель циферблата)
-Прочитайте задачу 4 (а).
-О ком говорится в задаче?
-Что известно?
-Что нужно найти?
-Можем сразу решить?
-Как будем решать?
Запись ответов в столбик в тетрадь:
24 часа
2. Задача № 4б, с. 93
- Прочитайте задачу 4(б).
- О ком говорится в задаче?
-Что известно?
-Что нужно найти?
-Можем сразу ответить на вопрос задачи?
-Как будем решать?
- Подумайте, как записать решение этой задачи?
1) 24-6 =18 (ч)
2) 26-18=8(ч)
- В какое время суток причалил теплоход?
8 часов утра
3. Задание № 5, с. 93
а) решение у доски:
24:2=12 ч 24:4=6 ч
24:12 =2 ч 24 2=12 ч
24 3=36 ч
б, в) самостоятельное решение по вариантам с взаимопроверкой результатов с доски.
б)1ч = 60 мин 1ч 25мин=85 мин
в)1мин30с =90 с
1мин40с=90с
РЕЗЕРВ 4. Задание № 6, с. 93
- Прочитайте задание и подумайте, как определить каждую закрашенную часть времени, в которую Алиса была чем-то занята?(найти долю от числа)
- Какому занятию Алиса посвятила больше всего времени? (помогала роботу Севе – зеленым цветом) А меньше всего времени? (учила марсианский язык) Почему?
– Скажите, какую часть суток Алиса занималась каждым делом?
– Чему эта часть равна?
V. Итог урока.
- Какие единицы времени мы повторили, а какую изучили?
- Сколько в 1 сутках часов?
- Что было особенно интересно на уроке?
- Сможете ли вы использовать новые знания в повседневной жизни?
Рефлексия
Молодцы, ребята! Вы прекрасно поработали на уроке и выполнили все задания Алисы и ее друзей. За свою работу получили следующие отметки: …
- На столах вас кружочки.- Выберите тот, который отражает вашу работу на уроке.
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его!
- Не тратьте время даром и заполняйте его только полезным, значимым, добрым и поучительным содержимым!
VI. Домашнее задание.
-Откройте дневники, запишите домашнее задание.
-Задача № 4в, с. 93(на слайде)
-На этом наш урок окончен.
Разбор задачи № 4 б) стр.93
-О ком говорится в задаче? (о Громозеке)
- Что говорится? (Он плыл на теплоходе)
- Что известно? (Отошел от пристани в 6 часов утра, причалил через 26 часов)
- Что нужно узнать? ( В какое время причалил)
Запись условия:
Отошел от пристани – 6 часов утра
Пробыл в пути – 26 часов
Причалил – в ? часов
06:00_____________________________________? Ч.
Решение:
1 способ:
-Громозека был в пути больше или меньше суток? (Больше)
-Что мы знаем о сутках? ( В сутках 24 часа)
-– Что можем узнать? (На сколько больше, чем одни сутки, проплыл Громозека. Разницу.)
-Как узнаем, на сколько одно число больше или меньше другого? (Из большего вычтем меньшее. )
-Записываем первое действие:
26- 24=2(ч)- разница
Учитель поясняет: На столько больше, чем одни сутки, плыл Громозека.
-Какое время будет после того, как пройдут сутки? (6 ч утра следующего дня).
-А мы знаем, что в пути они были на 2 часа больше, чем сутки. –Как узнать, во сколько они прибыли? (к 6часам прибавить 2 часа)
- Записываем второе действие:
6ч+2ч=8(ч) – причалил.
- Ответили на вопрос задачи? (да) – Прочитайте вопрос. (В какое время причалил теплоход к следующей пристани?) – Как запишем ответ? ( в 8 часов утра).
-Записываем ответ:
Ответ: в 8 часов утра.
Учитель поясняет: в 8 часов утра следующего дня причалил теплоход к следующей пристани.
способ:
-
1)24-6=18 (ч)- прошел за первые сутки
2)26-18=8(ч) – прошел за следующие сутки
Ответ: в 8 часов утра.
способ:
- В какое время начинаются новые сутки? (В нуль часов)
- Известно, что Громозека отплыл в 6 часов утра и пробыл в пути 26 часов. - Как узнать, сколько времени прошло от начала суток и до окончания путешествия? ( к 6 часам прибавить 26 часов).
1) 6+26=32 часа (ч) – всего
-Сколько часов в сутках? (24 часа)
-Всего прошло 32 часа, как узнать во сколько прибыли? (32 – 24)
2) 32 - 24=8 ч
Ответ: в 8 часов утра.
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура урока ОНЗ.
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.
3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.
4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.
5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.
8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.
9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.
Способность учащихся к усвоению:
1-4 мин. – 60 % информации
5 - 23 мин. – 80 % информации
24 -34 мин. – 50 % информации
35 -45 мин. – 6 % информации
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.
1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.