СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Семейное право в РФ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознание в 9 классе направлен на изучение темы Семейное право

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Семейное право в РФ"»

Технологическая карта урока по обществознанию

Тема: Семейное право в РФ

Класс: 9 класс

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: Формирование представления учащихся о семье и браке как социальном институте и правовых аспектах регулирования брачных отношений в Российской Федерации.

Задачи урока:

  1. Образовательная: Изучение основных понятий семьи, брака, форм брака, условий заключения брака и правового регулирования брачных отношений в РФ.

  2. Развивающая: Развитие аналитического мышления, умения работать с нормативной базой, формулирования собственных выводов.

  3. Воспитательная: Воспитание уважения к семейным ценностям, понимания важности соблюдения законодательства.

Этапы урока

I. Организационный этап (2 минуты)

  1. Приветствие учеников.

  2. Проверка готовности класса к уроку.

Личностные УУД: Формирование позитивного отношения к учебной деятельности.

II. Актуализация знаний (7 минут)

  1. Вопросы ученикам:

    • Что такое семья?

    • Что такое брак?

    • Какие формы брака существуют в мире?

    • Как вы думаете, зачем нужно законодательное регулирование брачных отношений?

  2. Краткий обзор темы предыдущего урока.

Познавательные УУД: Повторение и закрепление ранее изученного материала.

III. Изложение нового материала (20 минут)

  1. Понятие брака:

    • Определение брака как социального института.

    • Исторические аспекты развития института брака.

  2. Формы брака:

    • Гражданский брак.

    • Церковный брак.

    • Фактический брак.

  3. Условия заключения брака в РФ:

    • Возраст вступления в брак.

    • Согласие сторон.

    • Отсутствие препятствий (например, наличие другого зарегистрированного брака).

  4. Правовое регулирование брака:

    • Семейный кодекс РФ.

    • Порядок регистрации брака.

    • Личные и имущественные права супругов.

Регулятивные УУД: Планирование последовательности действий для достижения цели урока.

Коммуникативные УУД: Восприятие и понимание информации, представленной учителем.

IV. Практическое задание (15 минут)

  1. Работа с нормативно-правовыми актами:

    • Анализ статей Семейного кодекса РФ, касающихся брака.

    • Обсуждение конкретных ситуаций (например, заключение брака между несовершеннолетними).

  2. Групповая работа:

    • Распределение учеников на группы.

    • Задание: подготовить краткое выступление по одной из тем (условия заключения брака, личные права супругов, имущественные отношения).

Познавательные УУД: Осознанное построение речевого высказывания, извлечение необходимой информации из текста.

Коммуникативные УУД: Совместная деятельность в группе, умение аргументированно высказывать свою точку зрения.

V. Закрепление материала (10 минут)

  1. Обсуждение результатов групповой работы.

  2. Ответы на вопросы учеников.

  3. Подведение итогов практической части.

Регулятивные УУД: Контроль и оценка результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: Умение выслушивать мнение других участников дискуссии.

VI. Рефлексия (5 минут)

  1. Вопросы ученикам:

    • Что нового вы узнали на уроке?

    • С какими трудностями столкнулись при работе с нормативно-правовыми актами?

    • Каковы ваши впечатления от групповой работы?

  2. Выставление оценок за активность и качество выполнения заданий.

Личностные УУД: Оценка собственного вклада в коллективную работу, осознание своих достижений и трудностей.

Регулятивные УУД: Самооценка собственной деятельности на уроке.

VII. Домашнее задание (1 минута)

  1. Прочитать соответствующие главы учебника.

  2. Подготовить сообщение на одну из тем:

    • История развития института брака.

    • Альтернативные формы семейных отношений.

Регулятивные УУД: Постановка целей для самостоятельной работы дома.

Используемые ресурсы

  1. Учебник по обществознанию для 9 класса.

  2. Семейный кодекс РФ.

  3. Презентация по теме урока.

  4. Карточки с заданиями для групповой работы.

Оценивание

  1. Активность на уроке — устные ответы, участие в дискуссиях.

  2. Качество выполнения практического задания.

  3. Участие в рефлексии.





Задача 1: Регистрация брака несовершеннолетних

Условия задачи:

Ивану 17 лет, а Марии 16 лет. Они решили вступить в брак. Родители Ивана согласны на брак, однако родители Марии против. Вправе ли органы ЗАГСа зарегистрировать такой брак? Изменится ли решение, если Мария беременна?

Решение:

Согласно статье 13 Семейного кодекса РФ, вступление в брак возможно с 18 лет. Однако закон допускает снижение брачного возраста до 16 лет при наличии уважительных причин, например, беременности невесты. В данном случае, если Мария действительно беременна, органы ЗАГСа могут разрешить регистрацию брака при согласии одного из родителей. Если же беременность отсутствует, то регистрация брака возможна только при наличии согласия обоих родителей.

Задача 2: Заключение брака при наличии препятствия

Условия задачи:

Алексей уже состоит в зарегистрированном браке с Ольгой. Однако он познакомился с Екатериной и решил заключить с ней брак. Может ли Алексей зарегистрировать новый брак, не расторгнув предыдущий? Если да, то какие последствия могут наступить?

Решение:

Статья 14 Семейного кодекса РФ запрещает заключение брака лицами, состоящими в другом зарегистрированном браке. Следовательно, Алексей не вправе заключать второй брак, пока первый не будет расторгнут. Попытка регистрации второго брака приведет к признанию его недействительным, а также к административной ответственности за нарушение законодательства.

Задача 3: Недействительность брака

Условия задачи:

Сергей и Анна заключили брак, однако через год выяснилось, что Сергей скрыл от Анны факт наличия у него психического заболевания, что делало его недееспособным. Имеет ли право Анна требовать признания брака недействительным? Какие основания предусмотрены законом для признания брака недействительным?

Решение:

Да, Анна имеет право требовать признания брака недействительным. Согласно статье 27 Семейного кодекса РФ, основанием для недействительности брака является сокрытие существенных обстоятельств, таких как недееспособность одного из супругов. Для признания брака недействительным необходимо обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.

Задача 4: Признание брака фиктивным

Условия задачи:

Игорь и Елена заключили брак. Через некоторое время стало известно, что целью заключения брака было получение гражданства Еленой, которая является иностранкой. Игорь фактически не проживал совместно с Еленой и не имел с ней общих детей. Может ли такой брак быть признан фиктивным? Какие доказательства необходимы для признания брака фиктивным?

Решение:

Да, такой брак может быть признан фиктивным. Статья 27 Семейного кодекса РФ предусматривает признание брака недействительным, если он заключен без намерения создать семью. Доказательствами фиктивности брака могут служить отсутствие совместного проживания, отсутствия ведения общего хозяйства, а также показания свидетелей. Для признания брака фиктивным необходимо обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.

Задача 5: Брачный договор

Условия задачи:

Александр и Татьяна заключили брак и подписали брачный договор, согласно которому имущество, приобретенное каждым из супругов в период брака, остается в личной собственности каждого супруга. Спустя пять лет совместной жизни Александр приобрел автомобиль, который оформил на свое имя. Будет ли автомобиль считаться личным имуществом Александра в случае развода?

Решение:

Да, автомобиль будет считаться личным имуществом Александра. Согласно условиям брачного договора, имущество, приобретенное каждым из супругов в период брака, признается их личной собственностью. Таким образом, автомобиль, купленный Александром и оформленный на его имя, останется в его личной собственности при разводе.

Задача 6: Раздел имущества при разводе

Условия задачи:

После десяти лет брака Сергей и Ольга решили развестись. В период брака они приобрели квартиру, машину и открыли бизнес. Как будет происходить раздел имущества между супругами? Какое значение имеет вклад каждого из супругов в приобретение имущества?

Решение:

Согласно статье 38 Семейного кодекса РФ, имущество, нажитое супругами в период брака, подлежит разделу поровну, независимо от вкладов каждого из супругов. Исключением являются случаи, когда супруги заключили брачный договор, определяющий иной порядок раздела имущества. Квартира, машина и бизнес будут поделены пополам, если супруги не пришли к соглашению о разделе имущества иным способом.

Задача 7: Алименты на содержание супруга

Условия задачи:

Анна и Виктор развелись спустя восемь лет брака. Анна осталась без работы и обратилась в суд с требованием назначить алименты на своё содержание. Обязан ли Виктор выплачивать алименты Анне? Какие обстоятельства могут повлиять на решение суда?

Решение:

Да, Виктор обязан выплачивать алименты Анне, если она нуждается в материальной помощи и не способна себя обеспечивать. Суд учитывает такие обстоятельства, как состояние здоровья Анны, её трудоспособность, длительность брака и другие факторы. Размер алиментов определяется судом исходя из материального положения обеих сторон.

Задача 8: Установление отцовства

Условия задачи:

Светлана родила ребенка вне брака. Отец ребенка отказался признать его своим. Светлана обратилась в суд с иском об установлении отцовства. Какие доказательства необходимо представить Светлане для успешного рассмотрения дела? Какие последствия влечет установление отцовства?

Решение:

Для установления отцовства Светлана должна представить суду доказательства, подтверждающие биологическую связь отца и ребенка. Наиболее распространенным доказательством является генетическая экспертиза. Если отцовство будет установлено, отец обязан платить алименты на содержание ребенка, а также нести другие обязанности, предусмотренные законом.

Задача 9: Опека над ребенком при разводе родителей

Условия задачи:

После развода Дмитрия и Елены возник спор относительно места жительства их общего ребенка. Дмитрий настаивает на том, что ребенок должен проживать с ним, поскольку он больше зарабатывает и может обеспечить лучшие условия жизни. Елена утверждает, что ребенок должен остаться с ней, так как она проводит больше времени с ребенком и обеспечивает ему необходимую заботу. Как решаются подобные споры в суде? Какие факторы учитываются судом при определении места жительства ребенка?

Решение:

Суд учитывает интересы ребенка, его привязанность к каждому из родителей, материальное положение родителей, возможность обеспечения ухода и воспитания, а также мнение самого ребенка, если он достиг определенного возраста. Решение принимается индивидуально в каждом конкретном случае.

Задача 10: Ограничение родительских прав

Условия задачи:

Андрей злоупотребляет алкоголем и часто устраивает скандалы в семье. Его жена Ольга обратилась в суд с заявлением об ограничении родительских прав Андрея. Какие основания предусмотрены законом для ограничения родительских прав? Какие доказательства необходимо представить Ольге для удовлетворения иска?

Решение:

Основаниями для ограничения родительских прав могут быть злоупотребление алкоголем, насилие в отношении ребенка, невыполнение обязанностей родителя. Ольга должна представить суду доказательства, подтверждающие эти факты, такие как медицинские справки, свидетельские показания, акты органов опеки и попечительства