СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме Шляпочные грибы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок по теме шляпочные грибы.Презентация

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме Шляпочные грибы»

Тема урока: «Шляпочные грибы» (5 класс).

Задачи урока:

Образовательные:

- развивать понятие о многообразии живых организмов;

- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов;

- научить различать съедобные и ядовитые грибы;

- познакомить учащихся с правилами сбора грибов;

- познакомить с признаками отравления ядовитыми грибами и мерами первой помощи.

Развивающие:

- продолжать формировать умения выделять главное, сравнивать;

- работать с текстом учебника;

- выдвигать гипотезы, доказательства и опровержения.

Воспитательные:

- продолжать формировать познавательный интерес к предмету;

- продолжать формировать культуру общения;

- развивать коммуникативные качества;

- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.

Тип урока (по целям): комбинированный. 
Вид урока (по форме проведения): урок с элементами практической работы. 
Методы обучения: словесные, наглядные, проблемный, частично-поисковый и практические. 
Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, практическая работа. Работа с учебником, фронтальный опрос, самоконтроль, рефлексия. . 

Оборудование: муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов», таблица «Съедобные и ядовитые грибы», компьютер, мультимедийная презентация по теме урока.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- значение слов спора, мицелий, микориза, симбиоз;

- строение шляпочных грибов;

- названия наиболее распространённых съедобных, условно-съедобных и ядовитых грибов;

Способы размножения шляпочных грибов;

- признаки отравления ядовитыми грибами и меры первой помощи.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать на рисунках, среди муляжей и живых объектов съедобные и ядовитые грибы;

- объяснять явление симбиоза грибов и растений;

- соблюдать правила сбора грибов в природе.





Ход урока

I. Организационный момент.

Улыбнитесь мне и друг другу.. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Ребята у вас на столах имеется для каждого ученика корзинки и грибочки. Если вы правильно отвечайте, то положите один гриб свою корзину.

II. Проверка домашнего задания.

Хочешь – верь, хочешь – не верь.

Ни растение, ни зверь!

Общее есть и с тем и с другим.

Вы назовёте, и нам докажите!

На прошлом уроке мы с вами начали изучать новое Царство Грибы.

  1. Какие признаки объединяют грибы с растениями?

  2. Какие признаки сходства можно выделить у грибов и животных?

  3. Назовите характерные признаки грибов.

  4. Как питаются грибы?

  5. Как размножаются грибы?

  6. Какие грибы являются сапрофитами, а какие – паразитами?

  7. Какую роль играют грибы в природе?

Для того чтобы понять все ли хорошо усвоили эту тему проводим графический диктант. Возьмите желтый лист бумаги и ответьте на вопросы. Прочитайте утверждения и если правильно поставьте (+),если нет то минус. Работают в паре, взаимопроверка, оценка и обсуждение результата.

Графический диктант.

1. Грибы поглощают пищу путём всасывания (+)

2. Грибы – сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами (+)

3. Хитин – это вещество, входящее в состав клеток некоторых грибов (+)

4. Грибы относят к царству растения (-)

5.Грибы играют только положительную роль в природе и жизни человека(-)

III. Актуализация знаний.

Ребята, на урок я принесла волшебную коробку, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать. Для того чтобы отгадать что в ней лежит, я предлагаю ответить на загадку.

Под сосною у дорожки 
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - 
Нет головы.

(Гриб)

- Скажите, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? Почему они называются шляпочными? Да у них имеется шляпа

- Какую цель мы поставим перед собой?- Что бы вам хотелось узнать о грибах?

Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать шляпочные грибы, знать особенности их строения, питания; научимся определять съедобные и несъедобные грибыправила сбора и первая помощь при отравлениях.

IV. Изучение нового материала.

1 строение шляпочного гриба.

Ребята внимательно посмотрите из каких частей состоит гриб. Правильно шляпка и ножка А теперь посмотрите на этот слайд. Возникли ли у вас затруднения . На затруднившие вопросы отвечать поможет нам 71 страница учебника (гиф и грибница). У всех грибов нижняя часть шляпы одинаковы? Если нижней часть в виде пластинок,, то эти грибы - пластинчатые. Если в виде трубок – трубчатые.

Чтобы более подробно познакомиться с грибами, давайте выполним

Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

Лабораторная работа « Строение шляпочного гриба». (учащимся раздают плодовое тело гриба вёшенка)

Инструктивная карта:

  1. Рассмотрите плодовое тело шляпочного гриба. Найдите пенек и шляпку.

  2. . Какие грибы вы рассмотрели : трубчатые или пластинчатые?

  1. Размножение грибов

Как размножаются грибы и где находится споры

Физминутка Грибочки

— Ножки, ножки, где вы были? (топают ногами)
— За грибами в лес ходили.
— Что вы, ручки, работали? (хлопают в ладоши)
— Мы грибочки собирали.
— А вы, глазки, помогали? (закрывают и открывают глаза)
— Мы искали да смотрели – (повороты туловища вправо-влево)
Все пенечки оглядели.



3.Симбиоз грибов и растений.

Почему подберезовики можно встретить в березняке, а рыжики – в сосновых и еловых лесах? Изучая грибницу разных грибов, люди заметили, что очень часто эти тонкие белые нити гифы тесным образом сплетаются с корнями растущих деревьев. Растет береза, а корни ее оплетены грибницей подберезовика. Грибы получают от деревьев органические вещества . Мицелий снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами. Мы можем сделать вывод. Тесная связь растений и гриба – связь полезная как одному, так и другому называют симбиоз. А проникновение грибницы в корень дерева – грибокорень.

4Грибы съедобные и ядовитые.

Ребята, любите вы собирать грибы? Ходите за грибами. Ребята, а все ли грибы можно собирать?

Работа в парах «потерялась этикетка»

У вас на партах лежат рисунки грибов и их названия. Соедините грибы с их названиями Съедобные – несъедобные»

Я предлагаю вам сыграть в игру «Съедобные – несъедобные», чтобы проверить знания по грибам. Я буду демонстрировать грибы. Если гриб – съедобный, то показываем красную зеленую карточку, а если несъедобный – красную карточку.

5Правила сбора грибов. Если свои правила при сборе грибов?

- Какие правила сбора грибов вы знаете?

Давайте обобщим их:

- Не знаешь гриб – не бери.

- Старые грибы не бери.

- Не бери грибы около магистралей, заводов, свалок.

- Собирай грибы в корзину.

- Срезай грибы ножом, а не выдёргивай.

=Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться.)

С чем лучше пойти в лес: с сумкой, пакетом или корзинкой? (корзинкой- воздух должен проходить)

6.Признаки отравления грибами.

  1. Резко возникает слабость и недомогание.

  2. Появляется бледность кожных покровов.

  3. Наблюдается нарушение дыхания и сердечного ритма.

  4. Возникают боли в животе.

  5. Появляется тошнота и рвота.

7.Первая помощь при отравлении.

  1. Вызвать скорую помощь.

  2. До прибытия врача вызвать у пострадавшего рвоту.

  3. Дать таблетки активированного угля из расчёта 1 таблетка на 10 кг массы тела.

8.Выращивания грибов.

(Рассказ с элементами беседы и использованием слайдов презентации)

V. Закрепление материала

1.Решение экологических задач

1) Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред нанес грибник природе?

2) Два друга отправились за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка встречались старые грибы, да мухоморы. Вова сбивал их палкой.

- Зачем ты это делаешь? - спросил Коля. Ведь они нужны лесу, животным!

-Они несъедобные, поганки. Кто из мальчиков прав?

3) Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Потом на полянке встретились. У Кости – целая корзина белых грибов,    а у  Миши – целая корзина мухоморов.- Ты зачем набрал мухоморов?

Я их сорвал, чтобы другие не отравились. Правильно ли поступил Миша?

4) Собирая грибы, мужчина свернул в ельник. Здесь он увидел соседа, копошившегося под елочкой. Рядом с ним стояла корзинка с нарезанными вдоль грибами - белыми, подберезовиками, подосиновиками.Сею грибы, - объяснил грибнику сосед, деревянной палочкой поднимая лесную подстилку и укладывая туда несколько кусков гриба. Года через два приходите сюда грибы собирать, их здесь много будет! - посоветовал он на прощанье.Подумайте, вырастут ли в ельнике белые грибы, подберезовики и подосиновики? Поясните свой ответ.

5. Перед тем как выращивать сосновые деревья на бедных почвах и для быстрого

восстановления хвойных лесов, английские ученые выращивают вместе с

специальные грибы. Так же поступают и в Австралии при выращивании эвкалиптов. Какое это имеет значение? Эти грибы опутывают корни деревьев своей разветвленной грибницей и помогают

им усваивать питательные вещества из почвы, получая от дерева взамен органические вещества. Вот такой симбиоз.

  1. Почему же лоси поедая ядовитые грибы остаются невредимыми? (мухоморы служат им лекарством, выводят из организма паразитов)

7. Почему народе говорят Грибной дождь: почему его так называют Грибной дождь идет в теплую погоду, чаще даже в солнечную, вот только он не очень продолжительный. Да и на прикосновение грибной дождь теплый

1.Решаем кроссворд. Групова работа

2. тестовые задания



10. Задание 3 № 419

Корни, оплетённые гифами гриба, представляют собой

 

1) лишайник

2) плесень

3) микоризу

4) спору

21. Задание 3 № 835

Грибы, в отличие от растений,

 

1) содержат хитин в оболочках клеток

2) дышат углекислым газом

3) растут в течение всей жизни

4) в клетках имеют ядро

25. Задание 3 № 963

Что представляет собой микориза?

 

1) грибокорень

2) грибницу, разросшуюся в почве

3) отдельные нити гриба, образующие плодовое тело

4) мочковатую корневую систему растения

28. Задание 3 № 1091

Клетка гриба отличается от растительной клетки отсутствием

 

1) пластид

2) клеточной стенки

3) ядра

4) эндоплазматической сети

29. Задание 3 № 1123

Клетка гриба отличается от животной клетки наличием

 

1) клеточной стенки

2) митохондрий

3) пластид

4) ядра

30. Задание 3 № 1155

Клетки грибов, в отличие от клеток бактерий, имеют

 

1) оформленное ядро

2) цитоплазму

3) рибосомы

4) плазматическую мембрану



38. Задание 3 № 1448

Что такое гифы?

 

1) нити, со­став­ля­ю­щие тело гриба

2) ор­га­ны спо­ро­но­ше­ния гриба

3) ор­га­ны при­креп­ле­ния гриба к субстрату

4) фо­то­син­те­зи­ру­ю­щая часть лишайника

10. Задание 3 № 419

Корни, оплетённые гифами гриба, представляют собой

 

1) лишайник

2) плесень

3) микоризу

4) спору

14. Задание 3 № 547

Поселяясь на пнях, опята используют их для

 

1) получения энергии из неорганических веществ

2) защиты от болезнетворных бактерий

3) получения готовых органических веществ

4) привлечения насекомых-опылителей

37. Задание 3 № 1416

Что такое мицелий?

 

1) фо­то­син­те­зи­ру­ю­щая часть лишайника

2) орган спо­ро­но­ше­ния гриба

3) сим­био­ти­че­ский орган гриба и кор­ней растений

4) ве­ге­та­тив­ное тело гриба

38. Задание 3 № 1448

Что такое гифы?

 

1) нити, со­став­ля­ю­щие тело гриба

2) ор­га­ны спо­ро­но­ше­ния гриба

3) ор­га­ны при­креп­ле­ния гриба к субстрату

4) фо­то­син­те­зи­ру­ю­щая часть лишайника





Грибные приметы

  • Полетел пух с осины (слетают зрелые семена) — иди за подосиновиками.

  • Зацвела сосна — зернистый маслёнок появился.

  • Овёс набрал восковую спелость и зажелтели первые листья берез — собирайся брать опёнки.

  • Зацветает ольха и берёза — появляются сморчки и строчки.

  • Сыплет снегом черёмуха — появляются первые подберёзовики.

  • Жнут рожь — начинается второй урожай подберёзовиков.

Пословицы и поговорки о грибах, объясните их значение.

  • Ягоды любят день, грибы — ночь и тень.

  • Весна красна цветами, а осень — грибами.

  • Где дубы, там и грибы.

  • Тихий дождь без ветра — к грибам.

  • Вечером дожди — утром грибов жди.

  • Любят грибы за нос водить.

  • Когда сыро, тогда и грибов много.

  • Раньше лисичек грибы не растут.

VI .Рефлексия

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Я научился…

Я понял, что…

Меня удивило…

VI. Задание на дом:

параграф 14, принести выращенную плесень






Скачать

© 2019 2141 105

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!