СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме Соли. Классификация солей.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Простые вещества

Сложные вещества

1.Хлор, серебро, оксид серы(VI), азот

2. H2,  O2,  FeS, Zn

3. H2SO4,  S,  Ba,  K

4. C,  Mg,  NaOH,  Zn

1.Йод, оксид натрия, вода, кремний

2. Cu, Ag2O, Na2O, Ca(OH) 2

3. H2O, KOH, S, H2S

4. SO2, H2, Fe, FeCI2

 

Формула

Название

CuCI2

-

-

нитрат серебра

BaSO4

-

-

карбонат железа (III)

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме Соли. Классификация солей.»

Тема урока: Соли. Состав и классификация солей.

Цель урока: ознакомиться с составом, названиями солей, умение составлять формулы солей, обобщить сведения о физических свойствах солей.

Задачи:

1. Формировать представление о составе солей.

2. Формировать представления об алгоритме составления формул и названий солей

3. Формировать умения составлять формулы и называть соли

4. Повторить и закрепить знания о классификации солей и их физических свойствах.

Тип: обобщение знаний и систематизация знаний и умений.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, образцы солей.



Ход урока

1. Организация начала занятия 

Прозвенел и смолк звонок. Вот и начался урок. Все за парты дружно сели, друг на друга посмотрели. А теперь улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов и хорошего настроения на уроке.



II Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы писали практическую работу. Давайте проведем анализ практической работы.

Давайте вспомним, какие классы неорганических веществ мы уже изучили: оксиды, кислоты, основания

- Сегодня мы с вами, ребята, совершим удивительное путешествие в страну «Химических соединений». На пути нас ждут самые разные приключения, и только тот, кто их преодолеет, станет победителем. Но прежде чем мы сделаем первую остановку, нам нужно пройти «таможенный контроль» и заполнить «таможенную декларацию». Работа в группах (по рядам). По сигналу учителя учащиеся, сидящие за первой партой, находят ошибки в первом пункте и передают учащимся второй парты. Те, в свою очередь, исправляют ошибки во втором пункте и передают «декларацию» дальше.

«Таможенная декларация»

Простые вещества

Сложные вещества

1.Хлор, серебро, оксид серы(VI), азот

2. H2, O2, FeS, Zn

3. H2SO4, S, Ba, K

4. C, Mg, NaOH, Zn

1.Йод, оксид натрия, вода, кремний

2. Cu, Ag2O, Na2O, Ca(OH) 2

3. H2O, KOH, S, H2S

4. SO2, H2, Fe, FeCI2

- Молодцы! Все заполнили «декларацию» и в полном составе прибыли в «Страну оксидов, оснований и кислот»

Всё правильно, а теперь я предлагаю вам посмотреть внимательно на этот слайд. Здесь представлены формулы всех названных классов веществ.

Al2O3, SO3,  СаСОз,  Вa(OH)2 , Na2SO4, HCI, NaOH, CaO, H3PO4, HNO3, Mg(OH)2, Cu(OH)2,H2SO4,CO2, H2SiO3,KOH,N2O, FeCI2, NaNO3

Выберите из них оксиды, кислоты, основания…. Самопроверка со слайда. Всё правильно, молодцы! Но как вы видите, здесь остались ещё формулы каких-то неизвестных нам веществ. Это новый класс веществ, а чтобы немножко вам помочь я загадаю вам загадку

Загадка про соли.

Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты 
Я без труда и боли 
Объединю в класс..

Соли

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с этим новым классом неорганических соединений, который называли соли.

Давайте запишем тему урока в тетрадь.

Эпиграф: Соль – всему голова, без соли и жито – трава.

Эта русская пословица свидетельствуют о большом значении солей в нашей жизни. Мы сегодня выясним, какие вещества называются солями, познакомимся с классификацией этих веществ, их применением.

Нашей задачей будет познакомиться с составом солей, и научиться составлять названия солей.

План изучения солей: ( слайд и карточка на парту)

  1. Определение

  2. Названия солей

  3. Составление химических формул.

  4. Классификация солей

  5. Физические свойства солей.

III. Изучение нового материала

Посмотрите на формулу, которая записана на доске и сформулируем самостоятельно определение этого понятия. Выслушиваются мнения учащихся и формулируется определение соли.

1. Определение

Соли- это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

Запишите определение себе в тетрадь



2. Название солей

Название любой соли состоит из двух слов- название кислотного остатка и название металла. Если металл проявляет переменную валентность, то ее значения указываются в скобках.

Например: СaCO3 -карбонат кальция, 

Са3(РО4)2 - фосфат кальция

СuSO– сульфат меди (II)

Для закрепления сделаем задания на карточке:

КCl, NaNO3, AlCl3, AI2(SO4)3, Na3PO4,

Вам предложены следующие формулы солей, дайте названия соединениям :  СаSO4 , Na2CO3, Na3PO4, FeCl, MnCl4. Ребята самостоятельно дают названия

3. Составление химических формул

Теперь давайте вспомним правила составления формул солей.

Составьте формулы следующих солей: ( слайд и карточку) например нитрат алюминия

1. Напишем химический знак алюминия и обозначение кислотного остатка азотной кислоты, поставим валентность.

2. Найдем наименьшее общее кратное, выражающее валентность алюминия и валентность кислотного остатка. Наименьшее общее кратное этих чисел – 3

3. Найдем число атомов алюминия и число кислотных остатков.

А теперь для закрепления делаем задание 2 после параграфа

4. Классификация солей

По способности растворяться в воде все соли делятся на две большие группы- растворимые и нерастворимые.

1. Растворимые в воде это Na2CO3, NaCI, Na2SO4.

2. Нерастворимые в воде это CaCO3, CuSO3

Давайте проведем демонстрационный опыт по солям.



Все соли- твердые кристаллические вещества, имеющие различную окраску. Давайте посмотрим на некоторые соли.

4. Физические свойства солей.

Все соли- твердые кристаллические вещества, имеющие различную окраску. Давайте посмотрим на некоторые соли.

Давайте познакомимся с некоторыми видами солей.

Карбонат кальция. Одно из наиболее распространенных соединений на Земле. Минералы на моей основе покрывают около 40 млн кв. км земной поверхности. Мел, известняк, мрамор, жемчуг – это всё я! Мел- это не только известный вам зубной порошок и школьный мел, его используют в бумажной и резиновой промышленности. Мрамор и известняк используют в строительстве, а также при производстве стекла и керамики.

Гидрокарбонат натрия. Я принадлежу к семейству кислых солей. Я известна Вам под названием пищевая сода, хотя химики называют меня гидрокарбонат натрия. Раствор питьевой соды – составная часть заряда пенного огнетушителя. При использовании огнетушителя сода взаимодействует с серной кислотой, выделяется большое количество углекислого газа, который и образует большую пену. А ещё раствор пищевой соды используют в медицине, например при полоскании горла при ангине.

Физкультминутка.

Давайте ответим на несколько вопросов

1. Вода- пожми руку соседу.

2. Атом водорода- подпрыгни

3. Атом кислорода- подтянись

4. Метан- топни левой ногой

5. Углекислый газ- топни правой ногой

6. Молекула водорода- улыбнись

7. Молекула кислорода- садись

IV Закрепление материала (работа в парах)

Задание. Составить формулы солей и дать названия.

Формула

Название

CuCI2

-

-

нитрат серебра

BaSO4

-

-

карбонат железа (III)

Проведите соответствие.

Na2SO4  нитрат железа(III)

K3PO4 силикат натрия

Fe(NO)3 сульфат натрия

AlCl3   хлорид алюминия

CaCO3  фосфат калия

Затем давайте сделаем задание 3 после параграфа

V Оценивание

Учитель:

– Какие моменты урока наиболее запомнились?

– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

– Как оцените свою работу? Выставление оценок.

VI Рефлексия



VI I Домашнее задание § 19, задание 4.





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!