Тема урока: Соли. Состав и классификация солей.
Цель урока: ознакомиться с составом, названиями солей, умение составлять формулы солей, обобщить сведения о физических свойствах солей.
Задачи:
1. Формировать представление о составе солей.
2. Формировать представления об алгоритме составления формул и названий солей
3. Формировать умения составлять формулы и называть соли
4. Повторить и закрепить знания о классификации солей и их физических свойствах.
Тип: обобщение знаний и систематизация знаний и умений.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, образцы солей.
Ход урока
1. Организация начала занятия
Прозвенел и смолк звонок. Вот и начался урок. Все за парты дружно сели, друг на друга посмотрели. А теперь улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов и хорошего настроения на уроке.
II Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы писали практическую работу. Давайте проведем анализ практической работы.
Давайте вспомним, какие классы неорганических веществ мы уже изучили: оксиды, кислоты, основания
- Сегодня мы с вами, ребята, совершим удивительное путешествие в страну «Химических соединений». На пути нас ждут самые разные приключения, и только тот, кто их преодолеет, станет победителем. Но прежде чем мы сделаем первую остановку, нам нужно пройти «таможенный контроль» и заполнить «таможенную декларацию». Работа в группах (по рядам). По сигналу учителя учащиеся, сидящие за первой партой, находят ошибки в первом пункте и передают учащимся второй парты. Те, в свою очередь, исправляют ошибки во втором пункте и передают «декларацию» дальше.
«Таможенная декларация»
Простые вещества | Сложные вещества |
1.Хлор, серебро, оксид серы(VI), азот 2. H2, O2, FeS, Zn 3. H2SO4, S, Ba, K 4. C, Mg, NaOH, Zn | 1.Йод, оксид натрия, вода, кремний 2. Cu, Ag2O, Na2O, Ca(OH) 2 3. H2O, KOH, S, H2S 4. SO2, H2, Fe, FeCI2 |
- Молодцы! Все заполнили «декларацию» и в полном составе прибыли в «Страну оксидов, оснований и кислот»
Всё правильно, а теперь я предлагаю вам посмотреть внимательно на этот слайд. Здесь представлены формулы всех названных классов веществ.
Al2O3, SO3, СаСОз, Вa(OH)2 , Na2SO4, HCI, NaOH, CaO, H3PO4, HNO3, Mg(OH)2, Cu(OH)2,H2SO4,CO2, H2SiO3,KOH,N2O, FeCI2, NaNO3
Выберите из них оксиды, кислоты, основания…. Самопроверка со слайда. Всё правильно, молодцы! Но как вы видите, здесь остались ещё формулы каких-то неизвестных нам веществ. Это новый класс веществ, а чтобы немножко вам помочь я загадаю вам загадку
Загадка про соли.
Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс..
Соли
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с этим новым классом неорганических соединений, который называли соли.
Давайте запишем тему урока в тетрадь.
Эпиграф: Соль – всему голова, без соли и жито – трава.
Эта русская пословица свидетельствуют о большом значении солей в нашей жизни. Мы сегодня выясним, какие вещества называются солями, познакомимся с классификацией этих веществ, их применением.
Нашей задачей будет познакомиться с составом солей, и научиться составлять названия солей.
План изучения солей: ( слайд и карточка на парту)
Определение
Названия солей
Составление химических формул.
Классификация солей
Физические свойства солей.
III. Изучение нового материала
Посмотрите на формулу, которая записана на доске и сформулируем самостоятельно определение этого понятия. Выслушиваются мнения учащихся и формулируется определение соли.
1. Определение
Соли- это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.
Запишите определение себе в тетрадь
2. Название солей
Название любой соли состоит из двух слов- название кислотного остатка и название металла. Если металл проявляет переменную валентность, то ее значения указываются в скобках.
Например: СaCO3 -карбонат кальция,
Са3(РО4)2 - фосфат кальция
СuSO4 – сульфат меди (II)
Для закрепления сделаем задания на карточке:
КCl, NaNO3, AlCl3, AI2(SO4)3, Na3PO4,
Вам предложены следующие формулы солей, дайте названия соединениям : СаSO4 , Na2CO3, Na3PO4, FeCl3 , MnCl4. Ребята самостоятельно дают названия
3. Составление химических формул
Теперь давайте вспомним правила составления формул солей.
Составьте формулы следующих солей: ( слайд и карточку) например нитрат алюминия
1. Напишем химический знак алюминия и обозначение кислотного остатка азотной кислоты, поставим валентность.
2. Найдем наименьшее общее кратное, выражающее валентность алюминия и валентность кислотного остатка. Наименьшее общее кратное этих чисел – 3
3. Найдем число атомов алюминия и число кислотных остатков.
А теперь для закрепления делаем задание 2 после параграфа
4. Классификация солей
По способности растворяться в воде все соли делятся на две большие группы- растворимые и нерастворимые.
1. Растворимые в воде это Na2CO3, NaCI, Na2SO4.
2. Нерастворимые в воде это CaCO3, CuSO3
Давайте проведем демонстрационный опыт по солям.
Все соли- твердые кристаллические вещества, имеющие различную окраску. Давайте посмотрим на некоторые соли.
4. Физические свойства солей.
Все соли- твердые кристаллические вещества, имеющие различную окраску. Давайте посмотрим на некоторые соли.
Давайте познакомимся с некоторыми видами солей.
Карбонат кальция. Одно из наиболее распространенных соединений на Земле. Минералы на моей основе покрывают около 40 млн кв. км земной поверхности. Мел, известняк, мрамор, жемчуг – это всё я! Мел- это не только известный вам зубной порошок и школьный мел, его используют в бумажной и резиновой промышленности. Мрамор и известняк используют в строительстве, а также при производстве стекла и керамики.
Гидрокарбонат натрия. Я принадлежу к семейству кислых солей. Я известна Вам под названием пищевая сода, хотя химики называют меня гидрокарбонат натрия. Раствор питьевой соды – составная часть заряда пенного огнетушителя. При использовании огнетушителя сода взаимодействует с серной кислотой, выделяется большое количество углекислого газа, который и образует большую пену. А ещё раствор пищевой соды используют в медицине, например при полоскании горла при ангине.
Физкультминутка.
Давайте ответим на несколько вопросов
1. Вода- пожми руку соседу.
2. Атом водорода- подпрыгни
3. Атом кислорода- подтянись
4. Метан- топни левой ногой
5. Углекислый газ- топни правой ногой
6. Молекула водорода- улыбнись
7. Молекула кислорода- садись
IV Закрепление материала (работа в парах)
Задание. Составить формулы солей и дать названия.
Формула | Название |
CuCI2 | - |
- | нитрат серебра |
BaSO4 | - |
- | карбонат железа (III) |
Проведите соответствие.
Na2SO4 нитрат железа(III)
K3PO4 силикат натрия
Fe(NO)3 сульфат натрия
AlCl3 хлорид алюминия
CaCO3 фосфат калия
Затем давайте сделаем задание 3 после параграфа
V Оценивание
Учитель:
– Какие моменты урока наиболее запомнились?
– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
– Как оцените свою работу? Выставление оценок.
VI Рефлексия
VI I Домашнее задание § 19, задание 4.
5