СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Соли"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

крнспект открытого урока по изучению состава, номенклатуры и классификации солей

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Соли"»


Конспект урока.

Конькова Наталья Васильевна

МБОУ «ОСОШ №2» учитель химии

УМК: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара «Химия» 8 класс

Тема урока: «Соли. Состав. Номенклатура»

Цель урока: познакомиться с классом неорганических веществ - соли

Задачи урока: - определить состав солей

- научиться составлять формулы солей

- познакомиться с номенклатурой солей

- классифицировать соли по признакам

Оборудование к уроку: интерактивная доска «Classic Solution», компьютер, система голосования Votum, учебник


п/п

Этап урока

Используемые средства ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Результат (формируемые универсальные учебные действия)

1

Организационный


Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с основными классами неорганических веществ. Но сначала необходимо проверить имеющиеся на сегодня знания. После каждого задания не забывайте в листе самооценки отмечать свои результаты.

Проверяют готовность к уроку.

На листочках с материалом выдана таблица для самооценки. После каждого этапа отмечают в листе свой результат:


самооценка

Оценка учителя

Работа с терминами



Тест по теме «Оксиды. Кислоты. Основания»



Составление формул солей



Номенклатура солей



Классификация солей





2

Проверка изученного материала

Интерактивная доска









Система голосования «Votum»

Объясняет как работать на данном этапе.

  1. Используя текст на слайде доски, соотнесите термины и понятия. (перетаскиванием слов или нарисовав стрелочки) Приложение 1

  2. Возьмите в руки пульты и ответьте на следующие вопросы теста.

Приложение 2




На доске соотносят термины

  1. – б) 2) – а) 3) - г) 4) - в)

После проверки заносят результат в лист самооценки







Отвечают на вопросы теста по теме «Оксиды. Кислоты. Основания». После проверки компьютера ставят оценку в оценочный лист.

Правильные ответы:

  1. – 1; 2) – 4; 3) – 3; 4) – 1; 5) – 3.

Личностные УУД:

- умение управлять своей познавательной деятельностью;

- умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности.

3

Изучение нового материала











































Интерактивна доска

Вернемся к последнему вопросу теста. Какую формулу вы указали в качестве ответа на последний вопрос теста и почему?



Что вы знаете об этом веществе?


Это вещество дало название целому классу неорганических веществ - СОЛИ.

Так как мы с этим классом еще не знакомы можно предположить, что это будет объект нашего изучения. Попробуйте сформулировать тему, цель и задачи урока. (учитель записывает ответы восьмиклассников)






Используя материал малого химического тренажера на странице 144 учебника вариант 1 выберите вещества, которые вы отнесете к солям и объясните свой выбор.


Работаем со слайдом интерактивной доски, составляя формулы солей.

Те учащиеся, которые не могут самостоятельно объяснить составление формул солей могут воспользоваться «Алгоритмом составления формул солей» приведенном в учебнике на стр. 143


Работаем с таблицей из приложения 4.






Какую из поставленных задач мы еще не решили за этот урок?


Выполните последнее задание

Приложение 5

Разделите представленные формулы га группы и объясните по каким признакам вы их разделили.


Соли первой группы называют средними, вторая группа называется основные соли, третья – кислые, а четвертая – двойные соли.



Ответ: под номером 3 NaCl.

- вещество бинарное, но в нем не было кислорода, значит это не оксид;

- есть кислотный остаток соляной кислоты, но нет водорода, значит это не кислота;

- присутствует металл натрий, но нет группы ОН, значит это не основание.

Данное вещество есть у каждого дома, и называется оно - соль.








Обсудив в парах тему, цель и задачи ребята формулируют их.

Тема урока: «Соли. Состав. Номенклатура»

Цель: изучить соли

Задачи урока:

- установить состав солей

- научиться писать формулы солей

- объяснить номенклатуру солей

- разделить соли по признакам

NaCl уже написано на доске

Ca3(PO4)2, AgNO3, FeSO4

  • вещество не бинарные, значит это не оксид;

  • есть кислотный остаток фосфорной, азотной и серной кислот, но нет водорода, значит это не кислота;

  • присутствует металл кальций, серебро и железо, но нет группы ОН, значит это не основание.


Можно сделать вывод о составе солей: соли состоят из металла и кислотного остатка.

Работают с формулами на слайде. Пытаются назвать соли.


II I

ZnBr2 бромид цинка

I II

Na2SiO3 силикат натрия

II II

BaS сульфид бария











После составления формул работают самостоятельно по вариантам:

  1. составляют соли соляной кислоты

  2. составляют формулы солей содержащих натрий

  3. составляют формулы солей с двухвалентным металлом

  4. составляют формулы солей, содержащих трехвалентный металл

  5. составляют формулы солей бескислородных кислот и.т.д

не забывают оценить себя в листе оценки после проверки задания.

Изучили состав солей, научились составлять и называть соли. Осталось научиться классифицировать соли.


  1. KNO3 K3PO4

  2. Ba(OH)Cl Cu(OH)NO3

  3. NaHCO3 LiH2SO4

  4. NaKSO4

В первой группе находятся соли, состоящие только из металла и кислотного остатка

Во второй группе кроме аниона кислотного остатка есть еще и гидроксид анион

Третья группа содержит не только катион металла, но и катион водорода

В четвертой группе два разных металла.

Метапредметные УУД:

- умение определять цели и задачи деятельности - использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, - поиск аналогов умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать своё отношение у фактам и явлениям;

Предметные УУД:

- Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей.

- давать определения изученных понятий

- Характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений.

- классифицировать изученные объекты

4

Рефлексия

Система голосования «Votum»

Возьмите пульты для голосования и ответьте на вопросы

Работают с тестом рефлексии:

На каждый вопрос варианты ответа

А) да; Б) нет; В) не уверен

  1. Я научился выбирать формулы солей среди представленных формул веществ

  2. Я научился составлять формулы солей

  3. Я научился называть соли по химической формуле

  4. Я могу проклассифицировать соли

  5. Материал урока мне понятен

Метапредметные УУД:

- умение определять цели и задачи деятельности - использование основных интеллектуальных операций:








Приложение 1.

Соотнеси термины и понятия (на интерактивной доске):

  1. Кислоты а) сложные вещества, состоящие из двух элементов один из которых кислород со степенью окисления -2.

  2. Оксиды б) сложные вещества, состоящие из водорода, способного замещаться на металл, и кислотного остатка

  3. Пероксиды в) сложные вещества, состоящие из металла и гидроксогруппы (ОН)

  4. Основания г) сложные вещества, состоящие из двух элементов один из которых кислород со степенью окисления -1.






Приложение 2.

  1. Укажите среди представленных веществ оксид:

1) Н2О; 2) H2S; 3) NaOH; 4) H2O2

  1. Назовите вещество по его формуле Cu(OH)2:

1) оксид меди(I) 2) оксид меди(II) 3) гидроксид меди(I) 4) гидроксид меди(II)

  1. Укажите двухосновную кислоту:

1) HNO3 2) H3PO4 3) H2CO3 4) HCl

  1. Укажите последовательность классов K2O – Al(OH)3 – H2SiO3:

1) оксид – основание – кислота; 2) кислота – оксид – основание

3) основание – кислота – оксид; 4) оксид – кислота – основание.

  1. Укажите формулу вещества, которое не относится ни к оксидам, ни к кислотам, ни к основаниям:

1) KOH 2) CaO 3) NaCl 4) HCl.





Приложение 3.

Катионы металлов: Zn2+ Na+ Ba2+

Анионы кислотных остатков: SiO3 2- Br- S2-




Приложение 4.


ионы

Na+

Ca2+

Al3+

Li+

Ba2+

Cl-






SO42-






PO43-






Br-






CO32-










Приложение 5.


KNO3 Ba(OH)Cl NaHCO3 LiH2SO4 Cu(OH)NO3 K3PO4 NaKSO4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!