СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме " Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "  Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений".

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме " Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений"»

ДА Ч «Мне приходится делить время между политикой и уравнением. Однако уравнение, по – моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно» Альберт Энштейн

ДА

Ч

«Мне приходится делить время между политикой и уравнением. Однако уравнение, по – моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно»

Альберт Энштейн

Решение задач с помощью ДРОБНО- рациональных уравнений

Решение задач с помощью ДРОБНО- рациональных уравнений

Повторение 1. Какие из представленных ниже уравнений дробно-рациональные? Вопрос: Ответ : 2, 3, 5

Повторение

1. Какие из представленных ниже уравнений дробно-рациональные?

Вопрос:

Ответ : 2, 3, 5

Повторение  Работа в парах. Запишите в тетради общий  знаменатель дробей, входящих в уравнение Ответ : 1) (х+7)(х-4);  2) (х+2)(х-2);  3) (х+3)(х-3);  4) (х-8)(х+8);  5) х(х-7).

Повторение

  • Работа в парах. Запишите в тетради общий знаменатель дробей, входящих в уравнение

Ответ :

1) (х+7)(х-4); 2) (х+2)(х-2); 3) (х+3)(х-3); 4) (х-8)(х+8); 5) х(х-7).

Порядок решения рациональных уравнений.     Все переносим в левую часть. Найти наименьший общий знаменатель дробей, входящих в уравнение. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель. Решить получившееся целое уравнение .  Из найденных корней исключить  те, которые обращают в нуль общий знаменатель  данного уравнения. Записать ответ Дробь равна нулю, тогда и только тогда, когда числитель  равен нулю , а знаменатель  не равен нулю .  

Порядок решения рациональных уравнений.  

  • Все переносим в левую часть.
  • Найти наименьший общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.
  • Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.
  • Решить получившееся целое уравнение .
  • Из найденных корней исключить те, которые обращают в нуль общий знаменатель данного уравнения.
  • Записать ответ

Дробь равна нулю, тогда и только тогда, когда числитель равен нулю , а знаменатель не равен нулю .

 

 Решить уравнение:  .   Решение: Проверка:     При , .   , при .   При , .   Общий знаменатель .   Если среди найденных корней окажется такое число, при котором знаменатель дроби обращается в нуль , то такое число корнем уравнения быть не может ,  его называют посторонним корнем  и в  ответ не включают .         или   ;   Ответ: .  

Решить уравнение: .

 

Решение:

Проверка:

 

 

При , .

 

, при .

 

При , .

 

Общий знаменатель .

 

Если среди найденных корней окажется

такое число, при котором знаменатель

дроби обращается в нуль , то такое

число корнем уравнения быть не может ,

его называют посторонним корнем и в

ответ не включают .

 

 

 

 

или

 

;

 

Ответ: .

 

Этапы решения задачи: Составьте математическую модель по условию задачи. Выберите нужную формулу из перечисленных: ; t ; ; ;   Масса раствора = + + +… Составьте уравнение. Решите уравнение и не забудьте про ОДЗ. Соотнесите полученный результат с условием задачи. Запишите ответ.

Этапы решения задачи:

  • Составьте математическую модель по условию задачи.
  • Выберите нужную формулу из перечисленных:
  • ; t
  • ;
  • ;
  • ;
  •  
  • Масса раствора = + + +…
  • Составьте уравнение.
  • Решите уравнение и не забудьте про ОДЗ.
  • Соотнесите полученный результат с условием задачи.
  • Запишите ответ.
Задача 1. 30 км Из Урус-Мартана в город Грозный, находящееся от него на расстоянии 30 км , выехали одновременно два автомобиля. Скорость одного была на 25 км/ч больше скорости другого, и поэтому он пришел к месту назначения на 6 мин раньше . Найдите скорость каждого автомобиля. S 1-й автомобиль  V 2-й автомобиль  t     x км\ч 30 км на 6 минут больше Урус-Мартан   30 км х+25 км\ч Грозный

Задача 1.

30 км

Из Урус-Мартана в город Грозный, находящееся от него на расстоянии 30 км , выехали одновременно два автомобиля. Скорость одного была на 25 км/ч больше скорости другого, и поэтому он пришел к месту назначения на 6 мин раньше . Найдите скорость каждого автомобиля.

S

1-й автомобиль

V

2-й автомобиль

t

 

x км\ч

30 км

на 6 минут больше

Урус-Мартан

 

30 км

х+25 км\ч

Грозный

Математическая модель 1-й автомобиль S  2-й автомобиль V  t   на 6 минут больше т.е. на часа больше.     x км\ч 30 км   30 км х+25 км\ч  Так как 1-й автомобиль на весь путь затратил на 6 мин больше , чем 2-й, составим уравнение: на 6 минут т.е. на часа      =

Математическая модель

1-й автомобиль

S

2-й автомобиль

V

t

на 6 минут больше т.е. на часа больше.

 

 

x км\ч

30 км

 

30 км

х+25 км\ч

Так как 1-й автомобиль на весь путь затратил на 6 мин больше , чем 2-й, составим уравнение: на 6 минут т.е. на часа

 

 

=

Решение уравнения:    =         Выносим за скобки общий множитель х и 75 х(х+100)        (х+100)    х = 100,    Значит   Не удвл. условию задачи     Ответ: 75 км\ч, 100 км\ч

Решение уравнения:

 

=

 

 

 

 

Выносим за скобки общий множитель х и 75

х(х+100)

 

 

 

(х+100)

 

х = 100,

 

Значит

 

Не удвл. условию задачи

 

 

Ответ: 75 км\ч, 100 км\ч

Задача 2 Расстояние между пристанями А и В равно 135 км . Из А в В по течению реки отправился плот, а через 2 часа вслед за ним отправилась моторная лодка, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А. К этому времени плот проплыл 80 км . Найдите скорость моторной лодки в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 4 км/ч . S Лодка по течению Лодка против течения V  Плот t      X+4 км\ч 135 км   135 км Х-4 км\ч 4 км\ч 80 км 80:4=20 ч

Задача 2

Расстояние между пристанями А и В равно 135 км . Из А в В по течению реки отправился плот, а через 2 часа вслед за ним отправилась моторная лодка, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А. К этому времени плот проплыл 80 км . Найдите скорость моторной лодки в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 4 км/ч .

S

Лодка по течению

Лодка против течения

V

Плот

t

 

X+4 км\ч

135 км

 

135 км

Х-4 км\ч

4 км\ч

80 км

80:4=20 ч

Составление уравнения:   Время пребывания лодки по воде на 2 часа меньше Составим уравнение, где время пребывания лодки по воде складывается из времени движения по течению и времени движения против течения и на 2 часа меньше времени движения плота, т.к. лодка выдвинулась позже: Поскольку скорость не может быть отрицательной величиной, собственная скорость лодки равна 16 км/ч. Ответ: 16

Составление уравнения:

 

Время пребывания лодки по воде на 2 часа меньше

Составим уравнение, где время пребывания лодки по воде складывается из времени движения по течению и времени движения против течения и на 2 часа меньше времени движения плота, т.к. лодка выдвинулась позже:

Поскольку скорость не может быть отрицательной величиной, собственная скорость лодки равна 16 км/ч.

Ответ: 16

«Я, МЫ, ДЕЛО»   Оцените по 10 - бальной шкале Я 0_________10 (как чувствовал себя в процессе учения). Мы 0_________10 (насколько комфортно мне работалось в паре). Дело 0_________10 я достиг цели учения. Домашнее задание: № 332 (а,б)

«Я, МЫ, ДЕЛО»

  • Оцените по 10 - бальной шкале
  • Я 0_________10 (как чувствовал себя в процессе учения).
  • Мы 0_________10 (насколько комфортно мне работалось в паре).
  • Дело 0_________10 я достиг цели учения.

Домашнее задание: № 332 (а,б)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!