СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Вегетативное размножение покрытосеменных растений" 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Вегетативное размножение покрытосеменных растений" 6 класс»

Тема урока: Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Цель: изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике

Задачи: создание условий для формирования  универсальных учебных действий (УУД) в процессе  познавательной деятельности   по изучению вегетативного размножения покрытосеменных растений:

Личностных УУД - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности, воспитание бережного ценностного отношения к  растениям, формирование положительных эмоций, самореализация личности подростка  в коллективе посредством общения и контакта с природными объектами в условиях учебно-практической деятельности;

Познавательных  УУД - формирование умений работать с  информацией, развивать познавательную активность, знакомство с основными способами вегетативного размножения покрытосеменных растений, его практическим значением в природе и хозяйственной деятельности человека; формирование умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий, опираться в поиске решений на собственный опыт;

Регулятивных  УУД - (продолжение) формирование умений  выполнять задание преподавателя, волевая саморегуляция;

Коммуникативных УУД - формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества; самосовершенствование через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.

Планируемые результаты:

 - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение основных способов вегетативного размножения покрытосеменных растений;

- понимание  ценностного отношения к окружающей среде;

- овладение умением  оценивать с эстетической  и практической точки зрения объекты живой природы родного края;

- анализ, сравнение  объектов живой природы, умение делать выводы на основе сравнения;

- знание  значения терминов «вегетативное размножение», «стеблевые черенки», «листовые черенки», «окулировка», «подвой», «привой», «культура тканей»;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение практическими навыками вегетативного размножения комнатных растений.

Оборудование:  раздаточный материал для групп, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, цветочные горшки с приготовленной почвой, комнатные растения: традесканция, хлорофитум, фиалка; стаканы с водой,

Методы:  фронтальная беседа, проблемно-поисковый, наглядный, практический.

Образовательная технология: технология работы в группах, проблемная технология.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, меня зовут Шипилова Наталья Петровна. Я учитель биологии в школе с. Двуречье. Сегодня мы с вами обсудим очень важную тему, которая в дальнейшем нам пригодится в жизни. Работать мы будем на основе групповой деятельности, поэтому я вам предлагаю объединиться в группы. Но прежде обратите внимание на парты. На трех партах находятся большие картины растений.

Ответьте, чем они отличаются друг от друга? (имеют разную жизненную форму).

У вас также у каждого, на столе есть изображение растений, которые имеют определенную жизненную форму. Сейчас вам надо выйти сюда вперед и распределиться по группам, найдя друг другу собратьев по жизненной форме растений. Пожалуйста, выходите, ищите и выстраивайтесь в три группы. Кто потерялся, тому помогите. (Дети распределяются по группам).

Ребята, а теперь давайте проверим, вы правильно распределились по группам?

Итак, каждый из вас нашел свою группу, попрошу вас пройти на свои места.

Девизом нашего урока будут слова: Думать, определять, слушать, запоминать, доказывать, применять, оценивать.

  1. Актуализация знаний.

Посмотрите внимательно на свои картинки и ответьте на вопрос:

К какой группе растений можно отнести растения, изображенные на картинках? (цветковые)

Как их еще называют? Почему? (покрытосеменные, т. к. их семена находятся в плодах)

Для чего покрытосеменным растениям семена? (для размножения)

Что такое размножение?



  1. Постановка проблемы.

Мне сегодня на электронную почту пришло письмо от садовода-любителя:


«В этом году из-за сильной засухи погибла большая часть посевного материала и поэтому в продажу семена не поступят весной в начале посевных работ. Мы находимся в затруднительном положении. Не знаем, что нам делать? Поэтому решили обратиться к вам. Помогите, нам, пожалуйста!»


Какую же проблему поставили садоводы-любители перед нами?

Как посадить и вырастить растения без участия семян?

Как называется размножение, которое осуществляется с помощью семян?

А какие виды размножения еще вы знаете? (половое, бесполое)

В чем особенность бесполого размножения?

Следовательно, какое размножение мы должны, сегодня на уроке, более подробно изучить, что бы решить проблему, поставленную садоводами-любителями?


  1. Постановка темы и задач урока.

Сформулируйте тему нашего урока. (Вегетативное размножение покрытосеменных растений). Запишите тему урока в картах урока.

Какие задачи мы будем сегодня с вами решать?

На экране слайд : Что? Как? Зачем?

Задачи:

  1. Что такое вегетативное размножение?

  2. Как осуществляется вегетативное размножение?

  3. Зачем необходимо вегетативное размножение для растений и человека?

Как вы думаете, что нам понадобиться для решения поставленных задач?


  1. Изучение нового материала.


  1. Что такое вегетативное размножение.

Чтобы дать определение понятию «Вегетативное размножение», обратимся к учебнику, стр. 91.

Вегетативное размножение – это воспроизведение растений из частей вегетативных органов – корня и побега.

Чьими наследственными свойствами будут обладать растения, появившиеся вегетативным путем? (материнского растения)

Дополните определение.

Вегетативное размножение – это воспроизведение растений из частей вегетативных органов – корня и побега, при котором дочерние растения полностью воспроизводят наследственные свойства материнского организма.

  1. Как осуществляется вегетативное размножение?

Итак, повторим, с помощью каких органов осуществляется вегетативное размножение?

Корень и побег являются основными вегетативными органами, но есть и видоизмененные побеги и корни. Давайте вспомним их.

Работа с карточками (раздаточный материал) – разложить картинки по группам: видоизмененные побеги, видоизмененные корни. (работа у доски)

А теперь пришло время познакомиться со способами вегетативного размножения. Работать вы будете в группах по инструктивным картам. Читаем внимательно, если что-то не ясно, обращаетесь ко мне за помощью. У каждого из вас есть карта урока, в ней представлена таблица «Способы вегетативного размножения», к концу урока она должна быть заполнена полностью.

Приступаем к работе. Желаю удачи в работе.

1 – ая группа – размножение видоизмененными вегетативными органами (корневищем, луковицами, клубнями, усами, корнеплодами)

2-ая группа – размножение основными вегетативными органами (корень, побег)

3-ая группа – вегетативное размножение, использованное в практике человеком (прививка, культура тканей)


Выступление групп, каждый выходит и высаживает свое растение на приусадебный участок, объясняя каким способом вегетативного размножения можно его размножить.

Физкультминутка

«да» - наклон головы направо, «нет» - налево

  1. Цветок- орган вегетативного размножения;

  2. При вегетативном размножении растений у потомства не появляется новых наследственных признаков.

 «да» - наклон головы вперед, «нет» - назад

  1. Усы – это надземный ползучий побег;

  2. Тюльпан размножается корневищем.

«да» - сидеть, «нет» - встать

  1. Черенки бывают листовыми, стеблевыми, корневыми;

  2. Черенок – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег.


Посадили огород, но, какой же огород без сорняков. Перед вами фотографии известных огородных сорняков. Назовите их.

Как вы думаете, почему мы никак не можем от них избавиться?

С помощью какого вида вегетативного размножения они размножаются в природе? И как от них можно избавиться?

  1. Зачем необходимо вегетативное размножение для растений и человека.

Собрались наши растения на грядках и завели спор. Генеративные органы утверждают, что семенное размножение – это главное размножение. А вегетативные органы говорят, нет, вегетативное размножение главнее семенного размножения. Ребята, давайте поможем им разрешить спор.

На листочки распределите по значению полового размножения и бесполого размножения, используя текст учебника, стр. 91-92

Значение:

  • Быстрое воспроизведение.

  • Сохранение признаков растений.

  • Раннее плодоношение.

  • Приобретают признаки только материнского растения.

  • Высокий урожай.

А теперь сделаем вывод, какой же способ размножения лучше?

  1. Закрепление. (песня «Цветок на подоконнике»)

А теперь, вам предлагаю применить свои знания на практике и озеленить кабинет биологии, пополнив его новыми растениями (выполнение лабораторной работы).

Как вы думаете, мы смогли помочь садоводам любителям?

Что мне им ответить? Как без участия семян можно размножить растения на своем участке? (проверяем кластеры)

Итог урока.

Отметить лучших ребят.


  1. Рефлексия.

Дерево

Прикрепить на доску лист ватмана. На нём нарисовано дерево. Каждый учащийся на листочках оценивает свою работу на уроке и отвечает на вопросы и клеит на дерево.

  1. Д/З

§17, проект «Зеленый уголок». Попробуйте вегетативным путем размножить комнатные растения, составьте план своих действий. Надеюсь, что ваша работа принесет пользу в создании зеленого уголка в классе, в школе. Желаю удачи. Спасибо всем за урок! До свиданье!





















«В этом году из-за сильной засухи погибла большая часть посевного материала и поэтому в продажу семена не поступят весной в начале посевных работ. Мы находимся в затруднительном положении. Не знаем, что нам делать? Поэтому решили обратиться к вам. Помогите, нам, пожалуйста!»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!