Открытый урок
по географии в 8 классе
МБОУ « ШКОЛА №3 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»
Подготовила учитель
высшей категории
Довбня Ирина Васильевна
2022-2023 уч. год.
Урок № 21
Тема: «Влияние внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Антропогенные формы рельефа»
Цели урока:
1) организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информации о зависимости рельефа от внешних геологических процессов и антропогенных форм рельефа;
2) содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;
3) создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;
4) содействовать развитию умений использовать научные методы познания.
Тип урока: объяснительно - иллюстративный с элементами проблемного обучения.
Методы обучения: Проблемное обучение, частично-поисковый, рефлексия;
планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;
Оборудование: атласы, учебник, раздаточный материал, компьютер, презентация.
Формирование УУД
Предметные:
- знать и объяснять зависимость рельефа от внутренних и внешних геологических процессов;
- определять особенности форм рельефа;
- работать с географическими картами и текстом учебника, делать выводы.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Личностные:
- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование позитивного отношения к окружающему миру;
- желание участвовать в творческом, созидательном процессе;
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.
План урока:
1. Организационный момент - 1 мин.
2. Проверка домашнего задания - 7 мин.
3. Актуализация знаний - 3 мин.
4. Мотивация учебной деятельности – 1 мин.
5 Изучение нового материала - 18 мин.
6. Закрепление -5 мин
7. Рефлексия - 3 мин.
8. Домашнее задание - 1 мин
9. Оценивание.1 мин.
Ход урока
-
Организационный момент.
Приветствие учащихся, создание доброжелательной и рабочей атмосферы в классе.
Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку.
-
Проверка домашнего задания.
Вопросы для повторения:
- Выделите основные черты рельефа России.
- Дайте оценку строения поверхности с точки зрения возможностей хозяйственного освоения территории.
Метод «картографический диктант».
(1 ученик работает у доски с использованием настенной карты «Физическая карта России», остальные ребята все объекты отслеживают у себя в атласах и записывают ответы в тетради)
1. Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались “камень”.
2. Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены.
3. Самые высокие горы Юга Сибири.
4. Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют “Дальневосточным Уралом”.
5. Крупнейший горный хребет Камчатки.
6. Нагорье к северо-востоку от озера Байкал.
7. Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов.
8. Самое восточное нагорье России.
9. Горы на полуострове Таймыр.
10. Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника.
Проверка:
1. Уральские горы
2. Верхоянский хребет
3. Горы Алтай
4. Горы Сихотэ-Алинь
5. Срединный хребет
6. Становое нагорье
7. Горы Саяны
8. Чукотское нагорье
9. Горы Бырранга
10. хребет Черского
( взаимопроверка, выборочное оценивание)
Учитель: Какие формы рельефа мы сейчас с вами перечисляли?
( это горы)
Учитель: Верно, а кроме гор какие еще формы рельефа встречаются в России?
(равнины)
Географическая разминка у карты: Показать равнины ( Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская, Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Северо- Сибирская низменность), работы с атласами и настенной картой.
3. Актуализация опорных знаний.
Вопросы:
-
Что такое выветривание?
-
Какие вы знаете виды выветривания?
-
Влияет ли человек на изменение рельефа? Свой ответ аргументируйте.
4.Мотивация учебной и познавательной деятельности.
Вам всем знакомый процесс лепки фигурок из пластилина или глины. Человека, который лепит профессионально называют скульптором.
Природу Земли можно сравнить ос скульптором: она неутомляемо «лепит» и образовывает образ поверхности нашей планеты. С работой одной из ее «рук» вы уже знакомы – это внутренние силы Земли. А что делает «другая рука» природы? Почему поверхность Земли такая разнообразная? Сегодня на уроке мы узнаем, как работает «вторая рука», откуда ее силы и какой ее результат.
Проблемный вопрос: Как работает «вторая рука» скульптура природы, откуда ее силы и какой ее результат?
Почему облик земной поверхности постоянно меняется? Какие существуют современные рельефообразующие процессы? (ученикам необходимо ответить в конце урока)
5.Изучение нового материала
Какую поставим цель?
Цель: изучить, как зависят формы рельефа от внутренних и внешних геологических процессов.
Учитель: посмотрите на доску (на доске заранее написаны термины): эндогенные процессы, экзогенные процессы, курчавые скалы, озы, камы, антропогенные формы рельефа – эти термины мы сегодня на уроке рассмотрим, а некоторые вспомним.
Далее объяснение ведётся при помощи логического опорного конспекта.
Учитель: Все современные рельефообразующие факторы делятся на 2 группы: внутренние и внешние – эндогенные и экзогенные. Оба фактора действуют одновременно
Метод «творческая лаборатория»
Задание: записать в тетрадь схему и заполнить ее в ходе рассказа учителя и сообщения ученика.
РЕЛЬЕФООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
↙ ↘
Эндогенные (внутренние) Экзогенные ( внешние)
Рассказ учителя. Эндогенные (внутренние) – это высокие давления и температуры, которые действуют внутри нашей планеты и стремятся вырваться наружу, способствуют движению литосферных плит. Под действием эндогенных факторов формируются основные элементы рельефа: горы, вулканы, грабены, горсты, межгорные котловины. Внутренние силы Земли проявляются в виде землетрясений и вулканической деятельности. Таким образом, эндогенные факторы созидают рельеф.
Экзогенные (внешние): только возродившись, горы начинают разрушаться. Днём солнце нагревает горы, ночью – они остывают, горные породы постепенно растрескиваются. Осадки проникают глубоко в трещины, под действие низких температур вода застывает и трещины углубляются. Текучие воды подтачивают обломки и перемещают их вниз. Ветер сдувает частички разрушенных горных пород к подножию гор. Очень часто в расщелины ветер заносит опавшие листья, которые образуют перегной. В этих местах начинают развиваться растения, которыми своими корнями также разрушают горы. (Вспомните, как нежный росток пробивается сквозь асфальт). Этот процесс называется выветриванием.
Сообщение ученика «Деятельность ледников». В четвертичный период из-за похолодания климата во многих районах Земли возникло несколько древних покровных оледенений . В некоторых районах – центрах оледенения – на протяжении тысячелетий шло накопление льда. В Евразии такими центрами были горы Скандинавии, Полярный Урал, плато Путорана на
севере Среднесибирского плоскогорья и горы Бырранга на полуострове Таймыр. Под действием собственного веса ледник сползал на юг.
При своём движении древний ледник сглаживал неровности рельефа, сдирал рыхлые породы, выламывал крупные камни.
Так постепенно в течение миллионов лет под действием внешних сил происходит разрушение и сглаживание рельефа.
(выполненное задание)
РЕЛЬЕФООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
↙ ↘
Эндогенные (внутренние) экзогенные ( внешние)
Движение литосферных плит работа ветра
Магматизм работа воды
работа ледника
выветривание
Вопрос к учащимся: От чего зависит рельеф поверхности?
Ожидаемый ответ (вывод): рельеф- результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. ( запись в тетрадь)
Слайд 1,2
Физкультминутка.
Ребята, а давайте мы с вами изобразим в движениях внутренние и внешние факторы, о которых говорили. Смотрите на меня и повторяйте движения.
Метод «дополни схему»
Задание: изучить текст параграфа 23 ( стр.86-87) и составить схему « Виды выветривания» с объяснением причин.
Выветривание
↙ ↓ ↘
Физическое химическое органическое
? ? ?
Слайд 3
Метод: «причинно-следственные связи»
Задание. Используя раздаточный материал и текст учебника стр.87-89 составить схемы причинно- следственных связей. Указать причину образования форм рельефа.
Пример.
Причина → следствие
действие ледника → бараньи лбы.
Правильно выполненное задание в тетрадях:
Причина → следствие
Действие ледника → «бараньи лбы», озы, камы, моренные холмы, зандровые равнины, озерные котловины
Действие текучих вод → речные долины, поймы, террасы, овраги, балки, карстовые пещеры
Деятельность ветра → эоловый рельеф, дюны, барханы
Деятельность моря → различные типы берегов
Слайд 4,5,6
Сообщение ученика: Человек также воздействует на рельеф, изменяя его. Наиболее ощутимое воздействие на рельеф человека связано с добычей полезных ископаемых. Из отвалов пустой
горной породы возникли целые горы – терриконы, от выработанных горных пород – карьеры. Такие формы рельефа называются антропогенными.
Дополняем схему ( запись в тетрадь)
Деятельность человека → Карьеры, терриконы
Учитель: Какие из изученных форм рельефа встречаются в нашем Донецком крае? (балки, овраги, речные долины )
Существуют ли формы рельефа ледникового происхождения? (нет, ледник до территории Донецкой области не дошел)
Какие антропогенные формы мы можем наблюдать в Донбассе? Почему? ( терриконы, связанные с добычей угля)
6.Закрепление:
Учитель. Возвращаемся к проблемному вопросу.
Почему облик земной поверхности постоянно меняется?
Какие существуют современные рельефообразующие процессы?
Как работает «вторая рука» скульптора природы , откуда ее силы и какой ее результат?
Метод «Установи соответствие»:
А) экзогенные формы рельефа Б) эндогенные формы рельефа
В) антропогенные формы рельефа
1. Горы 2. Курчавые скалы 3. Равнина 4. Терриконы 5. Карьеры 6. Карстовые пещеры 7.Дюны 8.Барханы 9.Озы 10. Камы 11 Вулканы ( ответы: А-2,6.7,8,9,10; Б-1,3,11; В-4,5)
Взаимопроверка.
7. Рефлексия.
Достигнута ли цель нашего урока?
Удалось ли решить поставленные задачи?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать еще?
Где можно применить новое знание?
8. Оценивание.
9.Домашнее задание.
Изучить параграф 23, письменно задание 8. 9 стр.89. С помощью карт атласа и дополнительных источников информации определить и записать в тетрадь регионы России с формами рельефа, сформированных под действием внешних сил.
Раздаточный материал.
При своём движении древний ледник сглаживал неровности рельефа, сдирал рыхлые породы, выламывал крупные камни. Выступы прочных скальных пород, попадавшихся на пути движения, ледник закруглял и отшлифовывал, придавая им форму бараньих лбов. Скопления бараньих лбов называют курчавыми скалами.
Ледник как бульдозер сгребал при своём движении всё, что попадалось на пути – камни, дресву, мягкие породы. При таянии этот материал перемешивался и прессовался.
Этот ледниковый материал называется мореной. Среди ледниковых наносов встречаются озы – длинные, узкие извилистые валы, и камы – небольшие крутосклонные холмы.
В засушливых, пустынных районах нашей страны (Прикаспийская низменность) встречаются эоловые формы рельефа. Их создаёт ветер. Чаще всего они представлены дюнами и барханами.
Текучие воды – один из самых мощных факторов перестройки рельефа. Вспомните поговорку «Вода камень точит». Потоки воды воздействуют на рельеф, разрушая горные породы. Наиболее распространёнными результатами деятельности текучих вод являются речные долины, овраги, балки и карстовые пещеры.
Слайд 1,2
Слайд 3,4
Слайд 5,6