Открытый урок по теме «Жить или курить»
Продавец:
Покупайте табак, прекрасный табак. Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет.
Мальчик:
- А почему стариком не буду?
Продавец:
- Потому что до старости не доживёшь
Мальчик:
- А почему собака не укусит?
Продавец:
- Так ведь с палкой ходить будешь.
Мальчик:
- А почему вор в дом не залезет?
Продавец:
- Потому что всю ночь кашлять будешь.
Ход урока.
Сегодня у нас необычный урок. Проведем мы его, обсуждая проблему для человечества – наше будущее, здоровое человеческое будущее, без вредных привычек. Одной из которых является пагубная привычка – курение. Большинство ученых, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека.
В разных странах мира за последние 30 лет курящих стало меньше, их количество сократилось в 2-3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. У нас в стране количество курящих увеличилось в 3 раза – и это не пердел. Можно смело сказать, я думаю, большинство и скажет – это модно. А мы давайте подумаем – модно ли это? А может стоит задуматься над проблемой "жить или курить"?
На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить, решая задачи на нахождение процентов. Закрепить тему процентов.
Повторение ранее изученного
1. Проведем зарядку для ума.
устный счет.
- что такое 1%
- что такое 100%
2) прочитайте число и представьте в виде процента
- 0,5 , ½, 0.17, 1,01 , 2/5 , 1/25, ¾, 0,017
3) представьте в виде дроби проценты
13%, 4%, 25%, 1,3%, 112%, 50,3%
2. К нам пришла ученица старших классов. Она решила посмотреть, как вы умеете решать задачи на проценты. И заодно узнать ваше мнение о таком модном вопросе, среди подростков, куришь ли ты.
Ст.кл:
Ребята, меня зовут ______. Я учусь в __классе. И на уроках химии мы изучаем состав веществ. Как дом состоит из кирпичиков. А кирпич из глины, песка и воды. Так и сигаретный дым состоит из многих ядовитых веществ. У меня к вам просьба – помогите определить процентное содержание некоторых веществ в табачном дыме. Я вам предлагаю следующую задачу.
Задача №1.
В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ разрушающих организм. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ: синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония – в одной сигарете, если никотина 2%, табачного дегтя в 7,5 раз больше чем никотина, окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя. Полоний составляет 2/3 от количества окиси углерода.
Можем записать формулы некоторых веществ.
СО – окись углерода.
НСN – синильная кислота.
C6HO2N – никотиновая кислота
Учитель:
Но эту задачу мы можем решить даже устно. С чего начнем?
Коллективное решение задачи
Учитель:
- Все эти ядовитые вещества влияют на организм человека. Курильщики страдают от многих заболеваний.
Например: Рак легких, склероз, инсульт, сердечно-сосудистые заболевания, язва желудка, цирроз печени, болезни ног. Нет органа, на который не влияло бы курение.
Невольно возникает вопрос – почему же люди все-таки курят?
- любопытство
- подражание взрослым
- принуждение детей курящими
- чувство новизны
- чтобы показаться солидным
- кокетство
- быть крутой
- снятие нервного напряжения
Когда же чаще начинают курить?
Конечно в подростковом возрасте.
Задача №2.
Анкетирование показало, что побывавших курить мальчиков 18%, а девочек 5 %. Определите, сколько детей в нашей школе пробовало курить. Если мальчиком у нас 425, а девочек 620.
Вывод:
Если в одном классе в среднем 25 человек, то 4 класса учеников школы не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы, появляется неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, из-за быстрой утомляемости ухудшается успеваемость.
Задача№3 (устно)
При проверке состояния здоровья учеников 11Б класса из 20 человек, со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания органов дыхания и пищеварения. Остальные по 1 заболеванию. Сколько учащихся группы имеют по 2 заболевания, а сколько по 1?
Ну и как вы думаете – нужно ли курить? Нужно ли придерживаться этой моды?
Учитель:
Оказывается, одна затяжка укорачивает жизнь на 1 вдох, одна сигарета на 15 минут. И вот я вам предлагаю следующую задачу.
Задача №4.
Курящие дети сокращают жизнь на 15%, определите какова продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.
Стоит ли начинать курить, если срок жизни укорочен?
Как вы думаете, кто является примером для подражания?
Конечно же, взрослые. В первую очередь, родители. Дети, рожденные в семьях курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями, раздражительны.
Давайте посчитаем средний вес новорожденного ребенка, если родители курят.
Задача№5.
Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 300 гр. Если у ребенка отец курит, то его вес меньше среднего на 125 гр., если курить мать – меньше на 300гр. Определите, сколько процентов теряет в весе новорожденный, если
курит мама
курит папа
Ответ округлите до единиц.
Ученики: Согласимся, что полностью здоровым этот малыш не будет. Ему придется расплачиваться за легкомыслие родителей всю жизнь.
Учитель: Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, для здоровья вредно. Может ли кто-нибудь привести из вас доводы полезности? Во всем мире идет борьба с табаком. ВО многих странах запрещено курение на рабочем месте. Серьезный работодатель может отказать в приеме на работу или уволить курящего. Причину этого может объяснить такой пример:
Если хороший секретарь – машинистка курит, то на странице печатного текста в 8000 знаков у нее будет 4% ошибок. Сколько ошибок она сделает на той странице? Сколько у нее ошибок будет, если знаков будет в 1,5 раза больше?
Мы можем даже поговорить о материальной стороне.
Задача№7.
Определить сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий 1 пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 56 руб., ежемесячная зарплата – 12000 руб., в месяце 30 дней.
Это те деньги, которые можно было потратить на образование, покупку нового телефона, на еду и одежду. Тратятся на вред себе.
Подведение итогов.
Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно 5 выкуренным сигаретам. Табачный дым "эффективен» в радиусе 10 метро вот дымящейся сигареты.
Довольно громкий скандал произошел в конце 80ых в Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработала в комнате с 4 курящими мужчинами. И умерла от рака легких. На основании решения суда, компанию принудили выплатить родственникам умершей денежную компенсацию.
А что делается, чтобы люди меньше курили?
Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах. Во Франции с 96 года запрещено курить в ресторанах и барах. В нашей республике с марта 2003 года издан указ Президента, по которому нельзя курить в общеобразовательных, медицинских учреждениях, в общественном транспорте. И по нашей школе есть приказ, который запрещает курить на кшольной территории, запрещена реклама. А на территории Российской Федерации действует
Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
Ограничения мест для курения
Ограничения торговли табачными изделиями Запрет рекламы
Всемирная организация здравоохранения выдвинула тезис: Право некурящих на чистый воздух, выше права курящего на курение.
Я думаю, что вы серьезно задумаетесь над вопросом жить или курить и выберете верный ответ, что необходим каждому из нас. И дома поговорите на эту тему.
Инструктаж домашнего задания.
- Узнайте у ваших мам, какой вес был у вас при рождении. И каким он был бы, если бы родители не курили.
- Поговорите о вреде курения со своими сверстниками.
На этом у нас все задания закончились. Мы ответили на поставленные вопросы и решили задачи на проценты. Осталось ответить: Модно? Полезно? Стоит ли начать?
А все-таки жить или курить?