СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по технологии "Швейная машина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по технологии в 5 классе. Тема: "Швейная машина"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок технологии в 5 классе по теме»

Открытый урок технологии в 5 классе по теме "Швейная машина".



Цель: знакомство учащихся с историей и устройством бытовой швейной машины, создание условия для формирования навыков работы на ней.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с устройством бытовой швейной машины, правилами организации рабочего места швеи, правилами техники безопасности при работе.

  • Способствовать формированию у учащихся навыков работы на бытовой швейной машине

Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности в работе, бережного отношения к оборудованию, интереса к швейным работам.

Тип урока: комбинированный: урок сообщения новых знаний.

Форма обучения: групповая.

Методы проведения занятия:

  • объяснительно - иллюстративный (рассказ, беседа, демонстрация);

  • метод стимулирования и мотивации интереса к обучению;

  • метод контроля и самоконтроля;

Межпредметная связь: ИЗО, русский язык, история.

Материально - техническое оснащение: швейная машинка, карточки

Ключевые понятия проводимого занятия: швейная машинка, устройство швейной машинки, техника безопасности при работе на швейной машинке.

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявлять интерес к содержанию предмета занятия;

- осознать потребность в изучении темы;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения.

Метапредметные:

Познавательные умения:

- отвечать на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию, обобщая её.

Регулятивные умения:

- определять цель деятельности;

- планировать предстоящую практическую деятельность;

- учиться высказывать своё предположение на основе опытов;

-учиться совместно с другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности;

- определять степень успешности выполнения своей работы и работы других.

Коммуникативные умения:

- учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;

- сотрудничать, договариваться;

- доказывать свою точку зрения, подбирая аргументы для объяснения.

- конструировать небольшие устные речевые высказывания на основе проведённых экспериментов.

Предметные:

- знать историю происхождения швейной машинки;

- владеть знаниями об устройстве швейной машинки;

- знать и применять технику безопасности при работе на швейной машине.

Средства диагностики: самостоятельная и практическая работа. Рефлексия

ХОД УРОКА

I. Организационный этап (Самоопределение к деятельности).

Цель: Включить учащихся в самостоятельную учебно - познавательную деятельность;

Приветствие. Проверка присутствующих. Организация рабочего места. Проверка готовности учащихся к уроку. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Добрый день! Я рада снова видеть вас всех и надеюсь на взаимность. Давайте поприветствуем всех присутствующих. Соседку по парте потрогайте за плечо и улыбнитесь, остальным присутствующим помашите рукой.

II.Актуализация знаний

Цель: устранить в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях; выяснить степень усвоения материала;

Повторение пройденного материала.

Сегодня нас ждет удивительно творческая работа. Но прежде чем к ней приступить я вам предлагаю проверить свои знания по теме предыдущих уроков

Тест. Самооценка (1 вопрос-1 балл) (Пр. № 1)


III.Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Цель: организовать подводящий или побуждающий диалог по объяснению нового материала.

Учащимся предлагается угадать загадку и попробовать сформулировать тему урока и цели урока.

- Отгадайте загадку:

Колесо свое верчу,

Звоню, весело стучу.

Достает моей сноровки,

Чтобы сделать всем обновки.

Получайте, ребятишки,

Платья, кофточки, штанишки.

(Швейная машина)


- Хотелось бы вам научиться шить на швейной машине?

- Как вы думаете пригодиться ли вам в будущем умение работать на швейной машине?

- А сейчас подумайте и скажите, как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?

Правильно, тема урока «Бытовая ш/машина»

- А для того что бы мы могли работать на швейной машине, что мы должны знать и уметь?

Целеполагание.
Правильно.
Сегодня на уроке мы познакомимся со швейной машиной, с историей ее появления, мы будем учиться готовить машину к работе, т.е овладеем знаниями об устройстве швейной машинки.

Ваши успехи в шитье во многом зависят от того, насколько хорошо вы научитесь пользоваться швейной машиной.

И так, швейная машинка приветствует вас!

-Откуда же появилась швейная машинка, попробуем ненадолго вернуться в прошлое.

Сообщение «История создания швейной машинки». Заполнить таблицу. (Пр.№2)

- Теперь вы знаете, кто и когда придумал швейную машинку. Что такое швейная машина?

Швейная машина – основной инструмент для работы с тканью. Швейные машины служат для соединения деталей изделий с помощью швейных ниток.

Применение швейных машин позволяет ускорить и облегчить труд, повысить качество работы. Машинные швы ровнее, прочнее и аккуратнее ручных.

Сообщение «Знакомство со швейными машинами». (Пр. №3)

- Посмотрите на машины, находящиеся в кабинете, определите, как они приводятся в движение? Какой из приводов наиболее быстроходный? (Ручной, ножной, электрический приводы. Самый быстроходный – электрический.)

-Давайте ближе познакомимся с нашей чудесной помощницей.

(Работаем с изображением и швейными машинами. Рассматриваем устройство современной машины с электроприводом и машины 2М ПМЗ с ручным приводом.)

На гладкой и прочной платформе прямо и важно стоит стойка машины, которая удерживает рукав. И хотя рукав полый, но не пустой. Внутри его проходит работяга и труженик – главный вал. Именно он приводит в движение внутренние механизмы швейной машины. Справой стороны рукава мы видим круглый диск махового колеса, а слева – головку рукава. Она очень важная особа, так как начинена очень сложными механизмами иглы, лапки и нитепритягивателя. Лапка, если вы опустите её рычагом вниз, прижмёт ткань к платформе швейной машины, чтобы она не вредничала и продвигалась зубчатой рейкой на длину стежка. Нитепритягиватель начнёт сдёргивать нитку с катушки и подавать её игле. Игла выполнит за вас швейные работы, прокалывая ткань и образовывая стежки.

Привести в движение машину можно при помощи устройства, называемого приводом


IV.Физкультминутка (Ролик)

V.Этап творческой работы

Цель: Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Практическая работа учащихся «Знакомство с бытовой универсальной швейной машиной с электрическим приводом» (Пр. №4)


Задание 1. Найди детали швейной машины по рисунку и на самой швейной машине. Воспользуйся карточкой 5.
Задание 2. Вклей в рабочую тетрадь карточку 5.

Задание 3. Вклей в рабочую тетрадь карточку 6. (Пр. 5)

VI.Подведение итогов урока

Цель: Зафиксировать новое содержание, изучение на уроке.

Тест на по теме «Сведения о швейных машинах». Самооценка (2 вопроса-1 балл) (Пр. № 6)


VII.Рефлексия

Цель: Ответить на вопросы. Оценить собственную деятельность на уроке.

Заполнить анкету (Пр. 7)

Заключительный этап.

Умение шить не дается просто так. Мастерицы, из-под рук которых выходят красивые и необычные вещи, не сразу подружились со своими швейными машинами. Поэтому необходимо понимать, что швейные машины – это лишь инструменты. Сами по себе они ничего не сошьют, нужен человек, который будет их использовать, причем использовать умело – только в этом случае результатами своего труда не стыдно будет похвастаться.

Считаю, что цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.


VIII.Домашнее задание.

Цель: включить новый способ действий в систему знаний учащихся.

Составить СИНКВЕЙН по теме урока. (Пр. №8)

Выучить технику безопасности и санитарно-гигиенические требования. (Пр. № 5)

Принести спецодежду, рабочую шкатулку с инструментами и приспособлениями, ткань 30х30 см.































Просмотр содержимого документа
«Приложения к уроку»

Приложение № 1

КАРТОЧКА 1

Тест (повторение пройденного материала)

1. Узкая полоса по краю ткани:

а) каемка

б) оборка

в) кромка


2. Как называется процесс, в результате которого из волокон получают пряжу

а) ткачеством

б) прядением

в) крашение


3. Что определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте и отделки ткани

а) кромку

б) нити основы и утка

в) лицевую и изнаночную стороны


4. Какой звук издает ткань при резком растяжении по нити основы:

а) глухой

б) звонкий

в) не издает звука


5. Свойство ткани впитывать в себя пыль:

а) влагопроводимость

б) пыленепроницаемость

в) расплетаемость



























Приложение № 2

КАРТОЧКА 2

Сообщение «История швейной машины»

- Швейные машинки появились на свете очень давно. Намного раньше, чем автомобили и даже велосипеды. Первый проект машины для шитья одежды разработал в 1496 го­ду Леонардо да Винчи. Много десятилетий спустя после Лео­нардо да Винчи люди придумывали новые способы быстрого и надежного соединения ткани. Так, Карл Вейзенталь, живший и Англии в середине 18 века, в 1755 году изобрел машину, копирующую принцип образования ручных стежков. Но все созданные в те далекие времена машины не получили широкого распростране­ния и признания, потому что были очень несовершенны. Были они однониточными, получаемый цепной шов легко распускался. И только в 1834 году американец Уолтер Хант придумал скреп­лять ткань двумя нитками сразу: он изобрел челночное устрой­ство и иглу с ушком на заостренном конце. А в 1845 году аме­риканец Эллиас Хоу, которого считают отцом швейных машин, создал стабильно работающую швейную машину, в которой челнок снизу подает иголке нитку, а иголка ее захватывает, и образуется крепкий двухниточный шов. Этот принцип исполь­зуется в швейных машинах и сейчас. Механизм прижима тка­ни - прижимную лапку изобрели Ален Вильсон(1850год) и Исаак Зингер (1851 год) и довели машинку до современного вида. Начиная с 1870 г. фирма «Зингер» не только расширялась в США, но и открыла свои филиалы в различных странах мира. В России первый завод по сборке швейных машин был построен в г. Подольске в 1900 г. А наш соотечественник Владимир Николаевич Чиколев в конце 19 века изобрел первую электри­ческую швейную машину. Сегодня электрические швейные ма­шины могут работать со скоростью 10 000 стежков в минуту!

КАРТОЧКА 3

ИСТОРИЯ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ

Годы

Имя изобретателей

Изобретение


Леонардо да Винчи


Была не востребована

1755

Карл Вейзенталь



1834



Изобрел челночное устройство и иглу с ушком на заостренном конце

1845

Эллиас Хоу




Ален Вильсон и ………………

Довели машину до современного вида, движение иглы вертикальное.

Конец

19 века


Изобрел первую электрическую машину













Приложение № 3

КАРТОЧКА 4

Сообщение «Знакомство с современными швейными машинами»

Современная швейная машина сегодня имеет полное право стать частью «умного дома», потому что в своем деле она умеет практически все. Она шьет, вышивает, обметывает, выполняет множество декоративных строчек, прошивает кожу и различные виды тканей, пришивает пуговицы, шьет двойной иглой и даже разноцветными нитками, сама настраивается на оптимальный вариант, подсказывает дальнейшие шаги портнихе и даже подключается к Интернету, чтобы получить свежую информацию для работы. В них автоматизировано практически все – от заправки нитки в иглу до ее обрезки по окончании шитья.

Знакомство с классификацией швейных машин. Виды швейных машин.

Современные фабрики оснащены швейными машинами, полуавтоматами и автоматами, которые не только стачивают ткань, но и обмётывают осыпающиеся срезы, пришивают пуговицы, обрабатывают целые узлы швейных изделий. Они бывают:

– электромеханические;
– компьютеризированные;
– швейно-вышивальные.

Швейные машины могут быть бытовыми и промышленными, универсальными и специальными.

  • по выполняемым операциям: специальные, универсальные;

  • по виду приводов: с ручным, ножным, электрическим.

Специальные машины выполняют только одну определенную технологическую операцию: выполнение петель, пришив пуговиц и т. д.

На универсальных машинах можно выполнять швы различных видов, строчки разной длины и направления, используя специальные приспособления можно выполнять петли и т. д.

В домашних условиях используют бытовые швейные машины с ручным, ножным, электрическим приводами. Привод - это устройство, с помощью которого машина приводится в движение.

Основной элемент электрических швейных машин – это электрический привод. Он представляет собой электромотор, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление работой привода обычно осуществляется с помощью ножной педали, причем скорость шитья пропорциональна силе нажатия на педаль.























Приложение № 4

КАРТОЧКА 5

Задание:

1. Найди детали швейной машины по рисунку и на самой швейной машине.

2. Вклей в рабочую тетрадь карточку.







  1. Шпиндель намотки шпульки

  2. Катушечный стержень

  3. Нитенаправитель намотки шпульки

  4. Нитенаправитель

  5. Нитепритягиватель

  6. Регулятор натяжения нити

  7. Игольная пластина

  8. Отсек для хранения аксессуаров

  9. Рычаг обратного хода

  10. Ручка выбора строчек

  11. Регулятор длины стежка

  12. Прижимная лапка

  13. Игла

  14. Винт игольного стержня

  15. Рычаг подъема лапки

  16. Маховое колесо

  17. Выключатель

18.Челночное устройство












Приложение № 5

КАРТОЧКА 6

Правила техники безопасности при работе на швейной машине

    1. Перед началом работы на швейной машине волосы убрать под косынку, одежду застегнуть.

    2. Убрать от машины посторонние предметы.

    3. Во время работы не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.

    4. Не держать пальцы возле движущийся иглы.

    5. Утолщенные места прошивать на пониженной скорости.

    6. При появлении запаха гари или дыма вынуть вилку из розетки.

    7. После работы выключить машину, опустить иглу и лапку, предварительно подложив под них кусочек ткани.



Санитарно - гигиенические требования, предъявляемые к работе на швейной машине.

1.Опасности в работе:

Повреждение пальцев иглой

Попадание волос или концов одежды во вращающиеся части швейной машины.

Поражение электрическим током.

2. Что нужно сделать до начала работы:

Застегнуть манжеты рукавов

Проверить исправность машины.

Проверить перед соединением деталей, не остались ли в них ручные иглы или булавки.

3.Что нужно делать во время работы

Установку шпульного колпачка, заправку верхней нити производить при выключенной машине

Не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины

Не передавать ножницы, изделие или детали при включенной машине.

4.Что нужно сделать по окончанию работы.

Выключить машину,

Убрать рабочее место.

















Приложение № 6

КАРТОЧКА 7

Тест на по теме «Сведения о швейных машинах»


1. На свете раньше появились:

а) велосипеды;

б) швейные машины;

в) автомобили.


2. Первые машины для шитья одежды разработал:

а) Леонардо да Винчи;

б) ЭллиосХоу;

в) Уолтер Хант.


3. В середине 18 века машину, копирующую принцип образования ручных стежков изобрел:

а) Леонардо да Винчи;

б) ЭллиосХоу;

в) Карл Вейзенталь.


4. Челночное устройство изобрел:

а) Уолтер Хант;

б) Исаак Зингер;

в) ЭллиосХоу.


5. Швейные машины бывают:

а) с ручным приводом;

б) с ножным приводом;

в) с электрическим приводом;

г) все выше перечисленные приводы.


6. У всех швейных машин имеется общая основная часть:

а) подставка;

б) головка машины;

в) стол. 


7. Механизм прижима ткани изобрел:

а) Уолтер Хант;

б) Исаак Зингер;

в) ЭллиосХоу.


8. Первую электрическую машину изобрел:

а) Уолтер Хант;

б) Исаак Зингер;

в) ЭллиосХоу.

г) Леонардо да Винчи;

д) Владимир Чиколев


9. Перед тобой машины с разными приводами. Найди машину с электрическим приводом; ручным приводом; ножным приводом.

Ответ запиши в виде: а, б, в 
 
10. Привод-это устройство для:

а) наматывания нижней нитки;

б) продвигания материала во время работы;

в) приведения машины в движение;

г) подъёма лапки



 




















Приложение № 7



Анализ проделанной работы (рефлексия)

Анкета:



1.На уроке я работал


2.Своей работой на уроке я


3.Урок для меня показался


4.За урок я


5.Мое настроение


6.Материал урока мне был




7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно


доволен / не доволен


коротким / длинным


не устал / устал


стало лучше / стало хуже


понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен


легким / трудным
интересным / не интересным


























Приложение № 8




«СИНКВЕЙН»


Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:


1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание «синквейна»;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.